Поиск

«Челюсти», «Апокалипсис сегодня» и другие любимые фильмы Квентина Тарантино

«Челюсти», «Апокалипсис сегодня» и другие любимые фильмы Квентина Тарантино

Теперь мы знаем, где режиссёр успел влюбиться в кровавые бойни на экране

Текст: Антон Данилов


Cвой первый фильм Квентин Тарантино снял всего в 20 лет — то есть тогда, когда многие другие режиссёры только обучались режиссёрскому ремеслу. За 35 лет карьеры актёр, режиссёр, сценарист и продюсер дважды удостоился «Оскара»: в 1995 году — за лучший сценарий к фильму «Криминальное чтиво», а в 2013-м — за сценарий к фильму «Джанго освобождённый». В 2019 году готовится к релизу его новая картина «Однажды в Голливуде», и в её успехе мы тоже не сомневаемся. Один актёрский состав чего стоит: в новом фильме Тарантино снялись Люк Пэрри, Марго Робби, Леонардо Дикаприо, Аль Пачино, Брэд Питт и Дакота Фаннинг. «Я думаю, моя суперспособность — это рассказывать истории», — уверяет он. «Согласны!» — молча киваем мы в ответ.

Квентин Тарантино изобрёл собственную легкоузнаваемую эстетику и киноязык. Любимый жанр режиссёра легко описать фразой «кровавая резня», но даже сражения на мечах, дикие перестрелки или погони на лошадях в его фильмах выглядят так, словно режиссёр срисовал их с полотен каких-нибудь малоизвестных гениальных художников. Ему одинаково хорошо удаются и масштабные вестерны с грандиозными постановками, и камерные триллеры-детективы, в которых Тарантино делает акцент не на зрелищности, а на психологизме картины. Откуда в нём это? Какие фильмы нравятся самому Квентину Тарантино? О своих фаворитах режиссёр рассказал в опросе Sight & Sound, а мы размышляем, чем они так понравились культовому режиссёру.

 

«Апокалипсис сегодня»

Apocalypse Now

Год: 1979

Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола

Экранная адаптация Фрэнсиса Форда Копполы книги «Сердце тьмы» Джозефа Конрада длится больше трёх часов, но каждая минута фильма того стоит. Эпичная лента рассказывает историю солдат, зажатых в тисках Вьетнамской войны и вынужденных каждый день бороться за жизнь. Их единственная радость — это галлюциногены, смывающие грань между жуткой реальностью и такой же жуткой фантазией. Классическая картина Копполы — это рассказ о войне в душных, но ярких джунглях с Марлоном Брандо, Робертом Дювалем и Мартином Шином в главных ролях. Как верно отмечают критики, в фильме нет ни одного некрасивого с художественной точки зрения кадра. Видимо, этому режиссёрскому навыку Тарантино научился именно у Фрэнсиса Форда Копполы.

 

 

«Таксист»

Taxi Driver

Год: 1976

Режиссёр: Мартин Скорсезе

И если «Апокалипсис сегодня» рассказывает об ужасах войны, то психологический триллер «Таксист» — о трудностях жизни после. 26-летний ветеран Трэвис Бикл (Роберт де Ниро) отвергается обществом, и всё, чего после войны удостоился бывший морской пехотинец, — это работа таксиста. Бикл приходит в ужас от того, во что превратился его родной город Нью-Йорк, и берёт дело в свои руки, желая «вычистить всю грязь». «Таксист — великолепный фильм, — рассказывает Тарантино. — Мне действительно кажется, что эта история, рассказанная от первого лица, — величайшая в истории кино. Ни одна десятая доля секунды этого фильма не противоречит этой мысли».

