Поиск

10 фильмов о Второй мировой войне без батальных сцен

10 фильмов о Второй мировой войне без батальных сцен

Ленты о войне за пределами поля боя

Текст: Марина Аглиуллина


9 мая Россия отмечает День Победы. По всей стране пройдут парады, демонстрирующие мощь военной техники. Часто военные фильмы ставят во главу угла зрелищные батальные сцены и героизм на поле боя, но любая война, как известно, продолжается далеко за их пределами. Кинообозреватель Марина Аглиуллина составила список из десяти фильмов про войну без танков, самолётов, траншей и рукопашного боя. Правда, выглядят они не менее пугающе.

 

«Война Анны»

2018

 

«Войну Анны» впервые показали на кинофестивале в Роттердаме в январе 2018 года, в июне того же года она открывала «Кинотавр», и с каждым показом хвалебных отзывов становилось всё больше. С 9 по 12 мая «Война Анны» одного из самых оригинальных российских режиссёров Алексея Федорченко будет идти в российском прокате. Это история маленькой еврейской девочки, оставшейся в живых после массового расстрела благодаря матери: та закрыла дочь своим телом. Анна прячется от нацистов в камине местной комендатуры, выбираясь только ночью на поиски воды и пищи. Выйти из здания она не может, потому что территорию охраняют собаки, но всё же девочка пытается придумать способ сбежать из этой ловушки.

Сценарий «Войны Анны» Федорченко написал в соавторстве с Наталией Мещаниновой — одной из лучших российских сценаристок и талантливым режиссёром (она поставила сериалы «Школа» и «Красные браслеты» и драмы «Комбинат Надежда» и «Сердце мира»; наше интервью с ней вы можете найти здесь), да и сам Федорченко — заметная величина в российском авторском кино ещё со времён своего полнометражного дебюта — псевдодокументальной ленты «Первые на Луне». В «Войне Анны» он фокусируется на том, как война становится тяжёлым испытанием для гражданского населения вне боевых действий. Этот фильм сделан с вниманием к деталям, он дотошно проработан художником-постановщиком — поэтому мир «Войны Анны» ощущается таким достоверным. Ставить детей в центр подобного повествования — значит использовать запрещённый приём и давить на жалость, но здесь история разыграна с достоинством. Никакого заискивания перед аудиторией.

 

 

«Список Шиндлера»

1993

 

1939 год, в захваченной немцами Польше начинаются гонения на евреев, поэтому их заставляют переселиться в гетто. В это время в Краков приезжает бизнесмен Оскар Шиндлер и налаживает отношения с здешним командованием СС. В результате он получает разрешение открыть фабрику по изготовлению эмалированных изделий и нанимать туда евреев из гетто. Вскоре, однако, евреев переводят из гетто в ближний концлагерь Плашов, а потом решают уничтожить в Освенциме. Шиндлер случайно становится свидетелем жестокой ликвидации гетто и, осознав масштабы грядущей трагедии, выкупает своих рабочих, чтобы увезти их на новую фабрику в Чехословакию. Так он спасает несколько сотен евреев.

Сегодня чёрно-белый фильм Стивена Спилберга считается каноническим примером работы с темой холокоста в кино, однако сам режиссёр поначалу был не уверен в своей способности поставить эту историю на достойном уровне и даже предлагал взяться за «Список Шиндлера» Роману Поланскому, в детстве сбежавшему из этого самого краковского гетто. Полански отказался и позже снял не менее мощную драму о холокосте «Пианист» с Эдрианом Броуди в главной роли. Решившись взяться за проект, Спилберг создал самый масштабный и впечатляющий кинопортрет бесчеловечной жестокости Третьего рейха по отношению к евреям — некоторые сцены словно хватают зрителя за горло, отбирая возможность дышать, потому что кажется невероятным, чтобы один человек в здравом уме мог так относиться к другому.

Перед съёмками «Списка» Спилберг провёл масштабное исследование, чтобы держаться как можно ближе к реальным событиям. Главного героя, Шиндлера, сыграл Лиам Нисон, а главного злодея-офицера СС Амона Гёта — Рэйф Файнс. Спилберг отказался от гонорара за фильм и создал на эти деньги «Фонд Шоа», сохраняющий память о геноциде и его жертвах.

