Поиск

«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы

Рассказывают режиссер Максим Диденко, композитор Алексей Ретинский и художница Галя Солодовникова

Текст: Антон Хитров


Фото: Ира Полярная

«Норма» Максима Диденко выходит не то чтобы в совсем незнакомом, но довольно необычном для государственной репертуарной площадки формате: это копродукция Театра на Малой Бронной и независимой «Мастерской Брусникина». Генпродюсер премьеры Светлана Доля в прошлом сезоне выпустила с той же «Мастерской» страшно резонансный «Айфак» по роману Виктора Пелевина; режиссером был Константин Богомолов — недавно назначенный худрук Малой Бронной. Продюсер снова сделала ставку на звездное режиссерское имя и прозу ныне живущего писателя, но на сей раз это не злободневная фантастика Пелевина, а настоящая современная классика — дебютный роман Владимира Сорокина, вышедший в 1983 году в самиздате. Текст сшит из абсолютно разнородных фрагментов — от стилизованной реалистической прозы до концептуальной поэзии.

«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 1)
«Норма» Максима Диденко

«Приходилось преодолевать сопротивление мира, который почему-то эту „Норму“ никак не хотел принимать,  — говорит Диденко. — Только боевая хватка Светланы Доля помогла этому проекту осуществиться. Люди пугаются, что в этом романе едят какашки — это то, что все в основном помнят,  — и никто не хочет давать на это денег».

А как артисты — у них роман не вызвал отторжения? «Мы об этом не говорили, но думаю, да, некоторым актерам было непросто подключиться к такому тексту. Это в принципе непросто: я бы не сказал, что мне было легко подключиться. Сорокин неохотно впускает в свой мир. Я понял, что у меня получается, только когда мы вышли на сцену и возникла декорация».

Как бы то ни было, к фекальному сюжету режиссер равнодушен и не хочет его обсуждать: «Это не самое главное. Не самая любимая моя часть. Любимое — „Падеж“ и „Письма к Мартину Алексеевичу“». «Падеж» — это вставная новелла из третьей части романа: начальство инспектирует совхоз, где вместо скота держат неугодных власти граждан. В «Письмах» безымянный ветеран из народа делится дачными новостями с родственником-интеллигентом. С каждым посланием его классовая ненависть растет, а грамотность падает — пока речь не превратится в одно сплошное «ааааааа». В одном из составов отправителя писем играет приглашенная звезда Евгений Стычкин. «„Падеж“ — абсолютно ужасающий хоррор, он очень точно описывает то время и русскую реальность, — говорит режиссер. — А в „Письмах“ содержится невероятное количество юмора и при этом космического абсурдизма».

В инсценировку Валерия Печейкина уместились почти все части романа, кроме заключительной «Летучки». «Сейчас „Норма“ длится два десять с одним антрактом. Раньше шла три часа. Пришлось сильно поработать, чтобы ее поджать», — рассказывает Диденко.

Режиссер сочинял спектакль вместе с художницей Галей Солодовниковой и композитором Алексеем Ретинским. «Он рождался между нами тремя, — поясняет Диденко. — А текст Сорокина — он живет немножко параллельной жизнью».

«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 2)
Максим Диденко
«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 3)

Пока здание на Малой Бронной ремонтируют, театр играет спектакли во Дворце на Яузе. Этот парадный сталинский зал с огромным гипсовым гербом СССР над сценой — сам по себе прекрасное пространство для Сорокина. В сценографии «Нормы» тоталитарная архитектура — важный референс: Диденко, например, описывает светло-серый павильон Гали Солодовниковой как «нечто среднее между павильоном ВДНХ и крематорием». Сама художница говорит, что старалась уйти от исторической конкретики и придумать образ тоталитаризма как такового. «Наше решение — фантазийное, а не документальное. В конце концов, это все — в голове писателя. „Норма“ же — роман в романе, большая часть текста — это рукопись, которую КГБ в самом начале изымает у автора».

Солодовникова сочиняет аналоги советской символики — скажем, в финальной сцене, стилизованной под Парад Победы, она заменяет красный желтым: желтые галстуки, желтые флаги, желтые букеты. «Я пробовала разные цвета и в итоге выбрала желтый — он здорово работает с серым. Поначалу все серое, белое, черное — и только в конце появляется яркий, кислотный желтый».

«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 4)

Бутафорских фекалий на сцене тоже не будет: вместо них — безымянная черная субстанция, которая вытекает из большой трубы и застывает в форме ступенчатого помоста. «Вся эта геометрия условно изображает некую сточную канаву — и в то же время реку с двумя берегами», — поясняет художница.

У светлого павильона есть особенность: в нем сложно комбинировать свет и видео — чтобы и артистов было видно, и проекция считывалась. А видео в «Норме» много. Чтобы решить эту проблему, художник по свету Павел Змунчила и видеохудожник Олег Михайлов используют технологию, с которой большие государственные театры до сих пор не работали: система видит артиста в инфракрасном свете — и «вырезает» его из видеозадника. Скажем, если на декорацию проецируют лес — у актера на лице не будет веток, программа сгенерирует там белое пятно. По сути, видео в «Норме» заменяет обычный театральный свет. «Это не для вау-эффекта, — уточняет Михайлов. — Это просто нюанс в работе с проекцией, который нужен для общей художественной картины в спектакле». Другими словами, зритель этого, скорее всего, вообще не заметит — как компьютерную графику в реалистичных исторических фильмах.

«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 5)
«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 6)

«Спектакль во многом основывается на музыкальной форме, которую предложил композитор, — считает Диденко. — Она достаточно сложная и безумно концептуальная». Композитор Алексей Ретинский положил на музыку «Времена года» — поэтический цикл из романа, в котором Сорокин дописал двенадцать популярных советских стихотворений и песен (по числу месяцев), полностью поменяв их смысл. «Я пошел по пути обобщения всего музыкально-исторического опыта — рассказывает Ретинский. — Для каждого месяца я искал зацепку с какой-то эпохой, стилем и жанром. Ведь жанр, в том числе музыкальный, — это и есть норма, узнаваемая всеми. В каждом номере сочетаются максимально удаленные друг от друга единицы: скажем, декабрь соединяет в себе средневековую испанскую музыку XIII века с Gangnam Style».

Хит корейского исполнителя PSY, почти пять лет удерживавший рекорд на YouTube, — важная отсылка для композитора: для него современная тирания медиа — нечто сродни тирании государства, о которой писал Сорокин. «Мне интересно продлить линию „Нормы“ до нашего времени. Сегодня человека не надо принуждать грубой силой: можно просто управлять его сознанием. И прослушка больше не нужна — мы сами сдадим себя с потрохами».

Худрук Богомолов в творческую работу никак не включался: режиссер и продюсер получили от него полную свободу. «У нас было где-то три встречи, — рассказывает постановщик. — Мы обсуждали технические нюансы работы. Ну и он придет на премьеру. Он принял наш проект к себе в домик и вообще не вмешивается».

«Норма» Сорокина и Диденко — главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы (фото 7)

«Норма». По мотивам одноименного
романа Владимира Сорокина
Реж. Максим Диденко
Дворец на Яузе, 7, 22, 23 ноября, 19, 20 декабря
Купить билеты

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий