Поиск

Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга

Текст: Катя Дарма

T

Партнерство Cartier и Эрмитажа началось почти 30 лет назад — в 1992 году, когда Ленинград переименовали в Петербург, в музее открылась выставка «Искусство Картье». Недавно Эрмитаж и ювелирный дом, который был официальным поставщиком двора Романовых, объявили о новом этапе сотрудничества: Cartier принял участие в реставрации пяти экспонатов из музейного фонда, а в Зимнем дворце выставили 30 шедевров из собрания Cartier. Главный редактор BURO. Катя Дарма рассказывает, как экспонаты с выставки 1992 года сформировали ее любовь ко всему красивому, и призывает не пропускать новую экспозицию.


КАТЯ ДАРМА

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР BURO.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":273,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":273,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 1)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":273,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":273,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Когда я была ребенком и еще даже не ходила в школу, у меня были две любимые книги. Одна — «Главное чудо света», это книга о том, как работает человеческое тело. Вторая — «Искусство Cartier», выпущенная по следам выставки Cartier Collection 1992 года в Эрмитаже. На каждой странице были фотографии украшений дома, истории их создания. И пока другие дети читали сказки, меня было не оторвать от этой книги. Я листала ее бесконечно, знала наизусть каждый объект с ее страниц. С какими-то я играла, мысленно примеряя на себя. Глядя на другие, пыталась разобраться, как такое вообще возможно — как это сделано так тонко, как это работает?

Можно сказать, с «Искусства Cartier» началась моя любовь ко всему красивому. Кто знает, заинтересовалась ли бы я модой, стала ли бы главредом BURO., если бы ко мне в руки не попала когда-то эта книга? Вполне возможно, что и нет. Ведь все, что мы встречаем в детстве, накладывает свой отпечаток. Сталкиваясь с красивым, развиваешь эстетику и вкус, учишься распознавать красоту — что очень важно. И эти вещи остаются с тобой уже на всю жизнь — а в чем-то, может быть, ее определяют.

Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 2)
Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 3)
Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 4)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":6}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-6}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":1.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Спустя почти 30 лет с тех пор, как я встретилась с «Искусством», влюбившись в исторические украшения Cartier, мне довелось увидеть их вживую. Те самые объекты, которые я когда-то рассматривала в книге, снова оказались в Эрмитаже — уже на выставке «Cartier: продолжая историю», открывшейся в воскресенье. И встрече с некоторыми из них я была особенно рада.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":120,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":120,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":121,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":121,"delay":0,"bezier":[],"ease":"SlowMo.ease.config(0.3, 0.7, false)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Как и другие маленькие девочки, в детстве я постоянно представляла себя особой королевских кровей. Так что моей любимицей была эта тиара с бриллиантами и натуральным жемчугом. Я примеряла ее — конечно, только в воображении, но с ним проблем у меня не было, — и чувствовала себя настоящей принцессой! Русской принцессой — ведь вдохновлена она была как раз Россией, живописным народным костюмом. И называли такие тиары kokoshnik — как традиционный русский головной убор. Тиары Cartier ценили и девушки из императорской семьи — в 1907 году дом стал официальным поставщиком императорского двора, — и другие аристократки. В тиаре именно французского дома, например, выходила замуж за Феликса Юсупова Ирина, племянница Николая II. Хотя то была совсем другая вещь, уже не похожая на kokoshnik.


Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 5)

Королевским казался мне и гребень с аметистами: такой легко было представить в волосах сказочной царевны. И хотя гребень был частью гарнитура — на страницах «Искусства» красовался в компании колье, серег и броши с теми же гранеными камнями, — по-настоящему из всего сета интересовал меня почему-то только он один.

Настоящий восторг у меня вызывали часы со стрелками, словно зависшими в воздухе. Я не могла понять, как они работают — как движется эта стрелка, ничем не закрепленная? Никакого рационального объяснения этим часам придумать я не могла. И про себя решила, что это магическая вещь. Вмешательство волшебства все объясняло — и мне в пять лет это казалось объяснением вполне правдоподобным. Хотя сегодня я раскрыла секрет этих часов и уже знаю, что внутри — механизм из двух очень тонких и абсолютно прозрачных пластин, благодаря которому часы и показывают время.


Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 6)
Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 7)

А некоторые украшения поразили меня в детстве просто красотой, как, например, эта подвеска с сапфирами — особенно крупный камень сияет прямо из «сердца» украшения. Или браслет Tutti Frutti с целой россыпью броских, красочных камней. Здесь и рубины, и сапфиры, и бриллианты — как не залюбоваться! И в жизни — здесь можно было и не сомневаться — он оказался даже еще красивей, чем на книжных страницах в моих детских воспоминаниях.



Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 8)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":6}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-6}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":0.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Cartier многое связывает с Россией. Русский стиль часто вдохновлял новые украшения Дома, и многие русские аристократы были его преданными клиентами. Тесная связь Cartier с Россией прервалась из-за революции. Вернулся в страну дом как раз в 1992 году, когда прошла та самая выставка, по мотивам которой и была издана моя книга. И прошла она тоже в Эрмитаже. С петербургским музеем у Cartier тоже особенные отношения, ведь их объединяют не только совместные мероприятия. Вот уже пять лет как Cartier помогает мастерским Эрмитажа возвращать к жизни объекты из музейных запасников. И пять таких объектов как раз представлены на текущей выставке «Cartier: продолжая историю». Публике их показывают впервые — а сопровождают их 30 украшений из исторической Cartier Collection.


Тиара «Kokoshnik» и пудреница с российским гербом. Катя Дарма — о дружбе Cartier и Петербурга (фото 9)
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}