Поиск

Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии

Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии

Текст: Виктория Аракелян

T

Еще несколько лет назад пакеты из секс-шопов были черными, невзрачными и как бы транслировали окружающему миру, что в них несут всего лишь батон «Бородинского» и сырную нарезку. Секс все еще оставался чем-то стыдным и неловким, а мастурбация (и уж тем более — мастурбация с девайсами) и вовсе занятием для тех, у кого не получилось «по-нормальному».

Сегодня свои покупки из магазина для взрослых можно гордо нести в брендовом картонном пакете, клиторальный стимулятор в онлайн-корзине вполне может соседствовать с палеткой хайлайтеров, а Гвинет Пэлтроу выпускает свечу с ароматом своей вагины.

Выясняем, как секс-индустрия прошла путь от предубеждения до гордости.


Секс как забота о себе


В 2016 году на сайте Spa Finder вышел большой обзор трендов в области сексуального благополучия. В нем отмечалось, что велнес-индустрия до этого момента включала в себя все возможные аспекты: физическое и ментальное здоровье, духовность, комфорт на рабочем месте, — но полностью исключала вопросы секса.

Авторы назвали 2016-й годом, когда секс в общественном сознании наконец стал частью заботы о себе. Правда, в 2018-м они признались, что поторопили события, и именно в этом году секс по-настоящему пробил свой путь в раздел «Здоровье». Новый отчет — на этот раз опубликованный на сайте Global Wellness Summit — назывался «
A New Feminist Wellness». Это название очень точно отражало природу явления, ведь лидерами продвижения секса в ЗОЖ стали именно женщины.


Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии (фото 1)

Критики мизогинично отмечают, что преобладание женщин в индустрии заботы о себе — это признак их инфантилизма и зацикленности на внешнем. На самом деле, свои собственные велнес-центры феминистки начали открыть еще в 1970-х. Это было ответом на дискриминационную политику, при которой к женщинам в медицинской среде относились «сверху вниз». Например, депрессию и другие серьезные заболевания вплоть до 1950-х годов называли «женской истерией» и лечили электрическими вибраторами. А в научных исследованиях (например, в испытаниях обезболивающих препаратов) выборка часто состояла полностью из мужчин — ученые считали, что менструальный цикл может исказить результаты. Женщины начали создавать оздоровительные центры, терапевтические практики и бренды по уходу за собой для других женщин, образовывая сообщество взаимовыручки. Ждать серьезной заботы о женских проблемах извне было неразумно.


«Кролик», «Ева» и революция аккумуляторов

Примерно в то же время — в середине 1970-х — появились и первые секс-игрушки нового образца. До этого всевозможные дилдо и вибраторы делали либо максимально похожими на половой член (сомнительное украшение полки в спальне), либо в виде устрашающих электрических приборов «для здоровья». Делл Уильямс, основательница первой сети феминистских секс-шопов Eve’s Garden, выпустила первые дилдо ярких цветов, которые не были похожи на привычные «реалистики». А вот в 1980-х появился девайс, который в полной мере обозначил новую эру игрушек, — вибратор The Rabbit. Максимальную известность «Кролику» принесла роль в эпизоде «Секса в большом городе». В серии Миранда рассказывала подругам о своем новом приобретении. Кэрри, Саманта и Шарлотта были настроены скептически и пустились в рассуждения о том, что вибратор не подаст стакан воды и с родителями познакомить его не удастся. Но более близкое знакомство с «Кроликом» не оставило от скепсиса подруг и следа. «Я думала он будет страшный и мохнатый, а он такой розовенький, специально для девочек!» — восклицает Шарлотта. Вместе с Шарлоттой приятный разрыв шаблона испытали и миллионы зрительниц, а розовый вибратор с фирменной мордой кролика стал популярным символом в поп-культуре.

Впрочем, следующее десятилетие секс-игрушки продолжали оставаться полузапретной темой. О существовании секс-блогеров невозможно было и помыслить. В последние же несколько лет блогов с подробными обзорами на всевозможные гаджеты становится все больше.