 

 

«Мальчик
в полосатой пижаме»

2008

 

Восьмилетний Бруно — сын высокопоставленного офицера СС. Вместе с семьёй он переезжает из Берлина на новое место службы отца, назначенного руководить концентрационным лагерем, где каждый день убивают евреев. Бруно не понимает, что происходит, он принимает концлагерь за ферму, а форму узников за пижамы. Он думает, что в печах при «ферме» сжигают одежду и не может взять в толк, почему солдаты его отца так грубы с теми, кто приходит с «фермы» помогать по дому его матери, которая всё знает и с каждым днём всё меньше готова мириться с происходящим. Бруно скучает на новом месте без своих прежних приятелей и однажды тайком отправляется к «ферме», куда ему запрещено ходить. Там он заводит дружбу с еврейским мальчиком своего возраста, общаясь с ним через ограждение, а однажды решает пробраться на территорию лагеря, переодевшись в «пижаму».

«Мальчик в полосатой пижаме» вольно обходится с фактами: по сути, этот фильм — большое обобщение концлагерей и холокоста. Но для человека, хорошо знакомого с историей геноцида евреев во время Второй мировой, это подходящее кино — только зная изнанку тех событий, можно полностью прочувствовать происходящее на экране и правильно интерпретировать картину. Возможно, её стоит смотреть после «Списка Шиндлера», и тогда, как должно, будет бросать в дрожь от одобрения, с которым персонажи «Мальчика в полосатой пижаме» говорят о геноциде евреев, и от контраста в обращении нацистов друг к другу и к узникам концлагеря. Роль Бруно исполнил Эйса Баттерфилд, через десять лет после «Мальчика в полосатой пижаме» прославившийся в роли Отиса из сериала Netflix «Половое воспитание».

 

 

«Клуб любителей книг
и пирогов из картофельных очистков»

2018

 

Главная героиня «Клуба» — начинающая писательница Джулиет, пережившая лондонские бомбёжки. Её играет восходящая британская звезда Лили Джеймс — Наташа Ростова из сериала «Война и мир» и Ева из нашумевшей театральной постановки «Всё о Еве». Джулиет отправляется на остров Гернси, переживающий последствия оккупации, хотя война уже закончилась. Там писательница надеется найти новый сюжет для своей следующей книги, и судьба оказывается к ней благосклонна: Джулиет предстоит разузнать, куда во время войны пропала одна из жительниц острова.

По ощущениям, «Клуб» — очень британский фильм, напоминающий о классике кинематографа Туманного Альбиона. Это не удивительно, потому что режиссёр «Клуба» — Майк Ньюэлл, снявший «Четыре свадьбы и одни похороны», «Гарри Поттера и Кубок огня», «Улыбку Моны Лизы» и «Танец с незнакомцем». «Клуб» — это теплота воодушевляющих моментов «Гарри Поттера», чувство юмора, загадка а-ля Агата Кристи, хорошие исторические костюмы и сразу несколько серьёзных тем для размышлений. Этот фильм даёт некоторое представление о том, как Вторую мировую переживали мирные британцы. Ньюэлл выводит на первый план сильных женщин и заставляет задуматься о человечности. «Клуб» уже должен был выйти в российский прокат, но релиз перенесли с весны на август.

 

 

«Милый Ханс, дорогой Пётр»

2015

 

Ханс — одна четвёртая квартета немецких инженеров, приехавших на советский завод, чтобы создать усовершенствованные оптические линзы. На горизонте уже маячит война, но пока Германия и СССР не враждуют, но даже сотрудничают. Инженеры не очень-то ладят между собой: четыре невротика оказываются закрыты на задворках чужой страны, куда их привело не желание, а необходимость. У каждого она своя: у кого-то обязательства перед семьёй, у кого-то — долги. А ещё им нужно как-то поладить с местными рабочими и оправдать ожидания правительств обеих стран. Отношения между ними накаляются, как заводские печи, в которых инженеры пытаются сделать линзы. Ханс совершает фатальную ошибку, случается авария, одна девушка погибает. С одной стороны, происшествие — риск наказания для Ханса и кочегара Петра, бывшего с ним в цехе. С другой стороны, её смерть объединяет их на этом заводе. Неожиданно Ханс чувствует духовное родство с рабочим Петром и влюбляется в советскую девушку.

