Из чего сделана Cosmoscow: рецепт главной московской арт-ярмарки

Как превратить Москву в центр современного искусства

Усилиями создателей Cosmoscow Маргариты Пушкиной и Сандры Недвецкой эти выходные в мировом арт-календаре достались именно Москве. Перед тем как отправиться на осенние ярмарки Viennafair, Frieze London и FIAC, коллекционерам стоит выкроить четыре дня для визита в Россию

В этом году ярмарку Cosmoscow ждет масштабный перезапуск — после дебюта 2010 года и четырехлетнего затишья ее создатель Маргарита Пушкина и содиректор Сандра Недвецкая вновь вернулись на арт-сцену. Cosmoscow откроется в "Манеже" на этой неделе, в ней участвует 26 галерей из России и стран зарубежья. На их стендах будет представлено порядка 80 художников, творчество которых охватывает последние 100 лет в истории мирового искусства. О том, что можно увидеть на ярмарке с 19 по 22 сентября, нам рассказали директора Cosmoscow Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая. С планами на грядущие выходные мы моментально определились.

В чем состоит принципиальное отличие Cosmoscow от других арт-ярмарок?
Сандра Недвецкая: Мы с Маргаритой провели исследование всех важных ярмарок современного искусства в мире, чтобы понять, в каком направлении должен двигаться наш проект. У Сosmoscow действительно есть определенная специфика, раз уж она проходит в России, но мы решили, что она не должна слишком уж сильно отличаться от классического формата коммерческих ярмарок. Многие галеристы и коллекционеры не раз говорили нам, что хотят увидеть что-то новое и для них самое главное — свежие, непримелькавшиеся лица. Эту задачу мы решаем, делая большой акцент на некоммерческой составляющей.

Маргарита Пушкина: Наша ярмарка не только торговая площадка, но и платформа для коммуникации. Несмотря на многие прекрасные инициативы по продвижению российского искусства, оно все же плохо известно за рубежом. Мы хотим помочь молодым российским художникам познакомиться с международными деятелями искусства, а коллекционерам — с новыми талантливыми представителями нашей арт-сцены.

С.Н.: Наша цель — это синергия между российскими и зарубежными арт-профессионалами, а также доказательство того, что Москва — важная точка на международной карте современной культуры и она должна быть таковой.


В каком процентном соотношении представлено российское и зарубежное искусство?
С.Н: В этом году — 60/40. Но это не значит, что оно не будет меняться. Да, мы хотим показать русских художников зарубежным коллекционерам, но перед нами стоит и другая задача — привезти в Москву важные галереи из других стран. К их числу относятся галерея Michael Werner, представляющая многих ведущих художников XX и XXI веков (на ее стенде, в частности, можно будет увидеть работы Георга Базелица, Марселя Бротарса и Зигмара Польке), мадридская Javier Lopez с работами Алекса Каца и Хосе Марии Итурральде, миланская Massimo De Carlo, которая привозит произведения Джорджа Кондо и Яня Пэй Мина, и другие. Российские галереи будут представлять одного-двух художников, чтобы дать возможность международным коллекционерам лучше познакомиться с ними.

нужно основываться на собственном вкусе, однако не грешно в нем и сомневаться

Каких молодых российских мастеров вы недавно для себя открыли?
С.Н.: Могу назвать имя Данилы Ткаченко — совсем молодого фотографа, чьи работы будут выставлены на благотворительном аукционе Оff White в рамках Cosmoscow. Он исследует заброшенные индустриальные зоны, находящиеся в отдаленных точках России. В его снимках воскресают старые и давно забытые мечты о будущем, которое так и не наступило.

Чем Cosmoscow 2014 года отличается от самой первой ярмарки?
С.Н.: Нам удалось заручиться поддержкой таких влиятельных некоммерческих фондов и институций как, в частности, Музей современного искусства "Гараж" — они стали нашим официальным партнером и организовали прекрасную детскую программу. Нас многие поддерживают — например аукционный дом Christie's, Фонд Натальи Водяновой "Обнаженные сердца", Пространство современного искусства YARAT, портал Artsy и не только. Я считаю это одним из наших главных достижений в этом году. В рамках ярмарки также будет анонсирована новая ежегодная совместная программа по развитию молодого русского искусства Фонда V-A-C и Музея современного искусства Антверпена M KHA.

М.П.: Кроме того, мы работаем над собственным некоммерческим проектом. Это патронская программа. Я давно общаюсь со многими русскими художниками, и некоторым из них мы оплачиваем мастерские. Это дает не столько финансовую поддержку, сколько возможность коммуникации: всем хочется поделиться своими идеями и получить отклик на то, что они делают. Наш проект очень масштабный, и приходится заниматься многими вещами, но взаимодействие с художниками — это, пожалуй, самая любимая часть нашей деятельности.

У нас возродились некоторые идеи, которые не удалось реализовать в первый год. Например благотворительный арт-аукцион, который пройдет в пользу Фонда "Обнаженные сердца" Натальи Водяновой совместно с аукционным домом Christie's. Это будут первые торги, посвященные исключительно современному искусству и молодым художникам.

Наталья Водянова наряду с несколькими деятелями культуры входит в "Совет коллекционеров" Cosmoscow. Чем они занимаются?
М.П.: Все они помогают нам советами. В то же время это знаменитые люди, которых объединяет интерес к развитию современного искусства в России, и они своим участием в Cosmoscow привлекают внимание широкой публики.

Современному арт-рынку в России присуща такая черта как раздробленность, и она препятствует его развитию. Куда сейчас движется этот рынок?
М.П.: Судя по реакции людей, с которой мы сталкиваемся сейчас, все наконец поняли, что только общими усилиями возможно совершить качественный скачок. Мы постоянно подчеркиваем, что у русского современного искусства есть большая история, свои звезды, именитые художники и галеристы, но сейчас наступил новый момент: совместными усилиями нужно постараться объединить всех заинтересованных лиц. 