 

 

«Его девушка Пятница»

His Girl Friday

Год: 1940

Режиссёр: Говард Хоукс

 

 

Милая романтическая комедия «Его девушка Пятница» — последний фильм, который ждёшь увидеть в списке любимых у Квентина Тарантино. Экранизация книги Чарльза Макартура и Бена Хекта «Первая полоса» (The Front Page) спустя 50 с лишним лет после релиза попала в двадцатку самых смешных американских фильмов. Кровавых распрей, понятно, в нём нет — но есть великолепная игра Кэри Гранта, Розалинд Рассел и Ральфа Беллами. Хоукс обожает острых на язык героев, неожиданные столкновения и эстетику бурлеска. Обожает их и Квентин Тарантино. «Я помню, как узнал о Говарде Хоуксе. Я посмотрел «Его девушку Пятницу» и подумал, что это лучший фильм, который я когда-либо видел», — рассказал режиссёр в интервью The Guardian.

 

 

«Челюсти»

Jaws

Год: 1975

Режиссёр: Стивен Спилберг

 

 

О достоинствах «Челюстей» Спилберга сказано уже многое: классический триллер родом из середины 70-х без преувеличения можно назвать культовым. Спилберг полностью погружает в историю кровожадной акулы, благодаря чему двухчасовый фильм можно смотреть, буквально вжавшись в кресло. Ещё одно достоинство картины — её конфликт: кажется, что шериф Броуди борется с акулой, но на самом деле его главный враг — это косность и безрассудная жажда наживы администрации курортного городка. «Челюсти» породили огромное количество пародий, от «Пираньи» Джо Данте до «Глубокого синего моря» Ренни Харлина, и влияние Спилберга — особенно в том, что касается создания напряжённой атмосферы, — чувствуется и в работах Тарантино.

 

 

«Хорошенькие девушки, станьте в ряд»

Pretty Maids All In A Row

Год: 1971

Режиссёр: Роже Вадим

 

 

Если не знать, что фильм «Хорошенькие девушки, станьте в ряд» снял Роже Вадим, то можно подумать, что перед вами — новый сценарий Квентина Тарантино. Эта классическая для 70-х история про сексуальную неудовлетворённость главного героя и череду странных смертей стала референсом для «Грайндхауса» — двухсерийного фильма самого Тарантино, снятого в тандеме с Робертом Родригесом. Жанр «Хорошеньких девушек...» балансирует на грани триллера и комедии (за что этот фильм, кстати, и критиковали тоже), но эта сложность определённо нравится Тарантино. В каждой свой ленте (возьмите любую — от «Бешеных псов» до всё той же «Омерзительной восьмёрки»), режиссёр замешивает классический триллер, комедию с экстремальным чёрным юмором и ещё пару-другую жанров так, что выделить один из них уже почти невозможно.

 

 

«Раскаты грома»

Rolling Thunder

Год: 1977

Режиссёр: Джон Флинн

 

 

Мрачные триллеры середины 70-х — то есть того времени, когда Тарантино только-только формировал свой режиссёрский вкус — определённо лидируют в списке его фаворитов. Ещё одна такая картина — «Раскаты грома» с Уильямом Дивэйном и Томми Ли Джонсом в главных ролях. На первый взгляд, её сюжет ничем не отличается от сотен других аналогичных фильмов: «Раскаты грома» — типичный детективный триллер, рассказывающий о мести главного героя. Тем не менее этот фильм Тарантино любит трепетно. История справедливой мести Джона Флинна вдохновила Тарантино на «Убить Билла», а название фильма режиссёр позаимствовал для своей первой кинопрокатной компани. Она так и называлась: Rolling Thunder Pictures. Тарантино занимался фильмами категории B, иностранным и независимым кино, но недолго: Rolling Thunder Pictures проработала всего три года.

 

 

«Колдун»

Sorcerer

Год: 1953

Режиссёр: Уильям Фридкин

 

 

Продолжая тему триллеров 70-х годов, Тарантино выделяет ещё одного фаворита — фильм «Колдун». Режиссёр Уильям Фридкин соединяет роуд-муви с элементами боевика и триллера — и получает незамысловатую, но убойную историю трёх дальнобойщиков, везущих динамит из одного конца Латинской Америки в другой. Изначально Фридкин счёл картину малобюджетной, но в процессе съёмок продюсерам пришлось увеличить бюджет. И траты оправдались: зрелищные катастрофы, фактурные герои, живописные пейзажи — всё это делает ленту крепким, захватывающим боевиком. Как и любит сам Квентин.