Режиссёр фильма Александр Миндадзе долгие годы работал сценаристом в дуэте с режиссёром Александром Абдрашитовым. Вместе они сняли знаменитые картины «Охота на лис» и «Плюмбум, или Опасная игра». Уже тогда Миндадзе славился своим умением передавать тревожную атмосферу, предшествующую перелому хода истории, будь то смена эпох или развал страны. Сев в режиссёрское кресло, он не растерял способности нагнетать атмосферу перед ударом молнии, которой в случае «Милого Ханса» будет сначала авария на заводе, а потом, как эхо этой аварии, Великая Отечественная война.

 

 

«Жена смотрителя зоопарка»

2017

 

Фильм Ники Каро основан на реальных событиях, происходивших в Варшавском зоопарке во время оккупации Польши Третьим рейхом. В центре сюжета — супружеская пара Ян и Антонина Жабински. Оба — зоологи: Ян работает директором зоопарка, а Антонина помогает с животными и посетителями. После бомбардировок Варшавы большая часть животных в зоопарке погибает, но Жабинские решают остаться, создать на месте зоопарка свиноферму под предлогом помощи оккупантам с продовольствием и укрывать там, в опустевших клетках, евреев, чтобы позже переправлять их в безопасные места. Однажды Ян не выдерживает бесчинств со стороны гитлеровских солдат, примыкает к партизанам и пропадает.  

Вначале «Жена смотрителя зоопарка» кажется раздражающе идиллической, но довольно быстро фильм становится всё мрачнее. Конечно, перебить шедевральный «Список Шиндлера» Спилберга другой картиной о героях, спасавших евреев, просто невозможно, но всё же драма Каро — отличное зрительское кино, раскрывающее важную тему холокоста с историей настоящих людей в сердцевине. В «Жене смотрителя зоопарка» почти нет звёзд, кроме Джессики Честейн в роли Антонины, и всего одна небольшая сцена перестрелки между партизанами и немцами.

 

 

«Игра в имитацию»

2014

 

Как известно, значительная часть войны проходит не на полях сражений, и «Игра в имитацию» — фильм как раз об этом. Эта драма — байопик Алана Тьюринга, британского математика и криптографа. Во время Второй мировой войны он возглавил работу над машиной Bombe, которая помогла взломать немецкий шифратор Enigma и узнать планы армии Третьего рейха. В общем-то, «Игра в имитацию» практически полностью посвящена именно этому периоду жизни Тьюринга, но тут есть и вторая важная линия — гомосексуальность учёного, которая во времена его жизни в Британии ещё считалась незаконной. За неё он поплатился здоровьем и работой, даже несмотря на заслуги. В 2009-м Тьюринга признали жертвой гомофобных законов и реабилитировали, но учёный к тому времени уже был мёртв.

Пожалуй, выход «Игры в имитацию» был очень своевременным: к 2014 году уже вовсю обсуждали и искусственный интеллект, которому Тьюринг посвятил некоторые свои научные труды, и проблему гомофобии. Резонансным этот фильм сделал исполнитель главной роли Бенедикт Камбербэтч: пусть он и не похож на Тьюринга, но его любят миллионы людей. Крепкий байопик с хорошим сценарием совершенно заслуженно получил свои восемь номинаций на «Оскар». Хочется отдельно похвалить режиссёра Мортена Тильдума за бережное отношение к гомосексуальности главного героя — особенно на фоне недавних байопиков про Фредди Меркьюри («Богемская рапсодия») и Рудольфа Нуриева («Белый ворон»).