С.Н.: Мы постоянно анализируем происходящее и видим в нашей стране те структурные элементы, которые свойственны сфере современного искусства как отрасли. Сейчас, мне кажется, наступил тот момент, когда эта структура будет четче оформляться. Очень важны образовательные и другие некоммерческие платформы. Для нас финансовая сторона Cosmoscow, безусловно, очень важна и мы хотим расширить круг коллекционеров в России и за рубежом, но не менее важно развить интерес публики путем образовательных мероприятий.

Чтобы начать разбираться в современном искусстве, нужно его покупать

С чего, по-вашему, стоит начать свою личную коллекцию?
С.Н.: Нет никакого рецепта. Все вечно спрашивают: "Какую первую работу вы купили?" Обычно она не принадлежит к той категории искусства, которая интересует коллекционеров. Тем не менее вы никогда ее не забудете.

М.П.: Основной посыл таков: нужно основываться на собственном вкусе, однако не грешно в нем и сомневаться. Вкус, как и сам человек, постоянно находится в развитии.

Каков ценовой диапазон работ?
С.Н.: Мы хотим дать возможность приобрести произведения людям с разным финансовым достатком. Цены на них начинаются от двух тысяч евро — за эту сумму можно найти работу в секции "Новые имена" (Discovery). Мы предлагаем сравнительно недорогое российское искусство наряду с весьма крупными произведениями, которые показывают российские галереи и привозят наши звездные западные партнеры. Среди них — работы Зигмара Польке, Алекса Катца и многих других художников, которые уже заняли свою нишу в современном искусстве.

Ольга Татаринцева. Colour of the sound, 2014. Стенд галереи Pop/Off/Art

Каких еще знаменитых художников можно будет посмотреть на Cosmoscow?
С.Н.: Кристофера Вула, Илью Кабакова, Марка Ньюсона, Урса Фишера, Кристофера Уильямса и не только. Их мы покажем в параллельном проекте Cosmoscow — выставке "Глазами коллекционера". Мы пригласили несколько влиятельных российских меценатов, которые давно собирают западное искусство, и попросили их предоставить одну или две работы из своих собраний.

Как вы сами начали заниматься искусством?
М.П.: Интерес к нему был у меня с самого детства: я вклеивала картинки в чудесный альбом, который храню до сих пор. Однажды, поехав на "Арт Базель", я познакомилась с Айдан Салаховой, а вернувшись домой, к своему удивлению, обнаружила ее портрет кисти ее отца на первой странице своей книги. После ряда знакомств с архитекторами, художниками и кураторами я была заинтригована их разговорами и поняла, что хочу изучать искусство. После университета я участвовала в создании журнала по архитектуре, а потом начала собирать искусство сама. Коллекционирование выводит общение с арт-средой на совершенно новый уровень. Чтобы начать разбираться в современном искусстве, нужно его покупать.

С.Н.: Человеку на самом деле нельзя привить желание коллекционировать искусство, если он сам этим не занимается. Это интересный процесс, в который стоит погрузиться. Я его прочувствовала и поняла философию коллекционеров, когда узнала, что ради покупки своей первой работы Эрнст Байелер заложил дом. Он понимал, что он сумасшедший, что у него есть жена и ребенок, но игра стоила свеч. Впоследствии он продал эту картину в десять раз дороже.

Заходя с мужем на Art Basel или другую ярмарку искусства, мы сталкиваемся все с тем же азартом. Мои друзья говорят: "Нет-нет, я ничего не буду покупать, потому что нет денег" — а уже через сорок минут встречаются и лукаво спрашивают: "Купил?" — "Да, купил". — "И я тоже". Если ты этим живешь, устоять невозможно. Эту "всеобщую болезнь" создают хорошие галеристы, которые способны заинтересовать коллекционера и заставить его стоять в очереди за той или иной работой. Он понимает, что сначала произведения этого художника будут предложены музеям, в числе первых — Tate или MoMA, но он все равно будет ждать.

С.Н.: Моя история с искусством похожа: интерес к нему был с детства, и передала его мне моя бабушка, которая была хирургом. Она оперировала крупных художников того времени, которые часто приходили к ней в гости, и сама была с головой погружена в арт-среду. Она объездила всю Европу и Америку и собрала огромную по тем временам библиотеку литературы по искусству. У меня вообще была очень художественная атмосфера в семье: мои родители тоже "болели" искусством. Я с раннего детства увлекалась рисованием, а потом уехала в Англию изучать искусство. Во мне была некая маленькая частичка художника, но потом я отошла от этого профессионально и погрузилась в бизнес, экономику и политику. Сначала я работала с коллекционерами и помогала им составлять свои собрания произведений. Могу сказать, что за несколько лет произошел огромный скачок в этой сфере — от коллекционирования классического искусства к современному. Очень интересно видеть две стороны медали: быть одновременно и коллекционерами, и теми, кто это искусство продвигает. Мы с Маргаритой надеемся, что наши таланты в этих областях сделают Cosmoscow лучше.

ALJOSCHA. Object 197, 2014. Стенд галереи Beck & Eggeling (Дюссельдорф)

Как появилось название Cosmoscow и связано ли оно со словом "космос"?
М.П.: Именно так и есть. Мы думали о чем-то передовом и при этом вызывающем ассоциации с Россией, а также хотели, чтобы в названии фигурировала Москва. Cosmoscow — лаконично, коротко и захватывающе.

Дарья Горшкова

17.09.14, 21:30

  • Фото: Стоян Васев