Секс-блогерка Татьяна Никонова рассказывает, что на такой сдвиг повлияло несколько факторов. Во-первых, изменение нашего представления о сексуальности. Раньше считалось, что секс — это исключительно про пенетрацию. Но чем сильнее обсуждение женской сексуальности и разнообразия практик вплетается в медиа и литературу, тем больше общество привыкает к мысли о том, что секс может быть разным.

Вторая причина более прозаичная и касается в основном резко возросшего интереса к секс-игрушкам. В этой сфере настоящую революцию произвели литий-ионные аккумуляторы. «Еще десять лет назад все игрушки были на батарейках, а батарейки требуют большого объема. Литий-ионные аккумуляторы — такие же, как в мобильных телефонах, — позволяют выдерживать большую мощность и не занимают много места. А маленькие игрушки — это большой простор для фантазии», — объясняет Никонова.


Появившимся простором для фантазии стали активно пользоваться инди-марки секс-гаджетов. Один из самых ярких примеров — американский бренд Dame, основанный Алекс Файн и Джанет Либерман. Их компактные и технологичные игрушки скорее похожи на устройства для ухода за собой, которые можно обнаружить на полке по соседству с кислотным тоником. Dame специализируется на женском удовольствии и свою миссию обозначает девизом «closing the pleasure gap» («устраняем разрыв в удовольствии» — по аналогии с разрывом в оплате труда). Статистика, по которой только 39% женщин регулярно испытывают оргазм во время секса, не устраивала создательниц Dame. Поэтому свои устройства они стали разрабатывать с привлечением обширных женских фокус-групп. Кроме того, Алекс Файн делает акцент на том, что для многих женщин мастурбация — это больше элемент заботы о себе и способ расслабления, чем замена сексу. Татьяна Никонова подтверждает этот тезис. «Оргазм помогает при синдроме беспокойных ног, помогает переключить мозг и очень быстро отдохнуть — примерно как медитация». Маркетинг Dame и других инди-марок (Maude, Unbound) опирается именно на это новое понимание сексуального опыта как элемента здорового образа жизни и заботы о себе. Поэтому зачастую айдентика таких марок — дизайн вебсайта, упаковки и сами устройства — не содержит практически никаких сексуальных отсылок. В противовес устаревшим изображениям обмазанных маслом женщин и мужчин, украшающим коробки с девайсами для секса и мастурбации, игрушки нового поколения упакованы в обертку цвета millennial pink с дизайнерскими иллюстрациями.

В 2017 году бестселлер Dame — hands-free вибратор Eva — удостоился целого
материала в The New York Times. Это стало очередным важным шагом на пути к нормализации открытых разговорах о сексе и секс-игрушках.

Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии (фото 2)
Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии (фото 3)

Секс-курорты, оргазмическая медитация и cuddle parties


Впрочем, секс-игрушки — это далеко не единственная часть индустрии для взрослых, которая интегрировалась во всеобщий велнес-тренд. За последние несколько лет рынок буквально чего угодно — от спа-ретритов до мобильных приложений — обогатился секс-позитивными предложениями. Мексиканский отель Banyan Tree Mayakoba предлагает услуги особого консьержа, который поможет постояльцам воплотить в жизнь свои сексуальные фантазии: обеспечит необходимыми игрушками и маслами, организует романтический вечер. В отеле Drake в центре Торонто можно заказать в номер что-нибудь из специального «Меню удовольствий» — например, сборник эротических фильмов или 24-каратный дилдо. Появляются и курорты, полностью основанные на идее пробуждения сексуальной энергии. Почти как йога-ретриты, только конечная цель пребывания — не просветление, а множественные оргазмы. Один из таких курортов организовала Ким Анами, преподавательница «вагинального кунг-фу». В уединенных виллах на побережьях Бали и Мексики Ким предлагает парам секс-коучинг, обучает тантрическим практикам и техникам минета.


Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии (фото 4)

Кроме того, в крупных городах стали появляться «обнимательные вечеринки». На них незнакомые люди могут в безопасной обстановке наслаждаться объятиями, гладить друг друга, перебирать волосы. И, хотя идея таких вечеринок не подразумевает сексуальных контактов, уровень телесной близости на них довольно высок. Некоторые социологи связывают популярность таких мероприятий с «эпидемией одиночества» — люди проводят много времени общаясь в социальных сетях, но при этом получают ужасно мало человеческих прикосновений. При этом медицинские исследования говорят о том, что прикосновения очень важны для нашего здоровья. Чем больше мы отчуждаемся друг от друга в повседневной жизни, тем сильнее растет потребность в «трогательной» терапии. И если обнимательные вечеринки — это лайт-версия такой терапии, то для продвинутых пользователей придумали «ОМ».


«ОМ» расшифровывается как оргазмическая медитация. Придумали ее в велнес-компании OneTaste в Сан Франциско (в России подобное тоже практикуется и продается под именем йони-массаж, которому даже учат в специальных школах). Медитативная практика заключается в том, что один человек (как правило, мужчина) надевает латексную перчатку и ровно 15 минут поглаживает клитор женщины, которая в это время лежит в гнезде из подушек. OneTaste позиционировала ОМ как практику, помогающую женщинам лучше почувствовать свое тело и интуицию, а мужчинам — лучше чувствовать желания женщин. Компания планировала расширяться и продавать онлайн-курсы по ОМ-медитации, но в октябре 2018 года они закрыли все офисы. Бывшие сотрудники утверждают, что руководители OneTaste заставляли их влезать в долги ради прохождения коучинга, а также склоняли вступать в сексуальные контакты с клиентами ради «духовного роста». Эта история хорошо иллюстрирует главную проблему индустрии сексуального благополучия — как и в любом ответвлении рынка ЗОЖ, здесь есть место сомнительным эзотерическим практикам, продаваемым за большие деньги под соусом необходимой заботы о себе.


Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии (фото 5)

Мобильные приложения и будущее секс-индустрии


Татьяна Никонова говорит о том, что на интеграцию секс-игрушек в рынок ухода за собой повлияла политика таких крупных компаний, как Amazon. Еще пять лет назад она переместила игрушки из «Товаров для взрослых» в раздел «Здоровье». Ее примеру последовал cultbeauty.com — один из крупнейших международных онлайн-ритейлеров в сфере красоты: с прошлого года в разделе Wellbeing продаются девайсы Dame, Smile Makers и других инди-брендов.

Российские магазины и онлайн-платформы пока все же выносят такие товары в отдельную категорию, но вскоре это может измениться.

Кроме того, Гвинет Пэлтроу и ее проект Goop, как бы мы к нему ни относились, также поспособствовал миграции секс-товаров из подполья в одну потребительскую корзину с БАДами для роста волос.


Для здоровья: как секс стал частью велнес-индустрии (фото 6)

Судя по всему, в будущем нам стоит ожидать еще больше технологичных и умных решений, призванных улучшить нашу сексуальную жизнь и здоровье. Наряду с трекинг-приложениями для сна и тренировок появляются приложения для отслеживания прогресса в упражнениях Кегеля. Причем в такие приложения разработчики также добавляют игровой элемент — в качестве награды умные шары для упражнений вибрируют. Приложение OhMiBod’s Lovelife помимо тренировок помогает пользователям отслеживать сексуальную активность и даже напоминает заниматься сексом (в современных плотных графиках иногда такие напоминания бывают актуальны!).

А совсем недавно компания Lioness представила первый умный вибратор, который обещает улучшать ваши оргазмы на основании данных о температуре тела и движениях тела. Таким образом, с каждым использованием девайса удовольствия будет все больше — ведь он, как идеальный сексуальный партнер, будет обучаться с каждым «свиданием».



false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7