Поиск

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях

И как правильно сделать музейное селфи

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях
Музеи по всему миру постепенно запрещают селфи-палки. Наш корреспондент вооружилась моноподом и прошлась по пяти московским музеям, чтобы узнать, где можно пользоваться подобными конструкциями и как на них реагируют смотрители и посетители

Сначала селфи-палки запретили Нью-Йоркский музей современного искусства, Лондонская национальная галерея, Версальский дворец и другие знаковые европейские и американские музеи — под предлогом того, что моноподы могут повредить экспонаты или помешать другим посетителям. В России первым на использование селфи-палок наложил запрет Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Проверим, как к ним теперь относятся в других музеях Москвы. 

Государственный исторический музей, Красная площадь, д. 1

— Галина Ивановна, а с такой палочкой разве можно фотографировать?
— Да, сейчас все так делают. Даже с больными на операционном столе. Селфи у них это называется.

В тот момент, когда до меня доносится этот диалог, я пытаюсь пристроиться так, чтобы ритоны (рога питьевые) из черниговского кургана «Черная могила» второй половины X века были на фотографии как будто у меня во рту. В Историческом музее практически везде полумрак — особенно над одеждой и бумажными страницами, а то, что хорошо освещено в витрине, предательски отсвечивает — блики на большинстве кадров выдают фальшь и постановку.

Селфи-палка, которой я манипулирую, и мои выкрутасы (я ползаю по полу перед крошечной пушкой и заглядываю в ее нутро) не вызывают у посетителей никакой реакции. Совсем. То ли великолепие императорской России — мундиры, шпаги, фарфор, зеркала и дамские наряды — так увлекательно, то ли сказывается московская привычка: даже если в метро человек в противогазе, а по музею ходит голая женщина — делай вид, что «все — тлен» и с тобой бывало и похуже.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 1)

В очередном зале при попытке привести мою фотоамуницию в боевую готовность наперерез из другого угла бежит грозная смотрительница: «У нас нельзя «этим» фотографировать». — «Как нельзя? Галина Ивановна сказала, что можно».

Но ссылка на авторитет Галины Ивановны не помогает: «Ничего не знаю. У нее в зале сколько угодно этой штукой пользуйтесь, а в моем нельзя». При расспросах прояснились все страхи неуступчивой смотрительницы: нечаянное повреждение экспоната (они все за стеклом) означает лишение премии.

Отправляюсь в другие залы — пристраивать селфи-палку к святому Меркурию, затем портрету Михаила Ломоносова и, наконец, мобильник — крестьянке конца XIX века. Больше ни одна смотрительница ко мне не подходила.

Итог: в музее нет единых правил, разрешающих или запрещающих использование селфи-палки, — все зависит от смотрителей.


Музей архитектуры имени Щусева, Воздвиженка, 5/25

В анфиладе до 12 апреля — выставка «Кузница большой архитектуры» с конкурсными эскизами московских строек: гостиницы «Москва», здания Центрального телеграфа, редакции «Известий» на Пушкинской и других. Придумать вынимающее душу селфи на фоне архитектурных эскизов у меня не получилось, поэтому первый «самострел» (русскоязычное название селфи. — Прим. Buro 24/7) — на фоне макета главного здания МГУ (в кадр должны были попасть удивленные глаза смотрительницы).

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 2)

Смотрительница не произнесла ни слова, но, не отводя тревожных глаз, следила за попытками сфотографировать «явление головы из вазы» и принять форму скульптуры конькобежцев (выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму»).

Внушение мне сделали только один раз: конец селфи-палки почти коснулся керамического панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» 1934 года. Тут процессом заинтересовался и один из посетителей, спросивший, что за штатив я использую для съемки и как он работает (нажимаешь кнопку на ручке, сигнал по Bluetooth передается на телефон — и он снимает).

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 3)

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 4)

Во флигеле «Руина» экспозиции не было, зато в туалете обнаружилось стеклянное панно Big Brother is watching you («Большой брат следит за тобой»). Смотрительница, проверяющая билеты на входе, предупредила гулявшую по флигелю пару, чтобы в туалет не заходили, потому что там чудаки (то есть я, фотограф и селфи-палка).

Итог: снимать с селфи-палкой можно везде, кроме двух залов постоянной экспозиции «Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова», где фотографировать не разрешают.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 5)


Зоологический музей МГУ, Большая Никитская, 6

В музее много детей: они рисуют животных, играют в салки, прислоняются к стеклам. Смотрители на взрослых не обращают внимания. Попытками сделать селфи оленю, тигру и морскому котику заинтересовался одинокий мужчина: расспросы о палке он перевел к рассказу о своей книге («Телефон отдельно от палки — это так же, как вот я и моя книга, — мы с ней отдельно») и дружбе с космонавтом Юрием Гагариным.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 6)

Придумать взаимодействие с чучелами животных трудно — неживые, со стеклянным взглядом, они пробуждают чувство жалости. Вот я пытаюсь выкрутить шею как у лебедя, а вот — изображаю пеликана. Но чучела застыли, не издают звуков и даже, кажется, смотрят осуждающе на мои выверты. Тусклый свет затрудняет съемку. Приставляем селфи-палку к слоненку в холле (естественно, не касаясь экспонатов) — пусть снимает маму — и напоследок инсценируем селфи скелету шерстистого мамонта, найденному в Якутии в 1973 году. Самцу было около 45—50 лет, когда он умер.

Итог: снимать можно.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 7)


Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 10

В Третьяковке палкой пользоваться нельзя. Я узнала об этом, пройдя около 10 залов, — толпы иностранных туристов загораживали меня от смотрителей. На появление штатива реагируют стремительно: вежливо, но настойчиво просят убрать, ссылаются на приказ (наличие приказа, видимо, должно производить впечатление на посетителя) и на опыт Пушкинского музея и зарубежных галерей.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 8)

Напротив, c планшетом или смартфоном можно делать что угодно (любительская съемка — 200 рублей): выстраиваться в рядок всей компанией вдоль масштабных полотен Брюллова и Иванова, приставлять смартфон Николаю Второму, Чехову, Флоренскому, «Красавице» Кустодиева и снимать это на другой смартфон, бесконечно воспроизводя заезженный сюжет «Историческая личность делает селфи». Можно под удивленным взором школьников передразнивать статуи. Возле «Девушки» Сергея Коненкова меня ждало признание и успех: я смогла переманить школьниц, которым экскурсовод что-то рассказывала про «Девочку с персиками» Серова. Тетя, то есть я, была без персиков, зато явно со странностями: привязывала волосы резинкой к руке, чтобы они стояли так же, как у скульптуры. Впрочем, в Instagram нашелся недостижимой крутизны портрет: хоккеист в коньках и с клюшкой перед «Тремя богатырями» Васнецова.

Итог: съемка запрещена.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 9)

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 10)

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 11)

Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16

Здесь я встретила себе подобных — девочек с селфи-палками. Они выбрали одну из огромных и ярких работ Альберта Уотсона и просто снимались на ее фоне. Селфи-палками в этом музее никого не удивить: со светом здесь отлично, поэтому главная проблема — блики от стекла.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 12)

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 13)

Пристраиваемся возле портрета Альфреда Хичкока, сделанного фотографом Альбертом Уотсоном. Этот снимок в 1973 году стал первой работой Уотсона со знаменитостями (потом он будет снимать всех — от Майкла Джексона до Наоми Кэмпбелл, а портрет Стива Джобса вообще станет каноническим). Первоначально для какого-то кулинарного шоу, а может, и просто так, Уотсона попросили снять Хичкока с мертвым гусем на блюде. В 70-е порнофуд еще не был трендом и идея не понравилась. На тоненькой шее птицы хитроумным узлом завязана удавка — несмотря на это, Хичкок контрольно «душит» мертвого гуся рукой. И вот 40 лет спустя роль мертвого гуся примерю я. Коллега сжимает мою шею, а я жму на селфи-палку.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 14)

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 15)

Итог: съемка разрешена.

 

Как сделать музейное селфи:

Есть три основных жанра: можно снять себя на фоне объекта, можно взаимодействовать с объектом, а можно остаться за кадром и инсценировать, что объект снимает сам себя.

Самый простой вид взаимодействия — скопировать позу объекта.

Другой вариант — сделаться героем: надкусить яблоко на тарелке, встать в очередь, отдать честь на плацу — в зависимости от сюжета.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 16)

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 17)

При съемке селфи объекта главное, чтобы устройства были соразмерны масштабам картины. Проще всего снять селфи с героем, у которого что-то есть в руках, особенно если это палка или копье.

Лучше ходить вдвоем: для некоторых снимков нужна помощь.

Эксперимент: можно ли пользоваться селфи-палкой в московских музеях (фото 18)

Алиса Иваницкая Егор Савинцев

25 марта 2015, 09:00

Оставьте комментарий

загрузить еще