 

 

«Под кайфом и в смятении»

Dazed & Confused

Год: 1993

Режиссёр: Ричард Линклейтер

 

 

И хотя «Под кайфом и в смятении» вышел на экраны в 1993 году, Линклейтер обращается к эстетике 70-х — любимой эпохе Тарантино. В этом фильме нет оформленного канонического сюжета: режиссёр рассказывает о том, как несколько техасских школьников прощаются со школой — сексом, алкоголем и наркотиками. Dazed & Confused — это не только название независимого британского журнала, но и песня из первого альбома Led Zeppelin. Правда, в фильме она не звучит. Вместо неё за рок-н-ролльное настроение отвечают песни Элиса Купера, Nazareth, Deep Purple, Kiss и Black Sabbath.

 

 

«Несносные медведи»

The Bad News Bears

Год: 1976

Режиссёр: Майкл Ритчи

 

 

Сюжет этой спортивной комедии стар как мир: тренер Морис Баттермейкер (Уолтер Маттау) должен вывести бейсбольную команду из низшей лиги в высшую. Но есть одно «но»: брутальный бейсболист-алкоголик наставляет худших спортсменов, которых только можно представить. «Несносных медведей» легко назвать одной из лучших комедий 70-х годов. Она почти целиком строится на жёстких шутках сценаристов, но такая жёсткость — ровно то, чего и добивался режиссёр Ритчи. Что в этом фильме нравится Тарантино? Кажется, примерно всё.

 

 

«Большой побег»

The Great Escape

Год: 1963

Режиссёр: Джон Стёрджес

Стив Маккуин — один из самых известных актёров второй половины прошлого столетия, а «Большой побег» (известный ещё и как «Великий побег») — один из самых известных фильмов с его участием. Джон Стёрджис смотрит на историю Второй мировой войны с необычного ракурса: режиссёр рассказывает о военнопленных, решивших покинуть концлагерь. Сюжет фильма отчасти похож на «Побег из Шоушенка», но разница между ними колоссальная: если у Стёрджиса пленные сотнями бегут от ужасов фашистского режима, то у Фрэнка Дарабонта главный герой в одиночку борется с несправедливым решением суда. «Я вырос на этом фильме», — говорит Тарантино.

 

 

«Кэрри»

Carrie

Год: 1976

Режиссёр: Брайан де Пальма

Мистический фильм о том, как девочка Кэрри с помощью телекинеза мстит своим обидчикам — злым одноклассникам и фанатичке-матери — легко назвать одним из самых странных в фильмографии Брайана де Пальмы (да и всей восьмой декады, кажется, тоже). Фильм примечателен тем, что там сыграла Сисси Спейсек — пожалуй, самая недооценённая актриса прошлого столетия: номинироваланная на «Оскар» шесть раз, Спейсек выиграла только однажды. А ещё в длинноволосом Билли Нолане легко узнать Джона Траволту: это одна из его первых крупных ролей.

 

 

«Хороший, плохой, злой»

Il buono, il brutto, il cattivo

Год: 1966

Режиссёр: Серджо Леоне

«Хороший, плохой, злой» стоит посмотреть хотя бы ради Клинта Иствуда в главной роли. Влияние режиссёра Серджо Леоне на творчество Квентина Тарантино бесспорно и очевидно. Для сравнения можно взять «Омерзительную восьмёрку». Тарантино явно вдохновлялся эстетикой фильма Леоне: к примеру, он использовал похожий шрифт в начальных титрах. «Восьмёрка» начинается и заканчивается разбрызгиванием крови по экрану, и эта самая кровь смотрится так же жутко, как и в начале «Хорошего, плохого и злого». Музыку Эннио Морриконе Il Tramonto, написанную им для фильма Леоне, также можно услышать в фильме «Убить Билла 2». Да, у Тарантино определённо есть вкус к хорошим боевикам и триллерам.