Поиск

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет

«Елицы» вместо Facebook, «Правжизнь» вместо Telegram

Текст: Филипп Вуячич

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: Heritage Images / UniversalImagesGroup / Print Collector / gettyimages.com / elitsy.ru

Ситуация с Telegram перешла в стадию открытого конфликта. Глава Роскомнадзора Александр Жаров пригрозил Павлу Дурову блокировкой мессенджера, если сервис не будет зарегистрирован как распространитель информации. Это подразумевает хранение пользовательских переписок и передачу спецслужбам ключей для расшифровки сообщений. Подобное решение мотивировано тем, что «Телеграмом» пользуются террористы. Между главой РКН и создателем мессенджера начался диалог, в ходе которого Дуров заявил, что для победы над терроризмом с помощью блокировок придется заблокировать интернет. 

Предположим, что РКН все же сдержит свое обещание, а затем выдвинет аналогичные ультиматумы руководству других популярных мессенджеров — WhatsApp и Viber. В таком случае возникает вопрос, кто займет пустующее место. Это свято место может занять РПЦ, чья экспансия в сеть вышла в последние годы на новый уровень.

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет (фото 1)

РПЦ и интернет

Русская православная церковь едва ли ассоциируется с прогрессом и высокими технологиями. На дворе 2017 год, а священники с айфонами продолжают вызывать у прихожан недоумение. Отношение к РПЦ как к этаким современным луддитам подогревается и многочисленными высказываниями патриарха Кирилла.

По словам главы РПЦ, интернет — это «королевство кривых зеркал», «порабощение сознания и воли», общение в соцсетях — «ярмарка тщеславия», а погоня за «лайками» — болезнь. В 2013 году патриарх выступил против использования интернета в монастырях. По его мнению, в Сети много греховного и соблазнительного и если монах берет в руки мобильный телефон с целью выхода в интернет, то он должен задаться вопросом — а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?

Однако в апреле 2015-го Кирилл заявил, что паства представлена в том числе и в социальных сетях и подразделения РПЦ предпринимают определенные усилия, чтобы церковная миссия заговорила на языке социальных медиа. Через месяц патриарх зарегистрировался в социальной сети «ВКонтакте».

В июле 2016-го патриарх благословил создание «православного мессенджера», а в конце года у РПЦ появился свой Telegram-канал. Через некоторое время председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимир Легойда выступил с критикой набора стикеров с изображением патриарха, назвав его примером дурновкусия. В феврале 2017-го РПЦ объявила о запуске мессенджера «Правжизнь Телеграмм».    

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет (фото 2)

В этом году деятельность РПЦ в соцсетях вышла на новый уровень. В январе протоиерей Дмитрий Рощин заявил, что Церковь планирует проводить работу с известными блогерами, в том числе с теми, кто ранее выступал с критикой РПЦ.  Каким образом Церковь собирается взаимодействовать со звездами YouTube после громкого дела видеоблогера Руслана Соколовского, который получил три с половиной года условно за ловлю покемонов в храме, остается вопросом. Рощин также заявил, что Церковь больше не может игнорировать «кибервойны».

В марте патриарх призвал продвигать в соцсетях героический образ Александра Невского. Отметим, что речь идет не о миссионерской деятельности, официально Церковь планирует популяризировать через социальные сети русскую культуру. Помимо видеоблогеров он предлагал привлечь к продвижению классической поэзии рэпера Тимати и группу «Ленинград».  

Но не является ли столь активная миграция РПЦ в соцсети профанацией сакрального? С этим вопросом мы обратились к бывшему председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволоду Чаплину.

«На самом деле как такового перехода от критики соцсетей к их активному использованию у РПЦ не было. Патриарх регулярно говорит как о необходимости присутствовать в соцсетях, так и об их опасностях. Церковь вообще была первым из российских институтов, кто стал пользоваться компьютерами, — еще в конце 80-х. Мы были одними из первых, кто создал сайт, — в 1997 году. Любовь к технологиям была в Церкви всегда — со времен древних монастырей. Так что в целом отношение самое положительное.