 

 

«Кукушка»

2002

 

1944 год. Отступающие через Карелию из России немецкие солдаты приковывают финского снайпера Вейкко, одетого в форму СС, к скале, чтобы он не мог сбежать и отстреливал русских. Для снайпера это верная смерть, ведь в таком положении рано или поздно советские солдаты всё равно доберутся до него и убьют. Вейкко, однако, и сам не хочет ни в кого стрелять. Ему удаётся освободиться от оков и сбежать, он недолго скитается по окрестностям и вскоре попадает в избушку местной саамки Анни, чей муж ушёл на войну и не вернулся. К этому времени Анни уже спасла капитана Красной армии Ивана, попавшего под бомбёжку по дороге на суд, где его должны были судить по ложному доносу. Теперь этой троице надо как-то поладить, что очень проблематично, ведь они говорят на разных языках и с трудом понимают друг друга. Иван думает, что Вейкко — так и вовсе солдат Гитлера, и относится к финну враждебно.

«Кукушка» — трагикомедия режиссёра Александра Рогожкина и актёров Виктора Бычкова и Вилле Хаапасало, подружившихся во время работы над фильмом «Особенности национальной охоты». Бычков и Хаапасало хотели поработать вместе над чем-то отличным от «Охоты» и придумали историю о встрече советского и финского солдатов в Карелии, а сценарий писали уже вместе с Рогожкиным. Конечно, «Кукушка» — картина не о войне, Великая Отечественная тут только фон, предлог или сюжетная коллизи. Но всё же он о человеческих взаимоотношениях; о том, как важно уметь договариваться, чтобы сгладить бессмысленную агрессию; о людях, в действительности видящих смысл в чём-то другом, кроме бесконечных битв.

 

 

«Большой побег»

1963

 

Этот фильм со Стивом Маккуином и Ричардом Аттенборо в главных ролях основан на реальных событиях — побеге из лагеря Luft III для военнопленных, куда СС свозили захваченных британцев, американцев, австралийцев и представителей других национальностей, которым повезло чуть больше, чем евреям. По сюжету нацисты решают собрать в одном лагере всех узников, доставляющих проблемы своими постоянными побегами, — и следить за ними пристальнее, чем где-либо. Пленники же не оставляют попыток и готовят массовый побег 250 заключённых.

«Большой побег» из тех фильмов, которые можно прочувствовать, только досмотрев до конца. Этой картине стоит дать время: в конце концов, не зря она сейчас находится во второй сотне 250 лучших фильмов IMDb и входит в дюжину любимых фильмов Квентина Тарантино. Кроме того, она аккуратна с исторической точки зрения: в 2009 году семеро бывших военнопленных Luft III посмотрели «Большой побег» и высоко оценили уровень достоверности изображения жизни в лагере.

 

 

«Чтец»

2008

 

С окончания войны прошло более десяти лет. 15-летний Михаэль, живущий в Западной Германии, неожиданно чувствует себя плохо прямо на улице, и единственным человеком, пришедшим ему на помощь, становится водительница трамвая Ханна Шмиц. Позже Михаэль придёт поблагодарить свою спасительницу, а потом зайдёт ещё раз, и у них закрутится роман на целое лето. Ханне нравится, когда Михаэль читает ей вслух, и она постоянно просит его об этом. Однажды она исчезает, и спустя годы Михаэль, уже студент юридического факультета, увидит Ханну подсудимой на показательном процессе: оказывается, во время войны Ханна была надзирательницей в Освенциме. Вместе с Ханной судят ещё несколько надзирательниц, но все они пытаются свалить основную вину именно на неё. Они утверждают, что она была их начальницей, а ключевое доказательство — рапорт, якобы написанный Ханной.

«Чтец» — фильм, довольно сложно устроенный по части идей, и, вероятно, каждый вынесет из него свои. Историю можно рассматривать как попытку вызвать жалость к надсмотрщице, а можно — как всего лишь констатацию факта, насколько жестокой логикой руководствовались работники концлагерей. Роман Михаэля и Ханны можно воспринять как извращение, а можно — как противопоставление двух эпох, где ушедшая была про жизнь по инерции, а новая — про стремление к мировой справедливости.

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий