Поиск

Пуговицы как высокое искусство: выставка в парижском Les Arts Décoratifs

Пуговицы как высокое искусство: выставка в парижском Les Arts Décoratifs

В миниатюре

Текст: Вера Рейнер

Золотые годы пуговицы как главного декоративного элемента давно прошли: с тех пор как была изобретена первая застежка-молния, эти маленькие, но важные детали любого костюма немного растеряли свой статус. Но выставка, которая открылась во вторник в парижском музее Les Arts Décoratifs и продлится до 19 июля, должна напомнить, кто в моде хозяин.

Кураторы Déboutonner la Mode, или в английской версии Unbutton Fashion, собрали в музейных залах более 3 тысяч миниатюрных экспонатов. А также около 100 архивных костюмов и аксессуаров плюс десятки фотографий и скетчей — в том числе и руки самого Кристиана Диора. Пуговичное царство, охватывающее историю этого крохотного предмета с XVIII века до наших дней, раскинулось в итоге на два этажа.

Пуговицы как высокое искусство: выставка в парижском Les Arts Décoratifs (фото 1)

Золотая эра пуговиц пришлась, конечно, на XVIII век — этому периоду посвящена большая часть экспозиции, помещенной на первом этаже. Тогда пуговицы на нарядах знатных особ были настоящими произведениями искусства в миниатюре. И могли стоить даже больше, чем весь остальной костюм. Для создания пуговиц использовались самые передовые, и в наши дни удивительные, методы  одна пуговка, например, могла быть украшена настоящей мозаикой, другая — устроена как крохотная диорама. Французских и английских мастеров, как видите, вряд ли на самом деле удивил бы подвиг лесковского Левши.

Из продукта штучного и редкого в товар массового производства пуговицы превратились в конце XIX столетия. И на пуговичных фабриках на севере Парижа трудились около 30 тысяч человек.

Пуговицы как высокое искусство: выставка в парижском Les Arts Décoratifs (фото 2)

Второй этаж целиком посвящен приключениям пуговицы в XX веке, когда за нее взялись первые кутюрье и дизайнеры-звезды. Любили этот элемент и знаменитый Поль Пуаре, и Кристобаль Баленсиага, и, конечно, Эльза Скиапарелли. Для последней мода всегда была и искусством, и игрой, и фигурные пуговицы часто становились самыми яркими элементами ее работ — и уж точно совсем не были похожи на простенькие пластмассовые кружки, к которым приучил нас современный масс-маркет.

Отдельный зал посвящен пуговицам, созданным знаменитыми художниками прошлого столетия, в числе которых, например, Жан Арп, Соня Делоне и Хулио Гонсалес.