Поиск

От Нары до Шиле: как прошла ярмарка Art Basel 2024 в Гонконге

От Нары до Шиле: как прошла ярмарка Art Basel 2024 в Гонконге

На прошлой неделе в Гонконге отгремела одна из самых масштабных ярмарок современного искусства в мире: 242 галереи из 40 стран — Art Basel Hong Kong наконец вернулся к показателям до пандемии. Кроме экспозиций, размещенных на двух этажах Гонконгского выставочного конференц-центра (HKCEC), программа включала вернисажи в локальных музеях, закрытые арт-вечеринки и еще одну ярмарку-сателлит — Art Central. Анна Судец — PR-директор фонда Ruarts — делится впечатлениями о международной арт-сцене, понравившихся художниках и галереях.


ГАЛЕРЕЯ EDWARD TYLER NAHEM

Art Basel — это не только возможность познакомиться с разнообразием галерей Азиатско-Тихоокеанского региона, но и увидеть шедевры мирового искусства со всех континентов, от мастеров 20-го века до признанных современных художников. Edward Tyler Nahem — Нью-Йоркская галерея, постоянно участвующая в Art Basel (Базель, Гонконг, Майами, Париж) с 2009 года, работает со вторичным рынком и из раза в раз привозит на ярмарки исключительно мастодонтов искусства. На одном стенде соседствуют работы Кусамы, Баскии, Джорджа Конго и Еситомо Нары. Последний, японский художник, известный своими большеглазыми, немного пугающими образами детей, определенно пользуется спросом у покупателей. Нара есть на многих стендах, в разном ценовом диапазоне и размере, продают даже смятый конверт с набросанной графикой. Лот выставлен на ближайшем аукционе Philips с эстимейтом 103 000 долларов. Стоимость самой большой работы Еситомо, которую и представляет галерея, — заоблачная. Чувствуется влияние художника не только на ценообразование, но и на молодое поколение авторов: на ярмарке можно встретить оммажи и так или иначе похожих образов. Впрочем, создание «узнаваемого» персонажа — распространенный прием у азиатских художников.


ХУДОЖНИК ATSUSHI KAGA (АЦУСИ КАГА)

Кому действительно удалось создать персонажа, который узнается из тысячи, — это Ацуси Кага. Усакки — забавный кролик, альтер-эго художника, который воплощает опыт жизни автора между Азией и Европой. Встретить белые ушки можно было в нескольких галереях: Mother’s Tankstation — Лондон, Maho kubota — Токио, Polígrafa Obra Gráfica — Барселона. Эти на первый взгляд детские иллюстрации, бытовые сценки, где кролик дружит с котиками, готовит еду или, например, медитирует, наполнены куда более глубокими смыслами. Самая большая работа Каги представлена лондонской галереей в секции спецпроектов. Пять панелей общим размером 240х875 см экспонированы на манер сцены, напоминающей театр Кабуки: приподнятый пол, татами и бумажные фонарики. На самой работе Усакки сидит за столом, окруженный едой и метафизическими образами райского сада, в лапках он держит огурец и баклажан — японские символы утраты. Работа была сделана в 2023 году и посвящена покойной матери художника.


ГАЛЕРЕЯ ESTHER SCHIPPER

Еще одна галерея и постоянный участник международных ярмарок. Основные локации находятся в Берлине, Париже и Сеуле, но кроме этого есть представительства в Барселоне, Пекине, Лондоне, Нью-Йорке, Монако/Ницце и Тайбэе. Галерея специализируется на первичном рынке, то есть работает со своим пулом художников. На стенде нашлось место 10 авторам. Но внимание публики сконцентрировал на себе Саймон Фудзиваре (Simon Fujiwara) — британец, который, кажется, работал со всеми, от Йоко Оно до Александра Маккуина. Галерея привезла на Art Basel часть работ одного из последних крупных проектов художника, который ранее был показан в Fondazione Prada в Милане и Токио, — «‎Who the Bær». Bær — оригинальный мультипликационный персонаж, который никак не может определиться с тем, а кто же он, какой у него гендер, какая история, а медведь ли он? В работах с вопросительными названиями «A Nude Who?», «Two Who's: One a Feline, One a Nude?» Саймон в поисках ответа исследует различные знаковые произведения искусства. В серии, представленной на стенде, он вдохновлялся обнаженными картинами китайского художника Саньюя (1895–1966).


ХУДОЖНИК EGON SCHIELE (ЭГОН ШИЛЕ)

Если мы заговорили про ню, трудно обойти стороной лондонскую Richard Nagy Ltd, которая с 1989 года специализируется на работах Густава Климта и Эгона Шиле. Именно 20 графических работ последнего из частных коллекций по всей Европе увидели посетители Art Basel. Эгон делал огромное количество зарисовок обнаженных натур, и не просто голых женщин, а женщин в процессе самоудовлетворения. Это та графика, которую невозможно увидеть в музеях, культурные институции просто не покупали эти работы, а вот частные коллекционеры охотятся за чувственным графическим опытом уже более 100 лет, начиная со смерти автора. Кроме ню удалость познакомиться и с более редкими работами Шиле — пейзажами и даже натюрмортом. В общедоступные дни ярмарки в галерею стояла огромная очередь, чтобы увидеть бесспорные шедевры австрийского экспрессионизма. 


ГАЛЕРЕЯ PEARL LAM

Гонконгская Pearl Lam была представлена на ярмарке большим стендом, но рассказать хочется об открытии в самой галерее, которое состоялось за день до закрытого превью Art Basel. Точнее, о первой персональной выставке британской художницы Мэгги Хэмблинг в Азии. Pearl Lam не просто так выбрали художницу из Англии, ведь все экспозиционные работы написаны под влиянием китайской и японской живописи. Эта связь уходит корнями в студенческие годы Хэмблинг, когда она регулярно изучала рисунки тушью, выставленные в Британском музее. Рисование тушью в начале каждого дня стало фундаментальной частью ее ежедневного творческого ритуала. В серии работ под романтичным названием «About to Kiss» художница элегантно исследует тему соблазнения и близости — телесной любви, скрытой за абстракцией. На самом стенде показали новую работу Мэгги — «Стена воды», не вошедшую в выставку. Таким образом, галерея расширила свои возможности для более успешных продаж.


ХУДОЖНИЦА RIYA CHANDIRAMANI (РИЯ ЧАНДИРАМАНИ)

Еще одна художница и финальная точка за пределами Art Basel — стенд Vain Projects на Art Central. Рия Чандирамани, родившаяся и выросшая в Гонконге, с остроумием исследует проблемы современного общества. Ее работы — это смесь отсылок к традиционной и поп-культуре, основанных на богатом культурном наследии. Персональная выставка Рии «(G)Love Marriage» бросает вызов сложным социальным конструкциям, которые формируют представления о современных женщинах. Желтые резиновые перчатки — предмет, с которым знакома любая домохозяйка, — украшенные узорами мехенди (нанесение рисунков хной, свадебная традиция, наиболее распространена в арабских странах, особенно в Индии), в руках художницы превращаются в символ сопротивления, призывающий общество пересмотреть мнение о браке и роли женщины в нем. Простой, но понятный и броский образ позволил «поженить» устаревшие практики с современными концепциями, став самым запоминающимся среди многих других галерей, представленных на ярмарке-сателлите.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7