Поиск

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории

BURO. встретилось с культовым японским режиссером в день российской премьеры его нового анимационного фильма «Дитя погоды»

Интервью: Антон Данилов

 

31 октября в российском прокате стартует «Дитя погоды» — аниме японского режиссера Макото Синкая. Предыдущая работа Синкая, фильм «Твое имя», стал самым кассовым аниме в истории, собрав кассу в 360 миллионов долларов. У «Дитя погоды» есть шансы повторить и даже побить прошлый рекорд: только в Японии фильм за первый уик-энд собрал 15 миллионов долларов, на треть больше «Твоего имени». Успеху у западной публики немало поспособстовала премьера картины на кинофестивале в Торонто, где «Дитя погоды» получил очень лестные критические отзывы. Теперь Япония выдвигает его работу на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Российская премьера картины состоялась в минувшую пятницу — при полном аншлаге. BURO. встретилось с культовым японским режиссером, чтобы поговорить о вечном сравнении с Миядзаки, экологии и ожиданиях от сезона наград.

 

Москва встречает вас теплой погодой: обычно в это время года у нас гораздо холоднее. Я знаю, что накануне выхода «Дитя погоды» в Токио было как в фильме: лил дождь, солнце почти не светило. Кажется, лучшей рекламной кампании и не придумать.

 

 

Если бы я мог предугадывать погоду, то, наверное, занимался бы чем-то другим (смеется). Перед премьерой в Японии нам действительно повезло. В нашей стране примерно в одно и то же время года начинается сезон дождей, поэтому погода была ожидаемо плохой. Правда, накануне премьеры дождя все-таки не было.

 

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 1)
Кадры из фильма «Дитя погоды»

Вас часто называют «вторым Миядзаки», и я полагаю, вы от этого сравнения порядком устали. Или нет? Как оно влияет на вашу работу?

 

 

Я ни в коем случае не устаю и никак не оскорбляюсь этим сравнением. Наоборот, для меня это большая честь, знак признания моей работы. К Миядзаки и его творчеству я отношусь с огромным уважением, но при этом считаю, что меня нельзя с ним сравнивать. Хаяо Миядзаки — человек другой эпохи. У него другая энергетика и другого масштаба талант, до которого мне далеко. А еще мы по-разному работаем, у нас разная эстетика. Миядзаки — режиссер, у которого есть свое видение. Он снимает фильмы, которые хочет показать своим зрителям. Я же снимаю то, что люди сами хотят видеть. Я отталкиваюсь от зрительских интересов.

 

Накануне релиза фильма, 18 июля 2019 года, в Токио горела студия мультипликации Kyoto Animation. Не было ли вам после этого страшно за себя и своих коллег?

 

 

Этот пожар — огромное происшествие для всей Японии. Меня оно просто шокировало, ведь Kyoto Animation — хорошо известная мне студия, там работают аниматоры, трудившиеся в том числе и над «Дитя погоды». Это мои друзья, поэтому пожар на студии — не что-то далекое и абстрактное. Для всего мира анимации он был своего рода террористическим актом, который объединил нас всех. Я понял, что анимация нужна людям, и это понимание в какой-то степени придало сил, заставило работать дальше.

 

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 2)
«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 3)

Главную мысль фильма «Дитя погоды» я попробую сформулировать так: у общения с природой есть своя цена. А как вы считаете, какую мы платим за него сейчас?

 

 

Природа — это нечто очень большое, нечто с очень длинной историей. Если взглянуть в прошлое, то жизнь и деятельность человека не играли существенной роли, они были почти незаметными. Но несмотря на огромные масштабы природы, люди все равно умудрились оказать на нее влияние — и, к сожалению, не хорошее. Эффект глобального потепления, выбросы углекислого газа — мы все понимаем, о чем идет речь. В «Дитя погоды» показаны обе эти крайности, оба состояния. Зрители могут выбрать, на что обратить внимание; они сами решают, какое впечатление получат.

 

В Москве сейчас идет выставка Йоко Оно, и она тоже затрагивает тему экологии. Почему японцам так важно говорить об экологии?

 

 

Япония — в силу своего географического происхождения и природных особенностей — не очень пригодна для жизни. Частые землетрясения, извержения вулканов, суровый климат. Мы научились жить в гармонии с природой вопреки всем этим условиям. Наверное, поэтому эта тема так важна и близка нам.

 

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 4)

Во многих ваших работах, включая предыдущую, «Твое имя», вы тщательно пририсовываете небо, каждое облако. В картине «Дитя погоды» у них как будто целая отдельная роль, причем далеко не последняя. Почему? Какой-то сакральный смысл?

 

 

Первая и самая простая причина: я очень люблю рисовать небо. Эта любовь у меня с детства, ведь я вырос за городом, а там всегда была хорошая погода. А еще, изображая яркие эмоции — будь то грусть или радость, — я хочу, чтобы персонаж был не в вакууме, а в красивом месте. Так можно этим эмоциям придать соответствующий тон, глубину. Именно поэтому я изображаю людей на фоне неба: я показываю, что даже грусть или тоска могут быть красивыми эмоциями. Мне кажется, такое художественное сочетание получается выразительным.

 

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 5)

Токио в «Дитя погоды» тоже выглядит очень реалистичным. Что это — любовь к городу или желание выйти за мультипликационные рамки?

 

 

Для работы над «Дитя погоды» собралась команда, которая очень любит качественные, полные деталей фильмы. Увидев «Твое имя», эти аниматоры сказали мне: «Мы тоже хотим так делать». Так что кинематографический эффект — их заслуга. Как режиссер я хочу, чтобы у аудитории — особенно у японской — было чувство, что перед ними реальный мир, а не просто какая-то абстракция. С каждым фильмом уровень детализации растет.

 

«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 6)
«Меня нельзя сравнивать с Миядзаки». Интервью с Макото Синкаем, режиссером самого успешного аниме в истории (фото 7)
Макото Синкай на премьере «Дитя погоды» в Москве

Япония выдвигает «Дитя погоды» на «Оскар» в 2020 году. А какие фильмы вы бы сами хотели выдвинуть, кого из актеров хотели бы отметить?

 

 

Из последних мне очень понравился «Джокер». Буду предельно откровенен: я из индустрии игр, поэтому все, что связано с премиями типа «Оскара», далеко и непонятно для меня. Я не чувствую, что моя работа была номинирована, не до конца понимаю, что это значит в индустрии кино. Но жду с предвкушением. Мне важно не столько признание внутри индустрии кино, не награды, сколько благодарность фанатов. Вот, чего я хочу больше.

 

Кажется, «Паразиты» Пона Джун-Хо будут вашим главным конкурентом.

 

 

Я, к сожалению, не видел этот фильм. Вам понравился?

 

Да, очень!

 

Что же, когда выпустят в Японии, я обязательно посмотрю. Спасибо за рекомендацию!

 


Смотрите «Дитя погоды» с 31 октября
Купить билеты