Поиск

5 мыслей о съемках кино из книги Сидни Люмета «Как делается кино»

5 мыслей о съемках кино из книги Сидни Люмета «Как делается кино»

Режиссер знаменитых «12 разгневанных мужчин» делится собственным опытом съемок и дает советы по созданию кино

Текст: Buro 24/7

На русском языке впервые вышла обязательная к прочтению книга для всех, кто хотел бы заниматься кинематографом или просто его любит. Это книга знаменитого голливудского режиссера Сидни Люмета «Как делается кино». Его фильмы номинировались на премию «Оскар» более 50 раз, но свою собственную статуэтку Люмет получил лишь в 2005 году — «за вклад в киноискусство». Люмет — режиссер одного из величайших фильмов в истории кино «12 разгневанных мужчин» и еще нескольких десятков картин, многие из которых также стоят того, чтобы обязательно их увидеть хотя бы раз в жизни. С 23 по 26 августа показы знаковых кинокартин Сидни Люмета пройдут в Москве и в Петербурге. Buro 24/7 вместе с издательством МИФ рассказывает, как же создается кино по мнению «режиссера режиссеров».


5 мыслей о съемках кино из книги Сидни Люмета «Как делается кино» (фото 1)

 

С чего начинать работу над фильмом

Как пишет Люмет, прежде чем приступить к кинопроизводству, нужно ответить на ключевой вопрос: о чем будет фильм?Съемочный процесс не может начаться, пока не определятся его смысловые границы. Ответ на вопрос станет отправной точкой и задаст направление для всех последующих решений: от выбора актерского состава до содержания диалогов. Тема картины определяет ее стиль — то, как она сделана, всегда продиктовано тем, о чем она сделана.

 

 

Например, «Собачий полдень», номинированный на пять «Оскаров» и семь «Золотых глобусов», повествует не просто об ограблении Бруклинского банка, а о том, что «уроды» и изгои не так страшны, как мы о них думаем, и мы будем сочувствовать самому дикому поведению, даже если не готовы это признать.

 

 

Почему не бывает удачной импровизации без репетиций

Многочасовые репетиции помогают добиться доверия внутри съемочной команды: со временем актерам становится проще раскрыться, они лучше узнают режиссера и проникаются его видением. Подготовка не убивает спонтанность. Напротив, когда детально знаешь, что делаешь, открывается пространство для импровизации. Подготовка позволяет произойти «счастливому случаю», на который надеется съемочная группа.

 

 

Именно это случилось в стамбульском эпизоде между Шоном Коннери и Ванессой Редгрейв в фильме «Убийство в "Восточном экспрессе"». Каждый знал свое дело, поэтому импровизация стала дополнием изначального сценария и в итоге попала в фильм.

 

 

Экономия не жадность

Сидни Люмет считает, что нет ничего плохого в том, чтобы экономить на производстве фильма. Даже наоборот — это мудрая стратегия. Один из способов экономить, не снижая качество, заранее расписать все, что можно и нужно снять в определенной локации при определенном свете, потому что каждая переустановка освещения отнимает время, а значит, и деньги. Если вам нужно снять разные сцены или отрывки сцен в одном и том же месте при одном и том же освещении — делайте это сразу. В кино время — деньги, и порой очень больше.

 

 

С этим связано и то, что сценарий снимают не в хронологическом порядке, то есть и актеры играют свои сцены не по порядку — и вот тут можно вспомнить о важности предыдущего пункта про репетиции.

 

 

Героя должна раскрыть его сюжетная линия, а не чьи-то объяснения

Люмет вспоминает, что на заре эры телевидения было принято объяснять героя фильма: кто-нибудь должен был обязательно озвучить события, сделавшие персонаж таким, каким его увидел зритель. Утрированно это звучит как «однажды кто-то отнял у него резиновую уточку, вот почему он превратился в убийцу-психопата». Люмет напоминает, что герой всегда должен раскрываться за счет своих действий и поведения на экране. К сожалению, об этом порой забывают и сегодняшние режиссеры и сценаристы.

 

 

С массовкой нужно тщательно работать

Может показаться, что актеров массовки нужно всего лишь одеть в правильные костюмы, а дальше они справятся сами. Люмет так не считает и рассказывает, как много времени он проводил за правильной расстановкой массовки и объяснениями, как она должна себя вести. В конце концов, часто именно на массовке держится достоверность сцены: неестественное поведение актеров будет бросаться в глаза, даже если они находятся на втором или третьем плане, и это будет убивать впечатления от фильма.

 

 

Так, во время съемок одной уличной сцены в «Собачьем полудне» режиссер попросил массовку вовлекать в действие жителей района, потому что не было возможности убрать их с площадки и из кадра.