Поиск

Осень в Провансе, часть III

Provence: Legendary Light, Wind and Wine

Текст: Buro 24/7

Мне кажется, что все читающие дети лучше своих родителей знают историю графа Монте-Кристо и мрачного замка на острове Иф, в котором главный герой томился много лет. Это пристанище Эдмона Дантеса существует на самом деле и находится в нескольких километрах от теперешнего пляжа Дез-Каталань города Марселя. Марсель, в свою очередь, — один из древнейших французских городов. Он был основан греками из Малой Азии еще около 600 г. до н. э., о нем упоминал даже Юлий Цезарь. Сегодня Марсель — это самый большой порт Франции, второй город по числу жителей, крупнейший промышленный центр страны и, вдобавок, административный центр департамента Буш-дю-Рон региона Прованс. Он фактически не относится к Лазурному берегу, но является его главными воротами и наиболее известным городом Франции после Парижа.

Осень в Провансе, часть III (фото 1)

Доехать до города не составляет проблем — сюда проложены трассы превосходного класса и железная дорога. Мне много говорили о Марселе, в основном вещи не самые приятные, и мы долго готовились к посещению этого места, скорее мысленно, нежели материально. У меня было несколько попыток посетить город, но как-то не складывалось. В конце концов, до Марселя мы все-таки добрались.

Что сказать про этот огромный город, края которого не видно даже на горизонте?

Осень в Провансе, часть III (фото 2)

Ну, во-первых, он и правда огромен. Эти масштабы, высота зданий, ширина бульваров и улиц поражают. Как и та грязь, что повсеместно встречается на улицах, и те запахи, доносящиеся не только с переулков, но и с основной улицы города — авеню Прадо. Кажется, что Марианна (национальный символ, а также прозвище Франции времен Великой Французской революции) решила прочертить границу в нескольких километрах от черты города, настолько нефранцузским кажется это место. Рестораны предлагают "национальные французские блюда" — кус-кус, кебаб и шаверму, а северные кварталы города — "Картье Нор" — заполнены иммигрантами поколения после освобождения Алжира. В местной речи — смешение слов итальянского, корсиканского, арабского, провансальского, креольского, сам французский же слышится редко.

Мы шли по одной из основных улиц города к Старому порту и захотели купить фруктов. Справа как раз была небольшая улочка с рынком. Мы двинулись прямо туда, но, пройдя три метра, остолбенели: мы были единственными белыми на этой улочке, которая по мере удаления от основного авеню расширилась до размеров нормальной улицы. Центр города, три метра от главного авеню, а ты один белый, и все смотрят на тебя, как волк на козленка. Такая ситуация не удивит жителя Нью-Йорка, но мы готовы не были. Лично я, будучи блондинкой и проработав несколько лет с жителями восточных стран, точно знаю, что такого экстрима мне не надо и добром такие прогулки закончиться не могут. Благо, я была не одна, так что мгновенные улюлюканья не начались, но мы все же быстро развернулись на 180 градусов и спортивным шагом направились подальше от этого места.

Осень в Провансе, часть III (фото 3)

Помимо контингента поразила и бедность. По соседству с шикарными зданиями в стиле барокко, во многих из которых теперь уже живут более успешные, чем их соотечественники, эмигранты, можно увидеть неприглядные, покосившиеся дома, где на крыльце просят милостыню цыгане, а их дети топают босыми ногами по холодной каменной кладке улиц. Здесь могут валяться их старые тряпки или остатки обеда. Река Ахерон и ее сторож-лодочник Харон из комедии Данте пришли мне на ум: нечто мертвецкое и отталкивающее видится в этой картине.

Конечно же, в Марселе есть и красивые места: это и Старый порт с его воскресным рыбным рынком, и базилика Богоматери Хранительницы, которую видно далеко за пределами города (она стоит на горе), и замок Борели. Здесь же, в ресторанчиках, расположенных вокруг Старого порта, готовится знаменитый буйабес — роскошная уха, сваренная из десятка видов рыбы, которую надо заказывать за два дня — так длительно и сложно ее приготовление. В Марселе знают толк и в свежих мидиях, сваренных в луковом бульоне с добавлением провансальских пряностей.

Осень в Провансе, часть III (фото 4)

Каким город представится вам, я не знаю. Смешение культур, народов и традиций задает особый стиль жизни Марселя, где царит разнообразие, и многим это нравится. Но не стоит забывать о нередко протекающих на почве этого разнообразия конфликтах. Именно в Марселе, в отличие от Ниццы и Канн, Франция предстает в своем естественном виде, без присущей туристическим городам "показухи".