Поиск

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного

Царские врата

Текст: Алексей Беляков

Фото: Антон Левахин

В Московском музее современного искусства открывается выставка «Архив М» — наиболее полная версия наследия гения перевоплощений Владислава Мамышева-Монро. Алексей Беляков рассказывает об одной из самых известных метаморфоз мастера — образе Ивана Грозного. А мы публикуем кадры Грозного-Монро авторства Антона Левахина, которые вы еще точно не видели

Это случилось ночью 28 ноября 2010 года.

На Красной площади, близ собора Василия Блаженного, возник Иван Грозный. Падал снег, и царь оставлял следы сапог на брусчатке, из чего можно было сделать вывод: это не призрак.

Ближе к утру появились первые прохожие, они с интересом оглядывали Грозного, воспринимая сам факт явления царя как дело вполне естественное. Вдруг одна тетка бухнулась на колени: «Батюшка, благослови!» И царь благословил. Но тут прохожим приспичило активнее участвовать в российской истории, и кто-то строго спросил: «Ты зачем сына убил?»

Пресс-конференции Ивану Васильевичу совершенно не хотелось, и он двинулся себе дальше. Прохожие тоже разбрелись, размышляя: к чему бы такое явление и дойдет ли царь до Казани?

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного (фото 1)

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного (фото 2)

...Этих фотографий еще не видел никто. Они хранятся у их автора, художника Антона Левахина, который впервые решил отдать их на большую выставку, посвященную Владу Монро.

Влад любил все эти проекты, веселые профанации и травестийные мистификации. Собственно, за это мы любим его. Но Грозный-Монро не задумывался как проект, все вышло спонтанно. Дело было так. Влада пригласили на Бал маркизы Казати в модный тогда клуб «Осень». Дресс-код — декадентский модерн, начало XX века. Идти Владу не очень хотелось: поздняя осень, а это самое гнусное время в Москве, усталость, сборы на теплый Бали. Плюс еще работа для одного богатого заказчика — так называемая «царапка»: фотография, препарированная скальпелем в руках Монро. И тогда Левахин, его друг и отчасти сообщник в арт-хулиганствах, предложил: «А поехали на «Мосфильм»! Я договорюсь, нас пропустят в костюмерные цеха, выберешь себе чего-нибудь».

Их действительно пропустили, и Влад стал бродить среди нарядов, плотно навешанных на старые рейлы. Взгляд Монро уперся в костюмы XVI века, мысль заработала, и он решил: буду царем! Да, в этом не было никакого декаданса, хотя что считать декадансом? Конечно, потребовалась и «шапка Мономаха», с которой возникла проблема: это был экспонат мосфильмовского музея. Да и сам наряд был с историей: он снимался в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Левахин быстро доставил все гарантийные письма, хотя если бы старушки-служительницы знали, для каких целей, вряд ли бы выпустили шапку с шубой из рук.

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного (фото 3)

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного (фото 4)

Грим царя Монро накладывал сам, для чего купил набор в специальном магазине.

На балу на Влада набросились фотографы с поклонниками. Он важно прохаживался по комнатам, за ним семенила «свита». Но Монро быстро утомился и захотел домой. Здесь он разоблачился и собирался смыть грим, когда Левахин вдруг закричал: «Смотри! Снег! Это же готовая декорация! Надевай шубу! На улицу!»

Это был первый снег в том году. Монро, который терпеть не мог холод, отказывался выходить на улицу, и Левахин буквально вытолкал его, схватив фотоаппарат. Они  дошагали до улицы Варварка, и по пути Влад, наглотавшись снежинок, вдруг вошел в образ первого русского царя. Это уже было не шутовство, а перевоплощение, практически по Станиславскому. Влад играл блаженного и тирана одновременно. И вдруг упал на снег с диким лицом — о, бедная мосфильмовская шуба! Потом дошли и до Красной площади. Мимо проехала милицейская машина, оттуда внимательно оглядели монарха, но ничего не сказали на всякий случай.

...После той ночи, пройдя сквозь «царские врата», Влад всерьез задумался, что мог бы сняться в кино, причем в роли трагической.

Но улетел на Бали, навстречу теплу и смерти.

Редкие кадры: Владислав Мамышев-Монро в образе Ивана Грозного (фото 5)

Выставка проходит в Музее современного искусства по адресу Гоголевский бульвар, 10.