Поиск

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше

Интервью Buro 24/7 Middle East с Бьорном Дальстромом

На октябрь этого года запланировано открытие Музея Ива Сен-Лорана в Марракеше, что должно сделать Марокко еще более привлекательным направлением для любителей моды и высокого искусства. Репортеров Buro 24/7 Middle East одними из первых пригласили осмотреть новый музей и поговорить с его директором Бьорном Дальстромом.

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 1)

— Расскажите о вашем музее — что представляет из себя это уникальное пространство?

— Это не просто музей, а настоящий культурный центр. В основном зале, конечно же, сосредоточится постоянная выставка работ Ива Сен-Лорана. Также в музее есть пространство для временных выставок, концертов, перформансов, лекций и прямых трансляций из оперных залов и театров. Еще у нас есть научная библиотека из более чем 5 000 томов, которая позволит всем желающим познакомиться с исламской и арабо-андалузской культурами, народностью берберов, ботаникой и модой. Кроме того, в здании разместились книжный магазин, кафе, административные офисы и реставрационное отделение — все на территории в 4 000 кв. м.

— Что вдохновило этот проект?

— Он был задуман после выставки «Ив Сен-Лоран и Марокко» в 2010 году в саду Мажорель в Марракеше. Успех был грандиозный, и нам захотелось создать в Марокко постоянную коллекцию мастера. Сен-Лоран многим обязан этой стране: он жил здесь с 1966 года и, по его собственным словам, именно здесь «открыл для себя цвет», эту важнейшую часть его работы. И здесь же он создал многие свои коллекции. Между брендом Saint Laurent и Марракешем существует глубокая и неразрывная связь.

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 2)

— Расскажите о местонахождении музея — он расположен прямо на улице Ива Сен-Лорана, рядом с садом Мажорель.

— Сад был построен в 20-х годах прошлого века известным французским художником-ориенталистом Жаком Мажорелем. В 1980 году сад был под угрозой уничтожения новыми застройками, но Ив Сен-Лоран и Пьер Берже смогли выкупить и спасти его. Они отреставрировали сад и открыли его для публики. Это место стало одним из самых привлекательных туристических точек в Марокко, и в 2016 году приняло более 650 тысяч посетителей. Мы использовали возможность открыть музей прямо рядом с этим садом, на улице, названной в честь дизайнера, — это имело логическое и стратегическое значение.

— Что делает ваш проект уникальным? Какие возможности он может дать молодым дизайнерам?

— Музеев, посвященных одному фэшн-дизайнеру, достаточно мало. Открытие сразу двух музеев Ива Сен-Лорана — один будет расположен в Париже, а другой в Марракеше — беспрецедентное событие. Фонд Пьера Берже до сих пор хранит уникальную коллекцию, включающую 5 000 произведений Сен-Лорана и более чем 15 тысяч аксессуаров его авторства. Это и позволило открыть два музея сразу. Они помогут нам понять всю суть работы этого революционного мастера.

В целом это новый феномен в музейном мире — все больше выставок посвящено моде, и они привлекают огромное количество посетителей по всему миру. Мода перестала быть узкоспециализированной областью, она стала популярной и серьезной темой для академических работ, связанных с эстетической, технической, исторической и социальной сторонами. Поэтому музеи необходимы: они обучают и вдохновляют посетителей, даже если те не имеют прямого отношения к миру моды. Мы надеемся, что именно это и будет происходить здесь, в Марракеше.  

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 3)

— Расскажите о связи Сен-Лорана с Марракешем.

— Сен-Лоран родился в городе Оран в Алжире, и, когда он приобрел здесь дом в 1966 году, он лишь по-своему возвращался к своим корням. Всю свою жизнь он часто приезжал в Марракеш и Танжер. Марракеш был местом, где он мог работать вдали от парижской суеты, и городом, где жило большинство его друзей, остававшихся с ним вплоть до его кончины. Я думаю, здесь он был по-настоящему счастлив.

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 4)

— Какие новые художественные проекты будет принимать музей?

— Для всего, что имеет отношение к Сен-Лорану и Пьеру Берже, а также к Королевству Марокко, будет место в нашем музее. Мы заключили партнерство с Марракешской биеннале и собираемся развивать эту линию, выставлять работы марокканских и международных мастеров и художников. Лекторский зал музея также станет местом постоянного проведения различных мероприятий. Мы хотим, чтобы музей стал местом для встреч, наполненным открытиями и дебатами, социальным каналом, доступным для всех — прежде всего для марокканцев.

