Поиск

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее

Фото: Архивы пресс-служб

T

В 1839 году мир узнал, что изображения создаются не только красками, кистями и карандашами, но и с помощью химии и солнечного света. К 180-летнему юбилею первого прототипа фотографии Пушкинский музей открыл выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1». Название экспозиции отсылает к трем фотографическим технологиям, ставшим первыми в своем роде. С их помощью изображение создавалось в единственном экземпляре, что, безусловно, роднило его с признанными произведениями искусства.

BURO. выбрало примечательные кадры с выставки и попросило рассказать о них Марину Давыдову — помощника куратора, хранителя и научного сотрудника отдела искусств фотографии
ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 1)
Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 2)

Одиль Мулина (Odile Moulinas, Франция, 1956–2013)

«Лицо». 1980

Polaroid SX-70, перенос эмульсии

Коллекция Остлихт, Вена


О француженке Одиль Мулина известно немного. Ее сотрудничество с компанией Polaroid привело к интересным экспериментам с фотографией. Как вы знаете, карточка-поляроид отпечатывалась сразу же после съемки: из фотоаппарата вылезал снимок, несколько секунд он проявлялся. Одиль Мулина переносила эмульсиию— этот процесс называется «трансфер». Для этого ей нужно было вырезать снимок из белой карточки-поляроида, отделить черную подложку и поместить тонкую пленку с эмульсией, на которой было само изображение, в емкость с водой. Затем при помощи щипцов эту пленку с эмульсией нужно было перенести на новую основу — бумагу или картон, — специально оставляя складки или неровности на поверхности.

Вернер Павлок (Werner Pawlok, Германия, р.1953)

«Сабина I». 1987

Polacolor 20×24, мультиэкспозиция

Коллекция Остлихт, Вена



Известный немецкий художник и фотограф Вернер Павлок экспериментирует с отпечатками, создавая произведения на грани фотографии и живописи. Лица и цветы — самые популярные мотивы его работ, они символизируют хрупкость и мимолетность красоты. В технике «поляроид» Павлок тоже переносил эмульсию, а еще обращался к множественной экспозиции. На один и тот же лист он снимал несколько кадров. Это можно было сделать с помощью камеры Polaroid 20×24: из-за размеров камеры отпечаток после съемки оставался внутри, его нужно было доставать вручную, но можно было оставить в камере и провести повторную съемку. По краям отпечатка видны цветные полосы и следы краски. Фотограф специально делает их частью изображения, чтобы показать процесс их создания.

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 3)
Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 4)

Брюс Чарлсворт (Bruce Charlesworth, США, р. 1950)

«Без названия». 1979

Polaroid SX-70, раскрашен вручную

Коллекция Остлихт, Вена


Брюс Чарлсворт — американский художник-визуалист, известный своими фотографиями, видео и мультимедийными работами. Чарлсворт относится к художникам, которые применяют режиссерский подход к фотографическому изображению: он объединяет в своих работах видео, кино, инсталляцию, фотографию, дизайн. С 1976 года художник работал с камерой Polaroid SX-70, тогда же он начал экспериментировать с отпечатками. Брюс Чарлсворт удалял белый щелочной слой и часть эмульсии с обратной стороны изображения и дополнял эти участки элементами коллажа или раскрашивал акриловой краской. Так он создавал сюрреалистический эффект.

Брюс Чарлсворт (Bruce Charlesworth, США, р. 1950)

«Без названия». 1979

Polaroid SX-70, раскрашен вручную

Коллекция Остлихт, Вена


Благодаря отказу от трехмерности и добавлению монохромных живописных элементов, предметы на снимке выглядят как декорации. Возникает своего рода сюрреалистический театр, в котором мы видим кажущиеся несвязанными объекты. Чарлсворт играет с содержанием, предоставляя зрителю самому интерпретировать изображение.

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 5)
Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 6)

Неизвестный автор

«Рим. Колизей». 1842–1855

Дагеротип

Национальная библиотека Франции, Париж



По мере того как в XIX веке развивался туризм, возможность запечатлеть пейзажи и сценки, увиденные во время поездки, или места, в которых многие друзья и родные никогда не побывают, стала новым стимулом фотографии. Одним из таких центров был и остается Рим. Город давал работу более чем 750 фотографам, часть дохода которых составляла продажа картинок с видами города. Фотографы предпочитали располагаться в излюбленных туристами местах, из-за чего их работы зачастую очень похожи друг на друга.

