Поиск

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr

Колонка Илектры Канестри

Текст: Илектра Канестри

Приглашенные в качестве экспертов на круглый стол со студентами школы дизайна Parsons в сентябре 2009 года, прошедший в рамках нью-йоркской недели моды, дизайнеры Proenza Schouler были немногословны. "Все, что от вас на самом деле требуется — это страсть и точка зрения", заявил тогда один из "мальчиков Proenza Schouler", как называют дизайнеров коллеги по индустрии, Лазаро Эрнандес.

Установившие уникальный рекорд — недавно дизайнеры Proenza Schouler в третий раз за пять лет удостоились премии "Лучший дизайнер женской одежды" Совета модных дизайнеров Америки (CFDA Awards) — они обладают в избытке и тем, и другим. Концептуальность, разнообразие, продуманность, "техничность", которую они демонстрируют от коллекции к коллекции уже 11 лет, очевидно, подразумевают и страсть, и азарт, и энтузиазм, и пыл (это лишь некоторые из слов русского языка, которые соответствуют понятию "passion", употребленному в вышеупомянутом круглом столе Лазаро Эрнандесом).

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 1)

Что до точки зрения, то она настолько очевидна, что по коллекциям Proenza Schouler студенты школ дизайна будущих десятилетий смогут получить представление о самом актуальном направлении в моде периода 2000-2010 годов. И уж точно об одном из самых ярких явлений в американской моде. Концепция всего, что связано с брендом Proenza Schouler — от коллекций одежды, сумок и обуви, до рекламных компаний и трансляций модных показов — сверхсовременна не только по форме, но и по сути. Отдавая должное многим конкурентам Proenza Schouler, вся деятельность которых с некоторых пор  "завязана" на Интернете и Соцсетях, отметим, что лишь в случае американского дуэта эти самые Интернет и Соцсети являются "предметом" эстетического поиска и нового визуального языка. И, что еще знаменательней — действительно нового понимания роскоши и люкса.

Proenza Schouler весна-лето 2013

Вспомним и текущую коллекцию сезона весна-лето 2013 — использованные в ней принты "цитируют" Tumblr, а рекламная кампания этой коллекции также отсылает к "тумблогам", видеоролики — например снятые Harmony Korine, специальные рекламные Gif-кампании бренда, разработанные интернет-художницей Жанетт Хейс. Как справедливо подчеркивают дизайнеры, в случае многих их конкурентов современные технологии — лишь новый и, очевидно, более эффективный, когда речь идет о молодых поколениях потребителей моды, способ "транслирования" все той же традиционной, "глянцевожурнальной", пришедшей из прошлого философии люкса. 

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 2)

Кадр из фильма Хармони Корина "Act da Fool", 2010

Фильм Хармони Корина 'Snowballs', 2011

"Интернет-эстетика, которая интересует нас, начисто лишена этой ностальгической ноты. Мне кажется, она действительно "транслирует" нечто совершенно новое и это, кстати, отпугивает многих людей от наших коллекций", заявил Джек Маккалоу в недавнем интервью одному серьезному американскому бизнес — изданию, продолжив. "Большинство брендов категории люкс не могут избежать постоянного обращения к прошлому, всей этой ностальгической ауры, поскольку им кажется, что ностальгия созвучна понятию роскоши и люкса и в каком-то смысле олицетворяет их. Мы же, хоть и находимся внутри люкса, по-настоящему обращены к современной культуре".

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 3)

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 4)

 

Gif-кампания Proenza Scouler художницы Жанетт Хейс

Из этого интереснейшего интервью я не могу не позаимствовать еще одну фразу все того же Джека Маккалоу: "Очевидно, что это не тот люксовый бренд, который подойдет вашей маме". Лучше и не скажешь! И в данном случае, как уже отчасти было замечено, самый высокий процент интернет-продаж — 15% от всех продаж коллекций бренда и 270 тысяч подписчиков в Твиттере не более определяющий фактор "современности" бренда, чем те идеи, которые дизайнеры Proenza Scouler и их с недавнего времени соратник Питер Майлс, выполняющий функции его арт-директора (именно он в свое время осуществил очень удачный ребрендинг дома Celine и успешно сотрудничал с Marc Jacobs) воплощают в самих коллекциях марки.

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 5)

Рекламная кампания Proenza Shoeler весна-лето 2013

На исключительном потенциале талантливых выпускников Parsons еще в начале 2000-х настаивали Сюзи Менкес и Анна Винтур. В 2007 году, после показа осенне-зимней коллекции бренда, Винтур "поймали" на неправильном произнесении его названия. Но выданная ею фраза "I love Proenza Shoeler!" ценна, конечно, своим посылом. И сегодня многие произносят с неуверенностью сложное и непонятное название — "Proenza Schouler" образовано из девичьих фамилий матерей дизайнеров, и второе слово произносится как "скулер". Зато они безошибочно отличают особенный стиль, манеру и эстетику коллекций бренда.

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 6)

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 7)

Бэкстейдж показа Proenza Schouler осень-зима 2007/2008

Обращение к современной молодежной культуре и арту, эстетике серфингистов и дайверов, интернету и цифровым технологиям и при этом кутюрное мастерство и традиционные техники шитья, классический кашемир, эксклюзивные виды экзотических кож и ультрасовременные и технологичные материалы, стилизация под стритвеар и по-портновски серьезная работа с силуэтом, конструкциями и формами: из этих "контрастных", казалось бы, элементов и складывается модный феномен под названием Proenza Schouler. Показателен пример сумки PS1, впервые выпущенной дизайнерами в 2008-м году и ставшей безоговорочным хитом и своеобразной "визитной карточкой" марки. Трудно представить что-либо более консервативное, старомодное, чем выбранная для нее форма сумки-портфеля — неслучайно до того, как она стала столь знаменитой, многие с успехом выдавали эту сумку за винтажную! За свою недолгую жизнь она вышла в вариациях с граффити, оптическими принтами, цифровыми коллажами, а в новом сезоне примеряет градуированный многоцветный "окрас".

Proenza Schouler: люкс родом из Tumblr (фото 8)

Cумки PS1

Коллекции Proenza Schouler из тех, которые почти невозможно предугадать и предсказать. Творческое кредо дизайнеров предполагает самые разные интерпретации практически любых тем. Например, коллекция будущего сезона (осень-зима 2013/2014) потрясает классическим флером и каким-то очень отстраненным, как будто совсем издалека брошенным взглядом на Haute Couture — наверное, как то так будут представлять себе и "интерпретировать" классическую элегантность сегодняшние 15-летние. Без тени ностальгии по ушедшему и с демонстрацией полной внутренней свободы.

Proenza Schouler осень-зима 2013/2014

По-преимуществу черно-белая гамма со светло-серыми и нежно-персиковыми вкраплениями, укороченные жакеты и пальто с закругленными плечами в традиционном "баленсиаговском" ключе, узкие юбки чуть ниже колена с запахом и небольшим вырезом, коктейльные платья из гипюра. Нежная и мягкая "буклированная" ткань, из которой, как кажется, сшиты жакеты и юбки, на поверку оказывается разработанным дизайнерами специально для коллекции материалом из переплетенных кожаных "нитей". Ткань из плотной вышивки на самом деле произведена в ходе сложного процесса под не самым благозвучным названием. Кто там все еще предрекает смерть люкса? Люкс не умрет, просто он будет появляться, в том числе, в результате "ультразвуковой сварки". А собственно, почему нет?