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет (фото 3)

Что касается терминалов по оплате услуг РПЦ, то ничего незаконного с церковной точки зрения в этом нет. Если, конечно, та или иная техническая новинка действительно связана с храмом или монастырем. Это не более греховно, чем передача записки паломнику. О молитве можно и в соцсетях попросить, и SMS с просьбой отправить. Впрочем, очень важно установить, что молитва в самом деле совершается, — в конце концов, бывают и мошенники.

Но в остальном нет никакой разницы между личным обращением или в мессенджере. Однако некоторые таинства возможны только в присутствии верующего — венчание, крещение, причастие. Исповедь по телефону допустима только в самом крайнем случае».        

Православная соцсеть

РПЦ в самом деле активно осваивает новые формы коммуникации и даже создает для них новые платформы по образцу уже существующих — так, в 2014 году возникла православная социальная сеть «Елицы». За первые полгода работы в ней зарегистрировались 20 тысяч пользователей, а к середине 2016-го их число превысило 100 тысяч. «Елицы» во многом копируют популярные соцсети, однако религиозный колорит здесь на каждом шагу — прямо на главной странице есть категория «Вопрос батюшке» (с которой соседствует «Вопрос психологу»), в профиле помимо стандартной анкеты есть графа «Выбрать храм». Также пользователям периодически предлагают вступить в «православное интернет-воинство». Кроме того, в сети приветствуются пожертвования — за них можно получить специальный статус «сподвижника».

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет (фото 4)

Создатели «Елиц» (руководителем проекта является Валерий Чепухалин) позиционируют соцсеть как «современную площадку для укрепления связей между православными верующими». В ряде случаев соцсеть пытались использовать в политических целях: после отмены ряда поездок Владимира Путина в «Елицах» провели пятиминутную онлайн-молитву о президенте, патриархе, политиках, а также всех болящих и нуждающихся. В РПЦ акцию назвали частной инициативой, а также отметили, что молитва за руководство страны — нормальное явление в российских храмах. Организатором молитвы стал священник Андрей Ткачев, известный в первую очередь своими проповедями на Майдане во время политического кризиса на Украине в 2013 году.

Православные приложения

Религиозные приложения для смартфонов не отличаются особой выдумкой — цифровая Библия с удобным поиском, всевозможные справочники, молитвословы и словари. Кроме того, они быстро осваивают новые платформы. Так в Telegram уже есть BibleBot, позволяющий найти нужный фрагмент Священного Писания. Разработчик Life.Church занимается выпуском «профессиональных» приложений. Скажем, Church Metrics поможет священникам подсчитать количество прихожан в их церквях.

Однако есть и довольно необычные приложения. Например, с помощью «Исповедального зеркала» можно вести реестр собственных прегрешений. И ладно бы, на этом функционал «Зеркала» исчерпывался, однако оно также способно предлагать пользователю варианты раскаяния. После его осуществления грехи попадают в папку «Прощенные». Воистину прекрасная возможность исповедаться, если у вас нет времени дойти до церкви.

Не менее сюрреалистично выглядит приложение «Свеча за здравие», которое предлагает поставить за здравие человека виртуальную свечу. В целом религиозные приложения делают все, чтобы оторвать мистический опыт от реальных объектов. Если в будущем они получат широкое распространение, то роль посредников между небесной канцелярией и верующими перейдет от Церкви к разработчикам.

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет (фото 5)

Вместо послесловия: Ватикан и интернет

Иным образом дела обстоят с католической церковью, которая мигрировала в соцсети последовательно и взялась за это еще в прошлом десятилетии — так, YouTube-канал Папы Римского появился еще в 2007 году. Избранный в 2013 году понтифик Франциск активно пользуется твиттером и в отличии от своего российского коллеги не закрывает от страждущих комментарии. Да и риторика Папы Римского в отношении соцсетей сугубо положительная. Если верить понтифику, то соцсети — это «дар божий», но уж точно не «королевство кривых зеркал».    

РПЦ тоже волей-неволей придется перехватывать инициативу у разработчиков, работать с лидерами мнений, нанимать толковых SMMщиков и общаться с верующими посредством соцсетей. И все же опыты вроде православного мессенджера по-прежнему выглядят диковато: в одночасье имидж «модных и прогрессивных» не построишь.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7