Поиск

От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет

T

Звукозаписывающая индустрия, возникшая чуть больше ста лет назад, одержима качеством и силой звука. Какие бы форматы ни возникали, всегда находились возможности сделать звук максимально правдоподобным, качественным и сильным. Музыкальный редактор HiFi-стриминга «Звук» Илья Воронин поделился важными вехами в истории музыки, а также собрал плейлист с русскими хитами последних 100 лет.


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 1)

Илья Воронин

Музыкальный редактор HiFi-стриминга «Звук»

Изобретение фонографа Томасом Эдисоном


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 2)
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 3)

Зимой 1877 года дома у американского изобретателя Томаса Эдисона можно было наблюдать странную картину. Около странного аппарата с большим раструбом стоял священник и, наклонившись близко к раструбу, что-то говорил. Для непосвященного речь священника напоминала бред сумасшедшего — странные слова, практически случайный набор букв. Проведя в таком положении несколько минут, священник выпрямился и взялся слушать скрипучий голос, мало похожий на его собственный.


«Теперь я удовлетворен. В Соединенных Штатах нет человека, который бы смог произнести эти библейские имена столь же быстро», — высказал свой вердикт епископ Джон Хейл Винсент (а это был он). К Эдисону он пришел, желая лично убедиться в том, о чем тогда писала вся пресса — Эдисон изобрел говорящую машину! Скоро машины смогут общаться с человеком на равных! Великое доказательство человеческого ума!


Эдисон не любил музыку и свое изобретение, говорящую машину, создавал для того, чтобы записывать голоса умерших родственников, которые, как он верил, находились рядом, в невидимом для человеческого глаза эфире. Еще сильнее он разочаровался в своем изобретении после того, как инвесторов оно совершенно не заинтересовало, а голоса мертвых аппарат никак не фиксировал. Эдисона спасло другое его изобретение — электрическая лампочка, бурное развитие которой началось примерно в это же время. Идею фонографа Эдисона доводили до ума уже другие изобретатели, которые правильно поняли, что потенциал звукозаписи лежит прежде всего в сфере развлечений.


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 4)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 5)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 6)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 7)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Гудковая симфония в СССР


Несмотря на то, что практически весь ХХ век развитие и эволюция звукозаписи как индустрии происходили преимущественно в США и немного в Великобритании, самые яркие, в чем-то даже революционные эксперименты проводились в Советском Союзе в самом начале его существования. За короткий период были созданы первые синтезаторы, сформулирована философия так называемой «биомеханики», довольно успешно искались новые способы расширения звуковой палитры. Все, что было или казалось революционным, отзывалось в сердцах первых советских авангардистов. Поэтому немудрено, что именно на заре существования СССР была поставлена совершенно фантастическая «Гудковая симфония». Попробуем описать, как это выглядело.


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 8)

В 1922 году, с целью отметить пятилетие Октябрьской революции в Баку, который уже входил в состав СССР, композитор Арсений Аврамов забирается на самую высокую точку города, откуда, как дирижер невероятного ансамбля, начинает махать флажками, стрелять из пистолетов, подавая сигналы своим «инструментам». А оркестр у него — весь город: гудки заводов, кораблей и паровозов. Две артиллерийских батареи исполняли роль ударных (пулеметы отвечали за малые барабаны, а артиллерия за большие). Основную роль исполняла звуковая машина «Магистраль», состоявшая из пятидесяти паровозных свистков, которыми управляла группа музыкантов в соответствии с партитурами. За время симфонии прозвучали «Интернационал» (бывший одно время гимном СССР) и «Марсельеза». Действительно революционный перформанс, подходящий для молодой страны, с уверенностью смотревшей в будущее и верившей в скорую победу коммунизма во всем мире. На следующий год «Гудковая симфония» в усеченном варианте была организована в Москве, сам дирижер располагался в районе ГЭС-1, почти напротив Кремля. В дальнейшем симфония не исполнялась, ее записи, по понятным причинам, не существует. Но в 2003 году ее воссоздали авангардисты Леопольд Амиго и Мигель Молина, правда, уже без пулеметов и паровозов.

От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 9)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 10)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 11)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 12)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

HiFi-качество 


Звукозаписывающая индустрия первые сто лет своего существования была одержима гонкой за качеством звука. Первые несколько десятилетий шел поиск нормального носителя — восковые и металлические валики ушли в историю с появлением пластинки, которая не сразу стала виниловой. Долгое время возможности звукозаписи были серьезно ограничены, например, лишь в конце 1920-х появилась возможность записывать тихо звучавшие инструменты, типа гитары. Потом, уже после войны, две крупных американских компании RCA и Columbia начали соревноваться, доказывая, что именно их формат обеспечивает лучшее качество звука. Тогда же возник термин high fidelity, или, сокращенно, HiFi. Для воспроизведения музыки в HiFi-качестве звука нужна была соответствующая (дорогая, естественно) аппаратура. Звук с нее действительно разительно отличался. К началу 1950-х само слово HiFi прочно вошло в обиход американских потребителей, а чуть позднее стало известно и всему музыкальному миру. Если ты слушаешь музыку в высоком качестве, значит, ты модный, исключительный, знаешь толк. С дальнейшим развитием в области звукозаписи HiFi-качество стало своего рода стандартом и редко кем оспаривалось вплоть до появления цифровых стандартов в области звука.