Луиджи Гирри (Luigi Ghirri, Италия, 1943–1992)

«Амстердам». 1981

Polacolor 20×24

Коллекция Остлихт, Вена



Эта масштабная работа создана пионером цветной фотографии — итальянским фотографом Луиджи Гирри. Он прославился в 1970-х, когда его пейзажи с элементами иронии и сюрреализма привлекли внимание кураторов и критиков. Основу этого коллажа составляет фотография рисунка итальянского художника Пиранези – на ней запечатлена статуя «Раненая амазонка», предположительно, древнегреческого скульптора Поликлета. Обратите внимание на размер поляроида: он сделан камерой Polacolor 20×24, самой большой камерой мгновенной съемки этой компании. Пленочные пластины имеют размер 20 на 24 дюйма (примерно 51×61 см. — Прим. BURO.). Камера весит 107 кг. Всего их существует семь штук: пять было создано в 1977–1978 годах и две в 2016-м. В 1981 году стоимость аренды такой камеры составляла 600 долларов в день, позже цена поднялась до 2 000 долларов.

Дагеротипическое изображение формировалось на медной пластине с помощью амальгамы, которая образовывалась при взаимодействии серебра и ртути. Поэтому дагеротипы имеют зеркальную поверхность, их часто называли «зеркалом с памятью».

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 7)
Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 8)

Андреас Маль (Andreas Mahl, Германия, р. 1945)

«Без названия». 1981

Polaroid SX-70 Time Zero, перенос эмульсии

Коллекция Остлихт, Вена



Немецкий фотограф Андреас Маль много экспериментировал с фотографиями и в частности с поляроидами: в 1981-м он создал серию с переносом эмульсии. Подобные эксперименты открывали новые возможности поляроида. По воспоминаниям фотографа, на снимке изображена буддийская монахиня, их в буддизме называют бхикшуни.

Антонен Персонна (Antonin Personnaz, Франция, 1854–1936)

«Без названия». 1907–1936

Автохром

Французское фотографическое общество, Париж



Французский фотограф Антонен Персонна был известным коллекционером работ импрессионистов: он дружил с Клодом Моне, Камилем Писсарро, Альфредом Сислеем. А еще он был большим поклонником автохрома: Персонна писал статьи об этой технике, о взаимосвязи живописи и фотографии. Именно поэтому в его собственных работах прослеживаются схожие с живописью черты. Например, с картинами Клода Моне: те же мотивы, сюжеты, композиции. Художники-импрессионисты стремились максимально живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Такие же стремления можно проследить в творчестве фотографов, снимавших автохромы. Как импрессионисты начали писать на пленэре, так и фотографы получили возможность снимать не в студии с искусственными декорациями, а на природе или улице, фиксируя окружающую действительность.

Основа автохрома представляет собой стеклянную пластину, покрытую светочувствительной эмульсией и микроскопическими зернами картофельного крахмала, окрашенного в три цвета: красный, зеленый и синий. Во время экспозиции свет достигал эмульсии, пройдя через цветные светофильтры из крахмала. После обработки пластины на ней формировалось черно-белое изображение, которое на свету преобразовывалось в цветное с помощью совмещения фильтров. Оно было приближено к натуральным цветам объекта съемки: таким образом создавалась иллюзия полноцветного снимка. Автохром создавался в единственном экземпляре, потому что у него не было негатива. Стеклянную пластину можно смотреть на просвет, но для удобства часто использовали оптический прибор диаскоп.

Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 9)
Что смотреть на выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» в Пушкинском музее (фото 10)

Андре Ашетт (André Hachette, Франция, 1873–1945)

«Без названия». 1907–1945

Автохром

Французское фотографическое общество, Париж




Леон Жимпель (Léon Gimpel, Франция, 1873–1948)

«Париж. Световая иллюминация магазинов Лувра, созданная Ф. Джакопоцци»

1931

Автохром

Французское фотографическое общество, Париж


Француз Андре Ашетт не был профессиональным фотографом. Он снимал пейзажи во время путешествий, но чаще всего обращался к портретам: женская красота, детская непосредственность, очарование танца. На этом снимке — девушка в греческой тунике.

Француз Леон Жимпель изначально был фотографом-любителем, но сегодня он считается пионером французской фотожурналистики и одним из первых фотографов, кто начал работать с автохромом. По заданию редакции журнала L’Illustration он снимал множество событий: от авиашоу до приема царя Николая II и царской семьи в Шербуре. А еще в своем творчестве он прославлял технический прогресс, виды Парижа и уличные сценки. На этом кадре Жимпель зафиксировал развитие неонового освещения в столице: в то время только цветной автохром мог его передать.

Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»
работает до 26 января

Купить билеты


false
767
1300
true
true
true
{"width":1000,"column_width":65,"columns_n":12,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7