Поиск

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ

Три новые выставки в рамках Фотобиеннале-2012

Открытие сразу трех выставок: "Ингмар Бергман: Человек, который задавал сложные вопросы", "Ингмар Бергман. Image Maker" и "Аркадий Шайхет. Продолжение. 1928-1931" — состоялось вечером 17 апреля в Мультимедиа Арт Музее. Экспозиции, включенные в программу фестиваля Фотобиеннале-2012, посвящены великому шведскому кинорежиссеру Ингмару Бергману и советскому фотографу Аркадию Шайхету. Новые выставки публике представили директор МАММ Ольга Свиблова, посол Швеции в России Томас Бертельман, фотограф Бенгт Ванселиус, автор инсталляции "Ингмар Бергман: Человек, который задавал сложные вопросы" Андерс Рабениус и другие.

"Ингмар Бергман: Человек, который задавал сложные вопросы" и Image Maker

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 1)

Видеоинсталляция, подготовленная по инициативе Шведского института, и фотографии Бенгта Ванселиуса, часто сопровождавшего Ингмара Бергмана на съемочных и театральных площадках, предлагают зрителям проникнуть в многогранный мир одного из крупнейших кинорежиссеров. Его вклад в историю мирового кинематографа огромен: шесть десятилетий работы, внушительная фильмография из 117 картин, поднятие важнейших религиозных и моральных вопросов, а также великолепное режиссерское исполнение. 

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 2)

На первом этаже Мультимедиа Арт Музея расположена видеоинсталляция, кинематографическая фреска на пяти экранах, которая может напомнить согнутую ветрами сосну на маленьком шведском острове Форё, где Бергман укрывался от мира в последние годы своей жизни. 32 сюжета представлены как варианты ответа на вопрос: "Что сделало Бергмана Бергманом?": фрагменты фильмов "Седьмая печать", "Лето с Моникой", "Осенняя соната", мнения Вуди Аллена, Ларса фон Триера и Бернардо Бертолуччи о личности Ингмара, съемки фильма "Сквозь тусклое стекло" или интервью с ним самим.

Культовый шведский режиссер активно работал и на театральной сцене, что не осталось незамеченным для фотографа Бенгта Ванселиуса. На последнем этаже МАММ можно увидеть его черно-белые снимки в рамках экспозиции "Ингмар Бергман. Image Maker", на которых Бергман руководит театральным процессом и дает указания труппе. На протяжении многих лет Ванселиус работал с Бергманом на съемках его телевизионных фильмов и в театре, начиная с первого спектакля "Фрекен Жюли" А. Стриндберга (1984) и заканчивая телефильмом "Сарабанда", последним произведением режиссера (2003).

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 3)

Кадры со съемок бергмановских фильмов выбраны из архива Svensk Filmindustri ("Шведская киноиндустрия") и сделаны разными фотографами в период с 1951 по 1982 год. На них режиссер изображен в работе с актерами и при подготовке съемочной площадки "Земляничной поляны", "Девичьего источника", "Персоны" и многих других кинокартин.

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 4)

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 5)

Экспозиция, представленная в стенах МАММ в рамках Фотобиеннале-2012, будет открыта для широкой публики с 18 апреля по 13 мая. Сегодня, 18 апреля, также состоится лекция "Ингмар Бергман. Image Maker" Бенгта Ванселиуса. Начало в 19:00 в лектории Мультимедиа Арт Музея.

"Аркадий Шайхет. Продолжение. 1928-1931"

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 6)

Большой зал на четвертом этаже заняли снимки советского фотографа Аркадия Шайхета, которые ярко передают атмосферу, царившую в СССР с 1928 по 1931 год. Среди вереницы кадров можно найти Иосифа Сталина на фоне Большого театра или Сергея Кирова на охоте, десятки промышленных пейзажей, иллюстрации быта жителей в селах Узбекистана и других советских республик, открытие парка Горького и митинги рабочих. Форсированная индустриализация и коллективизация, свертывание НЭПа, репрессии и первая пятилетка отразились в фотографиях Шайхета.

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 7)

Испытав все трудности той эпохи на собственном опыте (он был осужден по ложному доносу и вышел из Бутырской тюрьмы в 1927 году), оказываясь в гуще событий — Аркадия Шайхета, снимавшего для журнала "Огонек", постоянно отправляли на политические процессы, такие как "Шахтинское дело" (1928) и "Процесс Промпартии" (1929), а также много путешествуя по Средней Азии, фотограф наглядно и живо передал этот важный период советской истории. Эта экспозиция — вторая часть масштабной ретроспективы Шайхета, подготовленной музеем "Московский Дом фотографии", — открыта для посетителей с 18 апреля по 27 мая.

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 8)

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 9)

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 10)

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 11)

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 12)

Мортен Франкбю и Бенгт Эрикссон (посольство Швеции), Бенгт Ванселиус, Андерс Рабениус (автор видеоинсталляции), Томас Бертельман (посол Швеции в России)

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 13)

Ольга Свиблова, Андерс Рабениус и Томас Бертельман

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 14)

Бенгт Ванселиус, фотограф, куратор выставки "Ингмар Бергман. Image Maker"

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 15)

Александр Юдин

Ингмар Бергман и Аркадий Шайхет в МАММ (фото 16)

Текст: Дарья Горшкова