Поиск

Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2»

До 30 сентября в «ГЭС-2» показывают «Настройки-2» — продолжение проекта «Настройки». Теперь к аудиальному искусству, по-новому живущему в пространстве бывшей электростанции, присоединяется визуальное из коллекции фонда V–A–C. Вторая часть еще масштабнее рассказывает о взаимоотношениях звука и художественных произведений. Вместе с командой Дома культуры погружаемся в экспозицию — подробно и основательно.

T
Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 1)
Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 2)

«НАСТРОЙКИ-2»


Глава 2. Эксперименты в трехмерном пространстве

СОДЕРЖАНИЕ 


Глава 3. На грани видимого


Глава 4. Практики коллективного жеста

Заключение 

Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 3)

ВВЕДЕНИЕ 


В проекте «Настройки-2» появились три новые саунд-инсталляции и выставка произведений из коллекции фонда V-A-С. Проект разделен на четыре главы. Первая рассказывает о живописной и постживописной абстракции, от произведений европейского и русского авангарда до работ современных авторов. Во второй — хрестоматийно представлены основные вехи развития скульптуры за последние сто с небольшим лет. Третья, завершая этот исторический экскурс, составлена из работ, в той или иной степени пересматривающих программное измерение визуального искусства — собственно, его видимость. В четвертой — всего две работы, иллюстрирующие важнейшую социокультурную функцию музыки — быть фундаментальным основанием коллективного опыта.

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/I0S5m-gkomw" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

ГЛАВА 1

Беспредметность как новая образность  

Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 4)

Андрей Василенко, 

куратор фонда V–A–C, один 

из кураторов проекта «Настройки-2»

Абстрактная живопись — это торжество чистых форм, комбинаций геометрических фигур и цветовых пятен. По сути, это похоже на визуализацию принципов построения музыкальных произведений, открытых и подробно описанных в XX веке.

По словам куратора Андрея Василенко, эта часть экспозиции — очерк по истории искусства с начала прошлого века и до наших дней: «Мы начинаем повествование с того самого момента, когда художники отказываются от необходимости изображения реального мира. Теперь наступает эпоха смелых формальных экспериментов, нового языка и расширения арсенала выразительных средств».


Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 5)
Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 6)
Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 7)

Фото: Глеб Леонов

Отправной точкой служат полотна Василия Кандинского, Александры Экстер и Давида Бурлюка. Кандинский — один из видных теоретиков беспредметного искусства — сравнивает законы построения живописной композиции с музыкальной грамотой, где вместо нот есть геометрические фигуры и цветовые пятна. Его позднее полотно «Резкий и мягкий» — эталонный пример такого гармоничного сочетания чистых форм. Экстер оперирует цветом в работе «Построение плоскостей по движению цвета», создавая эмоциональный образ, который, словно калейдоскоп, завораживает зрителя. 


Андрей Василенко отмечает: «Начиная, так сказать, с классиков беспредметной живописи, мы показываем, как подобный визуальный язык остается актуальным для современных художников. Действительно, в середине XX века эксперименты продолжаются и приобретают новые смыслы».


Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 8)
Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 9)

Александра Экстер, «Построение плоскостей по движению света», 1918, холст, масло, темпера

Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 10)

Виктор Вазарели, «8-4», 1975, холст, масло

Давид Бурлюк, «Япония и Америка», 1921, брезент, масло


Виктор Вазарели, опираясь на законы оптики, создавал полотна-иллюзии, которые дают зрителю ощущение трехмерности. Отталкиваясь от его опыта, британка Бриджет Райли идет дальше — в «Растяжении» она добивается иллюзии совершенно нового типа, в которой картины оживают и меняются, как только зритель начинает всматриваться в них. То есть, по сути, она делает аудиторию своим соавтором — подобно музыкантам, которые ждут от публики максимальной включенности в процесс. И, надо отметить, получают.

Использование растровой и пиксельной графики становится частым приемом в искусстве, которое критически осмысляет проблемы реальности и ее восприятия в мире, где правят медиа, и ставит под сомнение роль коммуникационных технологий — например, мессенджеров — как проводников общественных изменений. В этом направлении работал немецкий постмодернист Зигмар Польке. Для «Кому еще не досталось, кто хочет еще» он берет увеличенный газетный снимок: реалистичный образ исчезает, превращаясь в абстракцию.


Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 11)

Герхард Рихтер, «Абстракция 721-3», 1990, холст, масло

Основой работ живописца Герхарда Рихтера тоже является фотография. Его «Абстракция 721-3», вопреки традициям беспредметного искусства, отрицает идею художественного полотна как сакрального пространства. Он накладывает краски слой за слоем, имитируя хаос и выводя на первый план фотографический образ. Пользуясь техникой масляного письма, Рихтер подчеркивает — сегодняшний мир невозможно передать классическими приемами, пусть даже пропущенными сквозь призму авангарда.

«На рубеже веков абстракция переходит в свой следующий период — постживописный. Художники буквально отказываются от самостоятельности и делегируют часть производства машине. Так, Вейд Гайтон прогоняет загрунтованные холсты через широкоформатные промышленные принтеры, добиваясь тем самым уникальности изображения. А Розмари Трокель, делая оммаж Бриджет Райли, создает произведения с помощью вязальных машин, использующихся в производстве трикотажного полотна „Без названия“ 1988 года», — добавляет Василенко.

Продолжавшиеся на протяжении всего XX века эксперименты с чистой формой и технологиями, по сути, освободили искусство от необходимости подражать реальности или воздействовать на нее, научили искать созвучия в музыкальных экспериментах и заново определили роль художника: из творца и производителя — в исследователя.


Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2» (фото 12)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-90,"y":-82,"z":0,"opacity":1,"scaleX":4.81,"scaleY":4.81,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":762,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Elastic.easeOut.config(1, 0.4)","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Продолжение следует...

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":20,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":10,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
false
767
1300
false
true
true
{"width":960,"column_width":55,"columns_n":10,"gutter":45,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7