Поиск

Кинотренд: 50 оттенков черного

Кинотренд: 50 оттенков черного

Почему 2013-й можно считать годом афроамериканского кино?

Текст: Тамара Васильева

Для Европы 2013-й год сводится к гибели Германа-старшего, ожиданию "Нимфоманки" Триера и трехчасовой истории лесбийской любви от Кешиша. В США все иначе. Здесь за последние 12 месяцев обозначился новый игрок. Черное кино расправило крылья

В 2013-м году черное кино пережило свой Ренессанс. Термин "черное кино" не подразумевает присутствие в ленте юмора Макдонаха или Тарантино.  Говоря о феномене черного кинематографа, мы калькируем название с американского black cinema. Под опеределение подпадает любой фильм, в котором афроамериканец – главный герой (либо второстепенный, но важный по смыслу персонаж) вне зависимости от того, кто сидит в режиссерском кресле – выходец из Лимы или француз. Документальные фильмы – не исключение, не важна также стилистика метра – триллер, комедия, мелодрама. Главное, чтобы все крутилось вокруг героя с африканскими корнями. 

Кинотренд: 50 оттенков черного (фото 1)

Судите сами. На прошлой неделе в российский прокат вышел фильм Стива Маккуина "12 лет рабства". Кстати, его уже окрестили несмешной версией "Джанго освобожденного", снятой для критиков, но это сейчас неважно. 1-го января в Италии стартует "Дворецкий" Ли Дэниелса, и это, пожалуй, последняя точка на земном шаре, за исключением Японии (в прокате с 15 февраля), Чили (с 16 января) и России (никогда), где картину еще не видели. 2013-й год начался с "Джанго", которому предшествовали "Экипаж" с Дензелом Вашингтоном, "Лето в Ред Хук" и "1+1" с Омаром Си. В середине года вышли комедии "Свидетель на свадьбе", "Гони бабки. Лето в Нью-Йорке", мюзикл "Черное Рождество", триллер "Синий каприз", фантастический боевик "После нашей эры" с Уиллом Смитом, "Два ствола" с тем же Дензелом Вашингтоном и "Штурм Белого дома" с Джейми Фоксом. Совсем скоро ожидаются премьеры "Станции "Фрутвейл" и байопика о  Нельсоне Манделе "Мандела. Долгий путь к свободе". Даже "Капитан Филлипс" с Томом Хэнксом мы можем отнести к выбранной категории "черный кинематограф", ведь афроамериканцы, в данном случае сомалийские пираты, играют значимую роль в картине. 

Кинотренд: 50 оттенков черного (фото 2)

Статистика показывает: 48 картин из 641 всего выпущенных за 2013-й год входят в обозначенный выше тип. Это примерно семь процентов от общего числа. Небезынтересен тот факт, что режиссеры 22-х фильмов из этих 48-и – африканского происхождения, семь из них — женщины. Для восьми человек работы были кинодебютом, что служит прямым доказательством образования "новой волны".

Американские критики не обошли вниманием тенденцию и даже составили рейтинги самых талантливых темнокожих актеров. Зиба Блэй из Huffington Post включила в список Идриса Эльбу ("Мандела: Долгий путь к свободе"), Анджелу Бассетт (сериал "Американская история ужасов"), Николь Бахари (сериал "Сонная лощина"), Лупита Нионго ("12 лет рабства") и Узо Адубу (сериал "Оранжевый — хит сезона"). Будучи выходцем из западноафриканской Ганы, нью-йоркская журналистка подмечает, что, хотя процент от общего числа релизов не высок, есть горизонтальное развитие жанра — актеры с темным цветом кожи появляются и в игровом кино, и в телевизионных сериалах.

 Кинотренд: 50 оттенков черного (фото 3)

Киноакадемики не смогли остаться в стороне.  Ассоциация Broadcast Film Critics Association (BFCA) решила устроить торжественный прием "Праздник черного кинематографа" (Celebration Of Black Cinema), который состоится 7-го января в Доме блюза в Лос-Анджелесе. На мероприятии ожидается присутствие Опры Уинфри, Стива Маккуина, Фореста Уитакера, Баркхада Абди, Чиветеля Эджофора и других. Может быть, на вечер заглянет и Барак Обама? 

Кинотренд: 50 оттенков черного (фото 4)

Самым забавным в истории об этом кинотренде остается тот факт, что называть работы Стива Маккуина или роли Фореста Уитакера "черным кино" придумали именно в США, где Всеобщую декларацию прав человека вроде как знают наизусть. Не исключено, что темнокожим кинематографистам подобная категоризация творчества идет только в плюс. Критики отмечают подъем, продюсеры организовывают ужины перед "Глобусом" и "Оскаром". В конечном итоге, им есть, от чего оттолкнуться и какие вопросы исследовать. Тема рабства, неравенства, несправедливости, самобытности неисчерпаема до тех пор, пока остальным американцам стыдно за позднюю дату принятия Тринадцатой поправки. 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7