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 13)
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 14)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 15)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 16)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 17)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Появление MP3 

и более продвинутых форматов


До появления компакт-диска в конце 1970-х вся музыка была аналоговой, не важно, какой это был формат — аудиокассета или же пластинка. Но с появлением CD музыка стала превращаться в поток данных, нули и единицы. Компакт-диск создавался инженерами с понятной целью — добиться идеального качества звучания, которое бы не портилось со временем (как в случае с винилом или магнитной пленкой). В каком-то смысле у них это получилось — был достигнут технологический предел в этой области. Но как только это произошло, другие инженеры, в этот раз из Германии, поняли, что высочайшее качество звука человеку не очень-то и нужно, и если убрать лишнюю информацию из звукового файла, то слушатель ничего и не заметит, а сам файл станет «весить» меньше. Так возник формат MP3, который изначально предназначался для передачи спортивных трансляций через только-только зарождавшийся в начале 1990-х интернет. Свою настоящую популярность МР3 обрел в конце 90-х, став чем-то вроде стандарта в интернете — у каждого, кто жил в тот период, обязательно были свои MP3-коллекции. Но с ростом пропускной способности интернета в среде меломанов все чаще возникали вопросы к качеству формата. Отцы-основатели MP3 тоже были в курсе недостатков своего детища и немного его улучшили. Однако вскоре возникли более продвинутые форматы, которые придерживались золотой середины — они получили широкое распространение в среде меломанов, которым было важно сохранять максимально высокое качество звука, но при этом не быть слишком тяжелыми. Одним из таких форматов стал FLAC. Большинство стриминг-сервисов сегодня используют для передачи данных формат MP3 или более продвинутый формат AAC, но некоторые, в том числе и «Звук», перешли на FLAC, чтобы обеспечивать своим слушателям полноценное HiFi-качество.


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 18)
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 19)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 20)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 21)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 22)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":1,"y":50,"z":0,"opacity":0.31,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":62,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Стриминги, сила алгоритма и искусственный интеллект


Несмотря на то, что большие лейблы поначалу активно сопротивлялись наступлению нового мира, многие предсказывали подобное будущее музыкальной индустрии: специализированные музыкальные платформы будут обеспечивать потоковую передачу звука. Их появление было делом техники. Первой ласточкой стал феноменально успешный iPod от Стива Джобса. Для продвижения плеера он придумал магазин iTunes, в котором можно было покупать и скачивать треки для устройства. В этот момент музыка начала становиться свободной: ведь в первый век своего существования звукозапись была накрепко привязана к физическому формату — восковому валику, пластинке или аудиокассете. Теперь музыка возвращалась к своему оригинальному состоянию — гармоническому потоку неосязаемых звуков. Одновременно с этим возникло мнение, что старая структура — с большими лейблами, продюсерами и прочими, казалось бы, лишними, людьми — больше не нужна. Музыкант теперь может полагаться только на свой талант. Но с удешевлением средств производства возникла неожиданная проблема: музыки стало слишком много. Существуют данные, что сегодня в стриминг-сервисы на ежедневной основе загружается несколько тысяч новых треков. Естественно, в такой пучине потеряется любой человек. Как быть? Здесь на помощь пришли достижения в области алгоритмов, big data и искусственного интеллекта. Чем больше пользователь взаимодействует с системой, тем точнее она способна выступать в роли музыкального гида и советника. Например, персональная волна «Сила Звука» уже начала появляться в веб-версии и приложении HiFi-стриминга «Звук», а также на новых умных колонках SberBoom и SberBoom Mini. Это бесконечный музыкальный поток, который подстраивается под каждого слушателя индивидуально: учитывает его интересы, вкусы и настроение. В ее создании участвуют новейшие технологии, граничащие с магией. «Сила Звука» использует модели искусственного интеллекта, которые позволяют угадывать вкусы пользователя и полноценно чувствовать изменения в его настроении и контексте.


От восковых валиков до искусственного интеллекта: как менялся звук на протяжении ста лет (фото 23)
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":856,"y":-2,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":428,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Стриминги появились всего 10 лет назад, но уже сыграли важную роль в вековой истории индустрии звукозаписи — в буквальном смысле вытащили ее из тяжелейшего кризиса, в который та скатилась в начале XXI века. Поскольку музыка перестала быть товаром (компакт-диски, кассеты и винил уже не продавались в промышленных масштабах), а вся индустрия была выстроена прежде всего на продаже альбомов и синглов, с падением продаж из-за всеобщей цифровизации в индустрии становилось все меньше денег. Для нее особо непростым выдалось десятилетие с 2004 по 2014 год — когда все уже слушали музыку через интернет (благодаря популярности МР3), а лейблы не понимали, как им себя вести в новой реальности. В итоге изобретение стримингов в середине прошлого десятилетия исправило ситуацию, и музыку мы сегодня слушаем гораздо больше и чаще, чем когда-либо.


<iframe frameborder="0" style="border-style: none;" width="100%" height="450" src="https://zvuk.com/embed/playlist?id=8126982"></iframe>

Cras justo odio, dapibus ac facilisis in, egestas eget quam. Vestibulum id ligula porta felis euismod semper. Cras mattis consectetur purus sit amet fermentum. Nulla vitae elit libero, a pharetra augue.

false
767
1300
false
true
true
{"width":1000,"column_width":59,"columns_n":10,"gutter":45,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7