От детской обуви до сумки Luggage: история Céline длиной в 80 лет
По случаю юбилея одного из хедлайнеров модной индустрии — Céline — редакция BURO. поднимает архивы, освежает в памяти историю французского бренда и дополняет ее новыми вводными.
СЕЛИН ВИПИАНА И ДЕТСКАЯ ОБУВЬ
В победном 1945 году владелица мастерской по пошиву детской обуви Селин Випиана вместе с мужем открывает в Париже первый магазин имени себя, где начинает торговать обувью собственного производства. Несмотря на отсутствие дизайнерского образования и опыта работы, Селин изначально сопутствовал успех. Высочайшее качество детской обуви не могло остаться незамеченным, и вскоре среди ее клиентов появились принцесса Монако Каролина и принц Монако Альбер. Céline становился все более узнаваемым, а ассортимент выпускаемой продукции пополнился моделями мужской и женской обуви.



В 1959 году вышли знаменитые женские мокасины «Инка» с характерными «уздечками-косичками», а спустя год под брендом начали производить различные кожаные аксессуары для женщин, в которых основной упор делался, разумеется, на долговечность и прочность. О французском модном доме с заметным логотипом — на нем изобразили двуколку, которая используется на скачках, в знак любви самой Селин к конному спорту — заговорили все. Но настоящая известность пришла после показа в 1966 году — тогда мир увидел первую женскую коллекцию, где удобные юбки до колена на запах сочетались с еще более комфортными поло и лонгсливами и уже упомянутыми мокасинами. Таким образом, Випиана смогла одновременно удовлетворить потребности утонченных дам и любительниц активного отдыха.








В 1967 году Céline показал коллекцию спортивной женской одежды Couture Sportswear, которая принесла бренду оглушительный успех за счет практичной, но при этом шикарной спортивной одежды.
Бренд развивался — и в 1973 году Селин выбрала в качестве нового логотипа цепи, обвивающие парижскую Триумфальную арку и образующие латинскую литеру С. Свежий знак отличия (и качества) стали наносить на все аксессуары бренда.



LVMH И МАЙКЛ КОРС
Предприятие, начатое как маленький семейный бизнес, росло и расширялось, превращаясь в международную марку. В 1987 году Бернар Арно де-факто купил Céline (в этот же год он стал обладателем Louis Vuitton), но де-юре марка вошла в LVMH только в 1996 году (сумма сделки составила 540 миллионов долларов и, по сути, проходила внутри структур конгломерата). Арно пригласил на пост креативного директора американца Майкла Корса, который с энтузиазмом взялся за реализацию мужской и аксессуарной линий. В одном из интервью Vogue того времени дизайнер откровенничал, что хотел смешивать «спортивную американскую простоту Си-Зи Гест и Каролин Биссет с юной европейской изысканностью Лесли Карон, Джин Сиберг и Одри Хепберн». В итоге Céline тех лет, за некоторыми исключениями, уж очень напоминал одноименный бренд самого Корса и американской простоты в нем было куда больше, чем европейской изысканности. Вместе с тем союз дизайнера и марки просуществовал почти шесть лет — в 2004 году место Корса занял Роберто Меничетти (отработал всего год), а следом — Ивана Омазич (трудилась до 2008-го).


Источник: Vogue


Источник: Céline; фото: Винсент Петерс


Источник: Vogue


Источник: Vogue
ЭПОХА ФИБИ ФАЙЛО
Усилиями Майкла о Céline заговорили в индустрии, но после его ухода марка выпала из поля зрения, стала терять клиентов и деньги. Реанимировать бренд Арно доверил не нуждающейся сегодня в представлении Фиби Файло, тогда — экс-креативному директору Chloé.
Когда в 2001 году Фиби сменила Стеллу Маккартни в Chloé, критики тут же заявили: «Фило сделала бренд законодателем времени, Chanel XXI века». Выпускница Central Saint Martins и ассистентка Маккартни в прошлом, за пять лет работы совершила, казалось бы, невозможное (этот же трюк она повторит в Céline) — Chloé с его узнаваемым стилем хотелось носить не снимая. Богемные белые блузы и длинные юбки, джинсы клеш с завышенной талией и туфли на деревянной танкетке — за все это уже в 2004 году она получит «Дизайнера года» British Fashion Awards. Но вместо того чтобы укрепить позиции, оставит Chloé и посвятит себя семье. В 2008 году Арно принял, пожалуй, самое верное решение, пригласив Фило возглавить французский дом.
Дебют дизайнера был прямой отсылкой к собственной вселенной, над которой она работала без малого 13 лет. Единственное, что оставалось на мудборде от прежнего Céline, — логотип. Коллекция получилась очень личной, в основе — стиль мамы Фиби, графического дизайнера, которая всегда умела выбирать практичную, минималистичную одежду. Затем к утилитарности добавились геометрия и цветовые акценты.
За 10 лет Файло четко сформулировала ключевой принцип работы: «красота плюс интеллект». Это читалось в белых сорочках, отлично скроенных брючных костюмах, длинных пальто и платьях-рубашках.




Источник: Vogue
Фиби показала собственную вариацию однобортного пальто-кромби родом из Британии — у нее оно получилось более архитектурным, — а еще здорово поработала с трикотажем, из которого шила костюмы с расклешенными брюками и длинными свитерами. Создала двойное пальто: с одной стороны его надевают на плечи, с другой — накидывают на них как кейп. Обувь в коллекциях Céline стала настоящим арт-объектом: дизайнер заставила нас выбирать каблуки в виде шаров и кубов и носить босоножки-вьетнамки поверх капрона. И, конечно, сумки: Box, Phantom, Luggage, Trapeze, Hobo — модели, за которыми будут охотиться на блошиных рынках в Лондоне и в винтажном отделе Farfetch и к которым не притронется рука Эди Слимана, сменившего в 2018 году Фило на посту креативного директора.


Источник: Vogue


Источник: Vogue


Источник: Vogue



Источник: Vogue
#OLDCELINE И ЭДИ СЛИМАН
Назначение Слимана (впрочем, как и уход Фиби) прогремело как гром среди ясного модного неба, и поклонники тут же выразили протест в соцсетях, создав аккаунт и тег #oldceline. За время работы Фиби в Céline ее образ и метод работы настолько укоренились в умах представителей индустрии по обе стороны (внутри и снаружи), что представить Слимана на ее месте казалось сложным. Эди — тут без новшеств — в свойственной ему манере начал новую главу французского бренда с обнуления всего того, что было до. Он — успешный визионер, привыкший лично отвечать за все процессы: от кампейнов до функционирования бутиков. Его дебют на новом посту (весна-лето 2019) стал своего рода заявлением о новом курсе: Слиман показал что-то среднее между его же версиями мужского Dior и Saint Laurent. Впрочем, вторая коллекция была куда менее радикальной — главными ее мотивами стали клеш, деним, «випиановские» юбки и вездесущие жакеты.


Источник: Vogue



Источник: Vogue
По данным BoF, обороты марки в 2022 году выросли в 2,5 раза, география бренда также расширилась, а спустя год заявленные Бернаром Арно в качестве KPI Слиману 2 миллиарда евро отправились в копилку LVMH. Однако оверпрайс Слимана как креативной единицы, его нежелание общаться с прессой и сложный характер послужили причиной ухудшения его отношений с руководством — казалось бы, идеальных с финансовой точки зрения. В октябре 2024 года Слиман ушел из Céline, его лебединой песней стала коллекция, напоминающая вступительный экзамен на аналогичную позицию в Chanel. Спойлер: преемником Виржини Виар он так и не стал.




Источник: Vogue
НОВАЯ ГЛАВА МАЙКЛА РАЙДЕРА
Назначение Майкла Райдера на роль главного по коллекциям во французский бренд не заставило себя долго ждать — теперь все линии марки в руках американца, с которым у бренда своя история. Райдер работал в Céline директором по дизайну в течение 10 лет, которые охватили в том числе руководство Файло. В июле, в юбилейный год бренда, он показал первую resort-коллекцию, а после этого успел выпустить еще одну — в разы более убедительную. Сам дебют, к слову, если и не был крепким, то звучал как вполне себе понятное высказывание о том, каким Майкл видит new Céline, — таким, чтобы в пуле фанатов нашлось место и поклонникам Файло, и болельщицам Слимана.
О первой напоминал силуэт с широкими плечами и узким низом, о втором уверенно говорили skinny (их у Райдера носят и мужчины, и женщины). Были здесь и заигрывание с horse-эстетикой, и совершенно минималистичные «американские» платья (примечательно то, что Райдер и команда смастерили их будто из бирок Céline). Свой визуальный язык Райдер, со слов иностранных коллег (они делились отзывами на сайте Vogue в прямом эфире прямо во время шоу), объяснил так: «Я надеюсь, что люди хотят вневременные вещи. Не думаю, что они не должны казаться захватывающими». Кстати, о захватывающем. Аудитория мгновенно обратила внимание на шелковые шарфы, вплетенные в вырезы платьев и ставшие частью асимметричных приталенных жакетов (во второй коллекции Райдер усилил позицию аксессуара); на колье, подвески, броши и кольца, на подсчет количества которых может уйти несколько часов и которые выглядели как бумажные. А еще — на увесистые «говорящие» пряжки, растянутые поло, лаконичные пальто самых разных оттенков. И, разумеется, на новую версию Luggage, от улыбки которой и правда становится светлей.



Источник: Vogue



Источник: Vogue
Материал впервые опубликован 14 июня 2011 года. Текст: Фатима Шакманова. Обновлен и дополнен 2 декабря 2024 года. Текст: Ольга Шевченко.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7