Поиск

Плейлист BURO.: музыкальный привет с Ямайки от Люси Грин

Плейлист BURO.: музыкальный привет с Ямайки от Люси Грин


Сегодня в эфире BURO. — ведущая радио «Серебряный дождь» Люся Грин. Помимо основной работы Люся еще диджей и заядлый путешественник. Говорит, пока жила на Ямайке пару лет, познакомилась со всеми, кто есть в этом плейлисте, за исключением тех, кто давно умер. Уверены, подборка музыки от Люси обязательно спасет ваше карантинное настроение и точно заставит вас немного потанцевать.

Harry J — «Liquidator»

На Ямайке я не просто бездельничала, а училась звукорежиссуре в студии Harry J, где Боб Марли записал большую часть своих альбомов. Самого Harry J я не видела ни разу: он отошел от дел еще в 1980-е, тогда и продал студию моему учителю, Стивену Стюарду. «Liquidator» — один из двух синглов, выпущенных сессионным бендом Harry J, и это своего рода стандарт ска-инструментала.

Paolo Baldini feat Hempress Sativa — «Boom Wah Da Da Deng»

Ямайские растаманы считают, что их Бог — эфиопский император Хайле Селассие — происходит из семьи царя Соломона, и, соответственно, любой растаман считает самого себя тоже королевской крови. Именно поэтому нормальное обращение для растамана — это king, а для женщины — hempress, императрица (почти). Конкретно этот трек я люблю, потому что Хэмпресс Сатива — моя подруга хорошая. Хорошо звучит: я и подруга моя Сатива, правда? «Boom Wah Da Da Deng» — один из ее самых первых хитов. После него у моей ямайской сестренки началась совсем другая новая жизнь — жизнь настоящей суперзвезды, и она этот успех на сто процентов заслужила и выстрадала.

Derrick Morgan — «Blazing Fire»

Самые лучшие вечеринки в Кингстоне — это юбилейные концерты. Как Пугачева с друзьями в «Олимпийском», только музыка крутая. Но есть у этих вечеринок одна особенность — ты никогда не знаешь лайнап. И вот я стою на очередном таком концерте и вижу, как двое молодых людей выносят вместе с креслом слепого старичка в черных очках. Он встает, крепко, изо всех сил держась за микрофон, видно, что ему непросто, — и начинает петь. И как будто слетает с него лет двести, он совсем другой. И главное: я знаю этот голос, потому что он ВООБЩЕ не изменился за 50 лет, это же Деррик Морган — король ска! А королем Деррик Морган был уже тогда, когда ваш Боб Марли еще в мячик с Вэйлером играл где-то на задворках гетто.

То есть две хорошие новости сразу: Деррик Морган не только жив, но поет передо мной, поет даже лучше, чем на раритетных сорокопятках! Я этот момент очень бережно в памяти храню с тех пор.

Tenor Saw — «Lots of Sign»

Мне до сих пор не очень понятно, как Тенор успел столько всего за свою короткую жизнь. Одно из самых влиятельных имен олдскульного дансхолла, шесть великих альбомов, и эта особенная для меня песня про жизнь, знаки свыше. Трек не самый для Тенора типичный, написанный на границе стилей дансхолла и рутс реггей, с необычайно глубоким текстом. Сам же он в знаках, судя по всему, разбирался плохо и в людях тоже не особо, ибо был убит лучшим другом в Техасе, во время гастролей. Ему был 21 год.

Sly & Robbie feat The Taxi Gang — «Billie Jean»

Легендарные Sly & Robbie — барабанщик Слай Данбар и басист Робби Шекспир — регулярно записывались на Harry J, поэтому мне повезло их часто наблюдать и с ними общаться. Невероятно смешные, расслабленные и скромные, пунктуальные и лишенные звездных понтов. Данбар увлекается йогой, а Робби просто любит поесть, и нет, Шекспир — это не псевдоним. Эти двое не желают ограничиваться одним стилем и могут делать даб из кумбии, из африканского хайлайфа или вот из Майкла Джексона, например.

Yellowman — «Wreck a pum pum»

Самый знаменитый альбинос на планете, по крайней мере, на моей. Быть альбиносом на Ямайке — это не совсем то же самое, что в благополучной стране. На острове не любят меньшинства, неважно какие, достается всем, и альбиносам в том числе. Так что и жизнь у Йеллоумана была соответствующей: в детстве он удрал от родителей и скитался по гетто, натерпелся немало до встречи с Мэри Дэвис — единственной в мире монахиней, у которой была собственная саунд-система. Тексты у Йеллоумана считаются супервульгарными, но мне нравятся. На карибском жаргоне pum pum — это «вагина» (вдруг пригодится), не перепутайте с bam bam — это «проблемы».

Alborosie — «Kingston Town»

Думаю, в Кингстоне никто не крикнет итальянцу Альборози «Hey whitey!». Потому что можно и схлопотать. Мало кто из иностранцев пользуется на Ямайке таким уважением местных растаманов, как он. Говорят, когда Альборози впервые приехал на остров, он с трудом говорил по-английски, а патуа так вообще учил с нуля. Сейчас он читает так, будто родился здесь, дреды до пола (реально до пола, не художественное преувеличение), растафарианство принял — какой уж тут whitey.

Ini Kamoze — «Trouble you a trouble me»

Благодаря фильму Олтмана Pret-a-porter сингл «Here comes the Hotstepper» Ини Камозе попал в американские чарты, и больше такого успеха не повторяла ни одна песня Ини. Это дико бесит, потому что «Хотстеппер» — чуть ли не самый слабый его трек, я всегда стараюсь ставить что угодно, только не этот сингл. Типа я — часть природной справедливости, за балансом слежу.

Oku Onuora — «If Not Now»

Еще один парень из гетто, в прошлом член банды, которому удалось вырваться из трущоб и стать родоначальником даб-поэзии. Правда, сначала пришлось посидеть в тюрьме, куда его упекли за ограбление почты. Там Онура все качественно переосмыслил и заодно добился реформы ямайской судебной и тюремной систем. Оку выпустили через семь лет и официально извинились. Еще когда Онура сидел, его проза и стихи активно публиковались, ему даже удалось спеть в тюрьме вместе с The Kongo’s. Так что вышел он уже, будучи абсолютной звездой, и с криминальным прошлым с тех пор он, естественно, завязал.

Peter Tosh — «Legalize it»

Гимн растаманов Всея Земли, песня-пропаганда, в которой заботливо перечислены все полезные свойства волшебной травы, которая по легенде росла на могиле Соломона. Все же были на его могиле, все знают, что на ней росло, — логично. «Legalize it» вышел в 1975 году и вместе с одноименным альбомом был запрещен на Ямайке, что не помешало ему стать суперхитом как на острове, так и в Штатах. С этого для Тоша все и началось, потому что, когда он играл в The Wailers, все внимание было на Марли. Тоша убили сразу же после того, как он получил свой первый «Грэмми». Говорят, жизнь прекрасна, потому что несправедлива. Но иногда она просто несправедлива, и все.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий