Поиск

Архитектурная хирургия: как перекраивали Москву в XXI веке

Как старое и новое сожительствует в городской среде

Архитектурная хирургия: как перекраивали Москву в XXI веке
Об изменениях в архитектурном облике столицы говорят много, но не все горожане по-настоящему замечают их. Мы решили рассказать об удачных и не очень архитектурных новшествах Москвы XXI века

Каждый раз, приезжая в новый город, мы первым делом мчимся ко всемирно известным достопримечательностям с первых страниц путеводителя. После этого мы довольны собой: дело сделано, теперь можно уверенно рассказывать о поездке друзьям. Представление жителей о собственных городах тоже часто ограничивается стандартным набором наследия UNESCO. Многие из нас — туристы в родном городе. Что мы знаем о Москве и как видим ее? Мы замечаем, когда закрывается любимый ресторан или офис переезжает в здание на окраине, но часто ли мы смотрим по сторонам, пытаясь понять, нравится ли нам окружающая архитектура? А ведь именно здания, мосты, дороги образуют городское пространство, задают маршруты нашего движения и влияют на настроение. Строят сейчас везде и по-всякому: точечно, на пустошах окраин, в маленьких переулках центра. Исторические здания сносят или поглощают массивами нового бизнес-центра. Конечно, только время определит, достойна ли та или иная постройка значиться в путеводителе. Но мы решили уже сейчас обратить внимание на несколько показательных архитектурных историй.

Вид с высоты: панорама

В 2000-е годы в Москве началось бурное строительство небоскребов. Почти одновременно в разных концах города стали возводиться гиганты: деловой центр "Москва-Сити", бизнес-центр "Лотте-Плаза", жилой небоскреб "Триумф-Палас" и многие другие. Высотные здания с иностранными названиями заполонили Москву, изменив панораму города. В царское время Москва была златоглавой, в советское — появились сталинские высотки, в 2000-е все, что было построено раньше, стало казаться миниатюрным. 

Одной из основных городских доминант стал комплекс "Москва-Сити" на Пресненской набережной. Строительство комплекса продолжается уже более десяти лет. Всего на территории планируется возвести около 30 объектов, из которых на данный момент завершено меньше половины. За время строительства "Москва-Сити" пережил уже четыре пожара, было забраковано нескольких его участков после прокурорских проверок, в итоге комплекс получил титул "главной архитектурной ошибки столицы" от Сергея Собянина. Тем не менее отстроенная часть комплекса работает исправно. В сданных офисах разместилось уже более 40 тысяч сотрудников, и предполагается, что их число вырастет до 100 тысяч в ближайшие несколько лет. 

Разработка проекта "Москва-Сити" началась еще в 1990-х годах группой архитекторов под руководством Бориса Тхора. Сейчас строительством руководит Геннадий Сирота. Комплекс задумывался по аналогии с кварталом Дефанс в Париже и был частью плана по разгрузке исторического центра города. До сих пор неясно, действительно ли "Сити" поможет расчистить центр города — сам комплекс уже давно окружен круглосуточными пробками. 

Сейчас стеклянные вершины комплекса видны почти из любой части Москвы. Они спорят с башнями сталинских высоток, выглядывают из-за стен Кремля и ровняются с другими новостройками — домом на Мосфильмовской Сергея Скуратова, еще строящейся "Пирамидой" в Оружейном переулке, Lotte-Plaza на Арбате, "Swissotel Красные Холмы" на Космодамианской набережной. Хотя Москва по количеству небоскребов пока сильно уступает Нью-Йорку, панорама города за последние несколько лет стала намного футуристичнее. 

Архитектурный ансамбль: перезагрузка

"Москва-Сити"  редкий пример строительства нового комплекса на специально отведенном участке. Намного чаще современные здания вписывают в существующую застройку, как правило, притесняя старую архитектуру. Как только в Москве появляются свободные участки, их тут же определяют под бизнес-центры или торговые комплексы, вид которых часто разрушает уже сложившийся ансамбль. Но есть и примеры гармоничного сочетания старой и новой архитектуры. Один из них — ансамбль "Белой площади" на Лесной улице. 

Архитектурная хирургия: как перекраивали Москву в XXI веке (фото 1)

"Белая площадь" — это комплекс из трех зданий бизнес-центра, сходящихся боковыми фасадами у церкви Николы Чудотворца. Проект разрабатывался и осуществлялся в 20032009 годах под руководством Бориса Левянта. Сначала на расчищенном участке за церковью планировалось строительство высотной башни. Затем подход пересмотрели и выбрали проект с тремя корпусами меньшей этажности, но с большей площадью. Фасады из стекла и мрамора образуют оригинальный фон для белокаменной старообрядческой церкви начала XX века. За счет лаконичной герметичности и переменной этажности, вторящей высотному контрасту купола и колокольни, новые здания не подавляют церковь, а наоборот, выделяют ее. Ансамбль часто сравнивают с архитектурными комплексами Нью-Йорка и других иностранных бизнес-столиц. 

Как старое стало новым

Новая архитектура не всегда проектируется с нуля. Часто за основу берутся старые здания, которые можно дополнить или капитально перестроить, сохранив лишь часть фасада. Способ и масштаб перестройки, как правило, выбираются в соответствии с новыми функциями здания. Самая частая причина перестройки — необходимость расширения площадей. Так, у старого особняка может появиться пара новых этажей. Или флигель. Или огромный стеклянный купол. Современные элементы нагромождаются на здание. При этом редко действительно учитывается, каким получится такой архитектурный Франкенштейн. 

Яркий пример подобного сочетания  Школа телевизионного мастерства под руководством В. В. Познера на Малой Дмитровке. Здание школы возведено вокруг дома XIX века, от которого сейчас сохранился лишь фасад. Разрешение на строительство подписали еще в 1999 году, после чего прошло несколько акций протеста, организованных жителями района и общественно-культурными организациями. Многочисленные иски и жалобы не увенчались успехом, и к середине 2000-х школа была построена по проекту архитектора Андрея Бокова. Семиэтажное здание с аритмичным бежево-коричневым фасадом нависает над камерным розовым домиком в стиле ампир. Новая постройка как будто поглотила старую. Сейчас большую часть помещений "социального учреждения" занимают офисы. 

Архитектурная хирургия: как перекраивали Москву в XXI веке (фото 2)

Один из самых популярных способов расширить площади старых зданий — надстройка дополнительных этажей или пристройка флигелей. Как правило, подобные элементы стараются стилизовать: используют исходные цвета и декор. Однако проектировщики могут применить и творческий подход  пристроить абсолютно инородный первоначальному облику здания элемент. Такие истории часто оборачиваются локальной архитектурной катастрофой, но бывают и удачные решения. 

В 2002 году был объявлен конкурс на проект реконструкции здания Союза архитекторов России в Гранатном переулке. Победил проект группы архитекторов под руководством Александра Асадова. К старому двухэтажному особняку пристроили дополнительный корпус с медной зеленой крышей и сплошным остеклением главного фасада. Основной идеей Асадова было создать симбиоз старой и новой архитектуры, при котором две разновременные части здания не подстраиваются друг под друга, а "достойно сосуществуют". 

При реконструкции архитектуры, включенной в список культурного наследия, существует множество ограничений. Совсем иначе обстоят дела с перестройкой зданий последних десятилетий: при работе с ними у архитекторов гораздо больше возможностей. Гениальный по простоте и неожиданный по расположению пример такой перестройки — новый вид бывшей советской АТС на улице Мельникова. В 2008 году облицованное голубой плиткой здание АТС было куплено ОАО "Интеллект Телеком" и переделано в офис компании по проекту Ирины Болычевцевой. Помимо капитального ремонта помещений, здание получило новый фасад — облицовку черным стеклом и белыми алюминиевыми панелями, образующими очертания электронной печатной платы. Такое решение позволило отразить в облике здания деятельность компании и выделить строение на фоне серых жилых домов.

Архитектурная хирургия: как перекраивали Москву в XXI веке (фото 3)

Жилая архитектура

В 1990-е в Москве начинаются эксперименты в жилищном строительстве, которые продолжаются до сих пор. В 1992 году после назначения Лужкова мэром Москвы в городе возникают необычные здания и формируется новый "лужковский стиль". Одним из главных архитектурных сюрпризов, созданных в этот период, по праву считается дом-яйцо по проекту Сергея Ткаченко. Чудо-дом пристроен к зданию на пересечении улиц Машкова и Чаплыгина. Проект был составлен в 1998 году, а в 2002-м завершилось строительство. Почти сразу после этого дом был куплен, но до сих пор никто не жил в нем постоянно. Красно-белое четырехэтажное здание с парковкой имеет 5 жилых комнат и небольшой для элитного особняка метраж  342 квадратных метра. Дом, похожий на гигантскую реплику яйца Фаберже, выглядит скорее шуткой, чем функциональной постройкой. Его необычная форма и идея во всей полноте раскрывают особенности "лужковского стиля". 

Архитектурная хирургия: как перекраивали Москву в XXI веке (фото 4)

В 2000-х спрос на китч ослабевает. Архитектура становится более сдержанной, появляется интерес к использованию сложных конструктивных решений и необычных материалов. В 2002—2004 годах в Бутиковском переулке строится жилой комплекс Cooper House архитектора Сергея Скуратова. Название комплекс получил благодаря инновационному решению фасадов, которые облицованы патинированными медными панелями. Три шестиэтажных здания соединены стеклянной галереей. За счет относительного уменьшения объема нижнего этажа, дома кажутся парящими над землей. Впечатление легкости здания усиливается асимметричным наклоном стеклянных панелей на фасадах. В архитектуре комплекса сочетаются техническое совершенство и лаконичная красота. 

Все это лишь малая часть московской архитектуры XXI века. Каждый день в городе что-то происходит: разрушается, строится, открывается. Москва постоянно изменяется, подстраивается под потребности и желания жителей. И каждое новое изменение  это шанс найти новое любимое — или не очень — место в родном городе. 

Кристина Михальчи

7 нояб. 2014, 11:40

  • Фото: Кристина Михальчи

Оставьте комментарий

загрузить еще