Поиск

Великая история искусств от Бернара Арно

Великая история искусств от Бернара Арно

Гуманистический пиар

Текст: Елена Стафьева

Сегодня в Париже открывается выставка Les Clefs d'une passion («Ключи к страсти») в новом, построенном Фрэнком Гери, колоссальном здании Louis Vuitton Fondation. И это самый, пожалуй, амбициозный проект Бернара Арно последнего времени. А, возможно, и всей его жизни

«Мы не даем ответы — мы ставим вопросы, — говорит на пресс-конференции артистический директор Louis Vuitton Fondation и главный куратор выставки Сюзан Паже и добавляет, заметно волнуясь: — Я писала эту речь сегодня ночью». Речь у нее, впрочем, получилась отличная — четкая, концептуальная и вполне программная. Что значит смотреть на произведение искусства? Кто формирует историю искусства сегодня, в очень агрессивной маркетинговой среде? Как восприятие зрителя меняет произведение? «Я, — говорит мадам Паже, — не знаю ответа на эти вопросы».

Это, конечно, отчасти хорошая французская риторика, потому что если бы она не знала ответов, то не смогла бы организовать выставку той же четкости, что и ее речь. Но только отчасти — тут явно есть критический взгляд на каноническую историю первой половины XX века и попытка увидеть за учебником живую жизнь великих картин. Причем сделать это считаными средствами на четко ограниченном пространстве.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 1)

Louis Vuitton Fondation занимается современным искусством, и эта выставка была задумана не просто как собрание всемирно узнаваемых картин (и демонстрация неограниченных возможностей фонда Бернара Арно), но как ответ на вопрос, откуда растут ноги у этого самого современного искусства. И это, пожалуй, самый эффектный ответ, представленный публике с начала этого века.

И если в результате пиара я и сотни тысяч других смогут, наконец, понять и уложить в голове, как в XX веке все взорвалось и взлетело в воздух, а потом сложилось в нечто совершенно новое, — это вполне гуманистический пиар

Компактный ответ в 4 частях и 6 залах. И это ключевой момент. Здесь нет ничего хронологического, никаких академических переходов от стиля к стилю, от классика к классику, никакого «кубизма», «немецкого экспрессионизма», «супрематизма» и прочего, к чему мы привыкли на подобного рода ретроспективах. Да это и не ретроспектива ни разу. Это настоящий просветительский проект: концептуальная история возникновения современного искусства, увиденная глазами лучших французских арт-кураторов. Его компактность и обозримость вкупе с возможностью фотографировать и тут же все вешать в Instagram (тут свободный Wi-Fi) делают его максимально современным и максимально демократичным.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 2)

Буквально за час мы последовательно видим, как одиночество, страдания и вообще сложно устроенная душевная жизнь становятся основным содержанием искусства и меняют его форму. И тут в центре зала висит мунковский «Крик», как произведение, определившее модернизм и известное буквально каждому. Как постепенно фигуративная живопись распадается на геометрические и цветовые плоскости — с фантастической подборкой из Моне, Малевича, Мондриана, Пикассо и Ротко. Как фактически начинается современная жизнь с мегаполисами, индустрией, рекламой и медиа, где радостные механические женщины Фернана Леже встречают глянцевых красоток в стиле Mad Men саркастического Франсиса Пикабиа. Ну и как живопись адаптирует музыкальные законы, где над всем доминирует фантастический «Танец» Матисса, хедлайнер выставки, отлично тут повешенный и освещенный, — самый условный с точки зрения концепции, но самый яркий с точки зрения цвета зал выставки.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 3)

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 4)

В итоге всем, от простых филистеров до любителей искусства, видна связь между «Нимфеями» Моне и абстрактными пейзажами Мондриана и даже видно, почему эти невинные «Нимфеи» и буквально просверливающие мозг цветовые поля Ротко — звенья одной цепи. И что динамичный орфизм Робера Делоне связан с футуристическими штудиями движения Джино Северини больше, чем со статичным кубизмом.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 5)

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 6)

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 7)

Понятно, что соединение вместе картин из разных частей света и есть то, чем завлекает такого рода выставка. Так же как понятно, что развеска — это важнейший кураторский инструмент. Но тут все это использовано с настоящим блеском: соединить на одной стене Фрэнсиса Бэкона из Мельбурнской национальной галереи штата Виктория и Фрэнсиса Бэкона из Чикагского музея современного искусства, которые выглядят как диптих, — это очень классно. А повесить напротив такие же серо-коричневые портреты Альберто Джакометти (и поставить тут же его знаменитого «Шагающего человека») и убедительно показать таким образом, какой всеобщей была идея экзистенциального отчаяния, — это и есть отличная кураторская работа.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 8)

Как на выставках старых мастеров скрупулезно собирают разрозненные алтарные доски и их пределлы, так и тут кураторы (а вместе с Сюзан Паже работали Беатрис Парен и Изабель Монод-Фонтен) соединили на одной стене работы с общей идеей. Можно только представить, сколько сил и времени ушло на то, чтобы привезти цикл из пяти автопортретов Хелены Шерфбек, финской художницы, которая почти 30 лет, с 1915 по 1944 год, маниакально фиксировала все свои возрастные изменения: седину, мимические морщины, гравитационный птоз, — превращая свой страх старости и смерти в материал для мощнейшего искусства. Каждая из пяти приехала сюда из разных музеев и частных собраний — и это исключительный опыт еще и потому, что Хелена Шерфбек не особенно известна за пределами Финляндии.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 9)

Так же как Франтишек Кубка — за пределами бывшей Австро-Венгерской империи, и увидеть два его огромных абстрактных полотна из Праги и Вашингтона вместе — настоящая удача. Это вообще принцип выставки Les Clefs d'une passion — имена первого ряда и шедевры тут соединяют с именами второго и третьего и малоизвестными работами. А также избегают клише — например, в зале, посвященном новому мегаполису, среди попистов есть Пикабиа, но нет даже намека на раннего Энди Уорхола.

В чем была цель Бернара Арно? На этот вопрос сейчас будут отвечать в жанре маркетинг-конспирологии — «все пиар и на всем делают деньги». Возможно, и так — даже, скорее всего, так. Но пиар пиару рознь. И если с помощью пиара мне (а вместе со мной сотням тысяч людей, которые попадут на эту выставку за 3 месяца ее работы) дадут увидеть великие картины, до которых можно не добраться за всю жизнь (попробуй, например, слетай в Мельбурн) — это прекрасный пиар, очень полезный и нужный обществу. Если в результате пиара я и сотни тысяч других смогут, наконец, понять и уложить в голове, как в XX веке все взорвалось и взлетело в воздух, а потом сложилось в нечто совершенно новое, — это вполне гуманистический пиар. И пусть его будет больше.

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 10)

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 11)

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 12)

Мне же лично кажется, что этой выставкой Бернар Арно хотел окончательно утвердиться как филантроп и просветитель. И это ему удалось безусловно — с попутной демонстрацией того, что такое общественно ориентированный капитализм.

Кроме всего прочего, проходя сквозь эти шесть комнат, я испытала давно забытое чувство восторга перед великой русской культурой — потому что в каждой были либо картины русских художников, либо картины, купленные в свое время Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым. И вот за этот патриотический момент, подаренный мне Бернаром Арно, отдельное ему персональное «спасибо».

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 13)

Великая история искусств от Бернара Арно (фото 14)