Поиск

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке

К юбилею Музея Соломона Гуггенхайма

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке
В этом году знаменитый Музей Соломона Гуггенхайма отмечает 55 лет со дня своего основания. Buro 24/7 рассказывает о том, с чего начиналось одно из самых известных собраний предметов совриска в мире, и о тернистой истории легендарного музея в Нью-Йорке

История фонда, учрежденного Соломоном Робертом Гуггенхаймом в 1939 году, началась прозаично — со знакомства с художницей Хиллой фон Ребай, которая показала Соломону, долгое время собиравшему коллекцию старых мастеров, творения европейского авангарда. Под ее влиянием Гуггенхайм резко изменил концепцию и видение всей своей коллекции и стал собирать современных художников, начав с работ Василия Кандинского, Пита Мондриана, Пабло Пикассо и Амедео Модильяни. Так с 1937 по 1939 годы в его апартаментах в отеле "Плаза" начинает расти собрание произведений, которые теперь являются "иконами" современного искусства. В 1939 году, практически за один день учредив собственный семейный фонд, Гуггенхайм так же быстро решает создать его главный центр — музей. Подходящую землю для размещения "идеального храма для души", как называл его Соломон, искали чуть больше года. И место для него нашли не где-нибудь, а на пересечении 5-й авеню и 89-й улицы — в главной точке верхнего Ист-Сайда Манхэттена, в двухстах метрах от здания главного арт-музея страны Метрополитен.

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 1)

С того момента и до 1959 года, когда белое конструктивистское здание музея по проекту Фрэнка Ллойда Райта наконец открыло двери для своих посетителей, прошло целых 20 лет. От первого письма, написанного Хиллой фон Ребай архитектору с просьбой придумать пространство для выставления картин фонда, до реализации его в постройку архитектор создал более 700 скетчей и как минимум шесть официально известных версий проекта музея. Множество историй, связанных с постройкой здания, впоследствии легли в основу книги "Фрэнк Ллойд Райт и строительство Музея современного искусства", в которой красной линией проходит главная мысль архитектора: "сохраняя страсть к идее", что казалось почти невозможным при проекте, реализация которого заняла столько времени.  

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 2)

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 3)

Главной причиной такой массивной задержки во времени было нежелание города принять ни один из проектов музея, предлагаемых Райтом. Здание было слишком вызывающей формы для сороковых годов и того места, где оно должно было быть расположено, — это вызывало массу споров и вопросов. В архивах фонда сохранилось огромное количество статей из газет, в которых подробно освещается баталия архитектора с обществом, выступавшим против "уродования" классических форм зданий на 5-й авеню.

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 4)

Идеологические войны по поводу внешнего вида здания велись Райтом не только с городом, но и со всем директоратом музея. И, спустя 9 лет с начала проектирования, когда архитектор наконец утвердил свой проект и мог начинать полноценную стройку, в 1956 году, появилась "подводная мина" — открытое письмо 20 современных американских художников, работы которых составляли обширную часть коллекции фонда, призывавших второго директора музея Суини сделать что-то с архитектором, который, по их мнению, своими эксцентричными идеями мог загубить все будущее совриска.

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 5)

Когда Хилла фон Ребай написала первое письмо Райту, который к моменту начала их сотрудничества обладал уже более чем 55-летним опытом работы в архитектуре и именем одного из самых спорных и неординарных зодчих своего времени, она вряд ли могла предполагать, что своим предложением установит пожизненный тренд для выбора архитекторов для всех зданий музеев, работающих под маркой Фонда Соломона Гуггенхайма, и в далеком будущем.

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 6)

За 75 лет требования к проекту ничуть не изменились, разве что приходится подстраиваться под особенности каждой из стран, в которых открывается филиал музея. Архитектурные конкурсы на постройку новых зданий в разных концах света проходят с большим ажиотажем. Для последнего из них — на проект Музея Гуггенхайма в Хельсинки — свои работы прислали более 3000 ведущих архитектурных студий мира.

Не дожив чуть более полугода до торжественной церемонии открытия, почивший с миром на 92-м году жизни архитектор так и не узнал, что на официальный прием в честь открытия музея Фонд Соломона Гуггенхайма пригласил официальных лиц со всего мира, заручившись поддержкой администрации президента Эйзенхауэра, мэра Нью-Йорка, а также представителя США в ООН. 

Первая выставка-открытие должна была продемонстрировать диапазон огромной коллекции фонда, включавшей в себя работы Марка Шагала, Василия Кандинского, Стюарта Дэвиса, Пабло Пикассо и других. По иронии судьбы в нее вошли произведения и тех художников, которые еще три года назад активно не желали выставляться в этом здании.

55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке (фото 7)

Сегодня наследие Фонда Гуггенхайма процветает в четырех странах мира в виде самостоятельных музеев. Еще пять площадок планируется открыть в ближайшее время. Внешний вид первого музея, так сильно пугавший своей неординарностью горожан, несколько раз становился героем легендарных номеров журнала New Yorker. 

Тамара Волкова

26 нояб. 2014, 08:00

Оставьте комментарий

загрузить еще