Поиск

Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы

Что делать, если не понимаешь хайп вокруг фильмов «Тор: Рагнарек» и «Лига справедливости»

Текст: Buro 24/7

В ноябре на экраны выйдут две экранизации комиксов — второго числа покажут «Тор: Рагнарек», а 16-го состоится премьера «Лиги справедливости». Первая завершает трилогию Marvel о Торе, а вторая собирает всех супергероев DC Comics — Бэтмена, Чудо-женщину, Супермена и других — в одном фильме. Не переживайте, если вы задаетесь вопросом, кто все эти люди. Комиксы стали мейнстримом еще в нулевых, но сейчас их слишком много. Зрителю гораздо проще уйти в оборону и не пытаться нагнать несколько десятков фильмов и сериалов. Мы попытались объяснить, зачем вообще смотреть кинокомиксы и как к ним можно подступиться сейчас.

Кинокомиксы — не только для детей и подростков

Раньше студии старались не рисковать и редко экранизировали комиксы, расчитанные на взрослую аудиторию. Неприятным опытом стали адаптации графических романов сценариста Алана Мура — «Хранителей» и «V значит Вендетта». Оригинальные книги, по сути, заставили говорить о комиксах как о форме искусства, а именно — ответвлении литературы.

Когда в 2005 году журнал Time составил список из ста величайших романов, «Хранители» стали единственным комиксом, который туда попал. Экранизации повезло меньше — ее довольно прохладно приняла критика, а кассовые сборы были далеки от бокс-офиса кинокомиксов с «подростковым» рейтингом PG-13. Проблема крылась даже не в жестокости и сексе, а в самой позиции комиксов на экране — зрители были не готовы к тому, что фильм с костюмированными супергероями будет транслировать остросоциальные комментарии и политическую сатиру.

В последние несколько лет были предприняты существенные шаги для разрушения стереотипа о комиксах как о «детском чтиве». На экраны и носителях вышло сразу несколько экранизаций со «взрослым» рейтингом — среди них были «Дэдпул» и «Логан». Оба опыта оказались коммерчески успешными. Их едва ли можно сравнить с «Хранителями», однако факт остается фактом — мрачные и жестокие кинокомиксы нашли своих зрителей.

 

 

 

Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 1)
Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 2)

Комиксы объясняют современные проблемы на понятных примерах

Однако даже кинокомиксы, которые, казалось бы, ни на что не претендуют, освещают множество современных проблем. Трилогия о Железном Человеке затрагивает проблему ответственности торговцев оружием за его распространение, трилогия о Бэтмене Кристофера Нолана — проблему борьбы с терроризмом, а «Бэтмен против Супермена» доходчиво объясняет, почему прессу называют «четвертой властью». В этом плане кинокомиксы не глупее любого другого массового кино, которое рассказывает о важных проблемах максимально доступно. Можно сейчас, конечно, заявить, что современный зритель стал чрезмерно инфантильным и гораздо спокойнее воспринимает негативные стороны жизни, скажем, расизм и ксенофобию, если их объясняют на примере «Людей Икс». В случае с последними режиссер Брайан Сингер, будучи ЛГБТ-активистом, провел вполне явную параллель между мутантами и секс-меньшинствами.

 

 

Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 3)
Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 4)

Это современная мифология (в основном Америки)

Нил Гейман вполне ясно обрисовал мифологическую картину США — из своего там только фольклор коренного населения, а в остальном культурный ландшафт наполняли иммигранты со всего мира. Культура Америки сравнительно молода, и в народные герои там попадают гангстеры вроде Аль Капоне и Джона Дилинджера. Образовавшийся вакуум во многом заполнили именно комиксы. Не совсем корректно называть их современными мифами — это скорее авторский эпос, созданный по мотивам мифологий народов мира. В этом плане особенно интересен пласт комиксов, переосмысляющих скандинавские, египетские и древнегреческие мифы. К ним относится, например, грядущий «Тор: Рагнарек».

Но, как и мифы, комиксы — это средство моделирования реальности. По сути, они цементируют некие вневременные ценности и моральные ориентиры. Неслучайно самым популярным героем киновселенной Marvel стал Тони Старк, а не, скажем, Стив Роджерс, также известный как Капитан Америка. В духе времени превозносить изобретателей и инноваторов вроде Илона Маска и Стива Джобса — они, по сути, и есть современные супергерои. Именно поэтому героем подростков становится Железный Человек. Обычный человек без суперспособностей, который сам сконструировал боевой костюм для отражения всевозможных мировых угроз.

 

 

 

Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 5)
Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 6)

Не надо смотреть абсолютно все

Чтобы получить полную картину о киновселенной Marvel, надо посмотреть 17 фильмов и восемь сериалов. По «Людям Икс» снято десять фильмов и два сериала. У их конкурентов из DC все только начинается и пока выглядит гораздо скромнее — в прокат вышло всего четыре фильма. Как бы то ни было, смотреть все совершенно не обязательно. На самом деле никаких «кинокомиксов», по сути, нет — есть кино в разных жанрах, которое снято по мотивам тех или иных комиксов. Студийные боссы понимают, что последовательно смотреть все фильмы станут только преданные фанаты, а обычные зрители будут ориентироваться скорее на жанр. По мотивам комиксов есть и вестерн («Логан»), и фильм-ограбление («Человек-муравей»), и космоопера («Стражи галактики»), и военная драма («Чудо-женщина», «Первый мститель»), и нуар («Город грехов») и фэнтези («Тор»). Поэтому можете проигнорировать бесконечные хронологии просмотра и просто выбрать кино, которое наиболее близко вам по жанру.

 

 

 

Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 7)
Как перестать волноваться и начать смотреть кинокомиксы (фото 8)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

  • Фоторедактор:
    Нина Расюк
  • Фото:
    unicomics.ru

Оставьте комментарий

Загрузить еще