Путеводитель по выставке «Настройки-2» в «ГЭС-2»
До 30 сентября в «ГЭС-2» показывают «Настройки-2» — продолжение проекта «Настройки». Теперь к аудиальному искусству, по-новому живущему в пространстве бывшей электростанции, присоединяется визуальное из коллекции фонда V–A–C. Вторая часть еще масштабнее рассказывает о взаимоотношениях звука и художественных произведений. Вместе с командой Дома культуры погружаемся в экспозицию — подробно и основательно.


«НАСТРОЙКИ-2»
Глава 2. Эксперименты в трехмерном пространстве
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3. На грани видимого
Глава 4. Практики коллективного жеста
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
В проекте «Настройки-2» появились три новые саунд-инсталляции и выставка произведений из коллекции фонда V-A-С. Проект разделен на четыре главы. Первая рассказывает о живописной и постживописной абстракции, от произведений европейского и русского авангарда до работ современных авторов. Во второй — хрестоматийно представлены основные вехи развития скульптуры за последние сто с небольшим лет. Третья, завершая этот исторический экскурс, составлена из работ, в той или иной степени пересматривающих программное измерение визуального искусства — собственно, его видимость. В четвертой — всего две работы, иллюстрирующие важнейшую социокультурную функцию музыки — быть фундаментальным основанием коллективного опыта.
ГЛАВА 1
Беспредметность как новая образность

Андрей Василенко,
куратор фонда V–A–C, один
из кураторов проекта «Настройки-2»
Абстрактная живопись — это торжество чистых форм, комбинаций геометрических фигур и цветовых пятен. По сути, это похоже на визуализацию принципов построения музыкальных произведений, открытых и подробно описанных в XX веке.
По словам куратора Андрея Василенко, эта часть экспозиции — очерк по истории искусства с начала прошлого века и до наших дней: «Мы начинаем повествование с того самого момента, когда художники отказываются от необходимости изображения реального мира. Теперь наступает эпоха смелых формальных экспериментов, нового языка и расширения арсенала выразительных средств».



Фото: Глеб Леонов
Отправной точкой служат полотна Василия Кандинского, Александры Экстер и Давида Бурлюка. Кандинский — один из видных теоретиков беспредметного искусства — сравнивает законы построения живописной композиции с музыкальной грамотой, где вместо нот есть геометрические фигуры и цветовые пятна. Его позднее полотно «Резкий и мягкий» — эталонный пример такого гармоничного сочетания чистых форм. Экстер оперирует цветом в работе «Построение плоскостей по движению цвета», создавая эмоциональный образ, который, словно калейдоскоп, завораживает зрителя.
Андрей Василенко отмечает: «Начиная, так сказать, с классиков беспредметной живописи, мы показываем, как подобный визуальный язык остается актуальным для современных художников. Действительно, в середине XX века эксперименты продолжаются и приобретают новые смыслы».


Александра Экстер, «Построение плоскостей по движению света», 1918, холст, масло, темпера

Виктор Вазарели, «8-4», 1975, холст, масло
Давид Бурлюк, «Япония и Америка», 1921, брезент, масло
Виктор Вазарели, опираясь на законы оптики, создавал полотна-иллюзии, которые дают зрителю ощущение трехмерности. Отталкиваясь от его опыта, британка Бриджет Райли идет дальше — в «Растяжении» она добивается иллюзии совершенно нового типа, в которой картины оживают и меняются, как только зритель начинает всматриваться в них. То есть, по сути, она делает аудиторию своим соавтором — подобно музыкантам, которые ждут от публики максимальной включенности в процесс. И, надо отметить, получают.
Использование растровой и пиксельной графики становится частым приемом в искусстве, которое критически осмысляет проблемы реальности и ее восприятия в мире, где правят медиа, и ставит под сомнение роль коммуникационных технологий — например, мессенджеров — как проводников общественных изменений. В этом направлении работал немецкий постмодернист Зигмар Польке. Для «Кому еще не досталось, кто хочет еще» он берет увеличенный газетный снимок: реалистичный образ исчезает, превращаясь в абстракцию.

Герхард Рихтер, «Абстракция 721-3», 1990, холст, масло
Основой работ живописца Герхарда Рихтера тоже является фотография. Его «Абстракция 721-3», вопреки традициям беспредметного искусства, отрицает идею художественного полотна как сакрального пространства. Он накладывает краски слой за слоем, имитируя хаос и выводя на первый план фотографический образ. Пользуясь техникой масляного письма, Рихтер подчеркивает — сегодняшний мир невозможно передать классическими приемами, пусть даже пропущенными сквозь призму авангарда.
«На рубеже веков абстракция переходит в свой следующий период — постживописный. Художники буквально отказываются от самостоятельности и делегируют часть производства машине. Так, Вейд Гайтон прогоняет загрунтованные холсты через широкоформатные промышленные принтеры, добиваясь тем самым уникальности изображения. А Розмари Трокель, делая оммаж Бриджет Райли, создает произведения с помощью вязальных машин, использующихся в производстве трикотажного полотна „Без названия“ 1988 года», — добавляет Василенко.
Продолжавшиеся на протяжении всего XX века эксперименты с чистой формой и технологиями, по сути, освободили искусство от необходимости подражать реальности или воздействовать на нее, научили искать созвучия в музыкальных экспериментах и заново определили роль художника: из творца и производителя — в исследователя.

Продолжение следует...
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7