— Какую роль команда дома моды Saint Laurent в Париже играет в этом проекте?

— С одной стороны, существует бренд Saint Laurent, который принадлежит Kering и занимается коммерческой активностью, с другой — Фонд Пьера Берже, некоммерческая организация, которая занимается сохранением и развитием наследия Сен-Лорана, а также администрированием музеев мастера в Париже и Марракеше. Мы больше работаем с фондом, но это не мешает нам поддерживать связь с брендом — совсем недавно мы принимали в саду Мажорель Энтони Ваккарелло, креативного директора Saint Laurent в Париже. Мы провели с ним тур по музею и обменялись интересными идеями.

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 5)

— Как вы считаете, современный Saint Laurent — это совершенно новый бренд или все-таки обновленный, но сохранивший прежние черты?

— Это частый вопрос о модных домах, переживших своих создателей. Я чувствую, что Saint Laurent олицетворяет современность, свободу и стиль. В прессе часто говорят о ДНК брендов, так вот в случае с YSL именно в этих словах и заключается его ДНК. Современность, свобода и стиль — это то, чего я ожидаю, когда смотрю новые коллекции дома, кто бы ни был их автором.

— Как вы смогли перенести концепцию высокой моды из дома Saint Laurent в новый музей?

— Существует ловушка, в которую попадают многие кураторы, — нельзя просто взять повседневные объекты (особенно одежду) и поставить их в музейное пространство. Важно вдохнуть в них жизнь, сохранив при этом их первоначальный характер. Это сложное дело, но я уверен, что мы сможем представить творения мастера в живом, ярком и понятном ключе.

— Какова архитектурная концепция и дизайн-философия музея?

— Фонд Пьера Берже попросил у архитектурной студии Studio KO построить здание, которое одновременно отвечало бы современным трендам и воплощало в себе марокканскую культуру. Именно так они и поступили: контрастные кубы и изгибы гармонично сочетаются между собой, все пропорции соблюдены для удобства посетителей. При создании музея были использованы только местные материалы, напоминающие нам об узорах и текстуре тканей, а розовый гранит, украшающий фасад здания, напоминает о том, почему Марракеш часто называли «охристым городом».

Для работы над главным выставочным залом мы наняли сценографа Кристова Мартина. Здесь представлены классические работы дизайнера, вдохновленные его интересом к динамике отношений между мужчиной и женщиной, а также его путешествиями, экстравагантными вечеринками, искусством. И, конечно, во всех работах ощущается африканское и марокканское влияние.

Винтажные работы Сен-Лорана представлены на минималистичном черном фоне, а наша аудиовизуальная презентация будет оживлять каждый из выставленных нарядов.

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 6)

— Как вы уже сказали, в музее будет представлено более 5 000 платьев, 15 тысяч аксессуаров, а также рисунки, наброски и фотографии. Как вы работали над сохранением всех этих экспонатов в их первоначальном виде?

— Коллекция находится под охраной Фонда Пьера Берже и передана под нашу ответственность. Для начала каждый объект проходит ряд процедур в нашей реставрационной лаборатории — такое происходит со всеми уникальными произведениями искусства. На нижних ярусах музея есть огромное пространство, в котором созданы идеальные условия для хранения хрупких экспонатов. Туда мы и поместим коллекцию предметов Saint Laurent, а также более 3 000 объектов из резервов Музея берберов, который находится в саду Мажорель также под нашей ответственностью. Часто публика практически ничего не знает о том, как устроен музей и сколько работы происходит в его стенах каждый день. Например, ткань — один из самых хрупких материалов, и сохранить его очень непросто. Но наш музей гарантирует экспонатам безопасность и долговечность.

Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше (фото 7)

— Будет ли музей принимать новые произведения, вдохновленные эстетикой дома Saint Laurent?

— Конечно! Мы планируем постоянно обновлять коллекцию, ведь собрание фонда в Париже огромно.

— Музей еще не открылся, но уже привлек немало внимания.

— Это правда — интерес к проекту впечатляет. Имена Ива Сен-Лорана и Пьера Берже продолжают привлекать публику и прессу. Именно это заставляет нас двигаться дальше и развивать свой проект.

— Когда состоится официальное открытие и кто будет среди гостей?

— Музей откроет свои двери в октябре 2017 года. Мы составили большой список гостей из мира искусства и моды, но пока держим его в секрете!

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Фарук Чекуфи

  • Фото: архив пресс-службы

Оставьте комментарий

Загрузить еще