Поиск

Что нужно знать о ярмарке искусства BRAFA 2018

Главные темы, игроки и тенденции

Текст: Мария Савостьянова

 

 

В Брюссельском выставочном центре Tour & Taxis открылась 63-я ярмарка искусства BRAFA. В течение девяти дней с 27 января по 4 февраля галеристы из шестнадцати стран мира показывают свои сокровища самой широкой публике, а начинается праздник великолепным вернисажем и гала-ужином.

Традиционно считается, что BRAFA сильна тремя темами — во-первых, примитивное и африканское искусство (брюссельский район Саблон славится концентрацией галерей, специализирующейся на теме, тут же с 24 по 28 января проходит ярмарка черного искусства BRUNEAF). Вторая тема — «высокая эпоха», общий термин, которым антиквары обозначают живопись, предметы декоративно-прикладного искусства от Средних веков до XVII века. И, наконец, третий непробиваемый другими ярмарками козырь — бельгийская живопись и скульптура XIX–XX веков.

Все три темы российскому покупателю не близки, поэтому куратор и искусствовед Елена Куприна посчитала, что это «красивая ярмарка, но нашим купить здесь нечего». Однако не все так просто. «Красивая» BRAFA уже давно сформировала репутацию ярмарки, на которой всем есть что купить. В этом секрет ее обаяния и фирменное ноу-хау. Здесь все интересно, потому что предложения галерей включают всю историю искусства от египетской мумии до послевоенной абстракции (для русских покупателей это соблазнительный ряд от икон XIV–XVII веков, которые продает Brenske Gallery, до скафандра космонавта Стрекалова (галерея Theatrum Mundi Луки Каблери из Ареццо, цена скафандра около 130 тысяч евро).

 

 

 

Что нужно знать о ярмарке искусства BRAFA 2018 (фото 1)
Cкафандр космонавта Геннадия Стрекалова, 1987 год. Theatrum Mundi

 

 

 

Разнообразие свозимых произведений не поддается никакому сомнению, но есть и более важный фактор: BRAFA очень разнообразна по ценам. Принцип ярмарки «черная икра и жареная картошка» работает в ценообразовании на стендах. Несколько лет подряд верхний потолок BRAFA держится на уровне 6–7 млн евро. В этом году 6 млн евро просили за Рубенса (полотно «Диана и нимфы, охотящиеся на оленей» привезла галерея Klaas Muller), в позапрошлом 7 млн евро — за пейзаж Казимира Малевича. Нижний уровень начинается с 500 евро — столько стоит рекламный лист из журнала конца XIX века. Организаторы BRAFA виртуозно балансируют между высоким качеством товара и привлекательностью мероприятия. Сам президент ярмарки Харольд д'Кинт Роденбеке рапортовал о том, что среди проданных им в первые дни ярмарки работ одна ушла по цене 1000 евро. Надо сказать, что он сам лично своим дружеским расположением и искренним желанием сделать все как можно лучше формирует привлекательный образ BRAFA.

Путь галериста Харольда д'Кинт Роденбеке интересен. С детства он собирал римские монеты и графику. Однажды в Лондоне познакомился со знаменитым дилером Годфри Пилкингтоном, специалистом по бельгийскому искусству. В Лондоне Харольд д'Кинт Роденбеке сам начал охотиться на шедевры бельгийских художников Фелисьена Ропса, Фернана Кнопфа, Вальтера Соэра и возвращать их на родину. В частности в музее Фелисьена Ропса в Намюре с экспозицией полной эротических рисунков несколько работ куплены при его содействии. С 1999-го Харольд д'Кинт Роденбеке — постоянный участник BRAFA, а с 2012-го —президент ярмарки.

Конечно, каждый год на BRAFA проступают общие увлечения. Рекордсменами по появлению на разных стендах оказались французский живописец и скульптор Жан Дюбюффе, оп-артист Виктор Вазарели и американский концептуалист, болгарин Христо. Последний вообще настоящий герой сезона, его персональную выставку показывает ING Art Center, Христо — приглашенный гость BRAFA. Сам он не приехал, зато посетители ярмарки смотрели инсталляцию «Три витрины», сделанную концептуалистом в середине 1960-х для музея Ван Аббе в Эйндховене.

 

Что нужно знать о ярмарке искусства BRAFA 2018 (фото 2)
Христо. Инсталляция «Три витрины» (Three Store Fronts) 1965-1966

 

«Не будем говорить о кризисе. В финансовом отношении 2017 год был лучшим за все 39 лет, что я продаю искусство, — говорит крупнейший дилер Бельгии, продавец Яна Фабра и Христо Ги Питерса (Galerie Guy Pieters). — Конечно, рынок меняется на глазах, интерес к некоторым художникам падает. Но на передний план выходят другие. Посмотрите, как много у меня на стенде работ Джулиана Шнабеля. Я отлично его продаю. Ни одной проблемы. Работы Христо на моем стенде стоят от 300 тысяч до 1 млн 200 тысяч. В отношении Христо у меня есть грандиозный план. В ближайшем будущем собираюсь открыть в Сен-Тропе большое выставочное пространство. Ремонт здания идет полным ходом. Это будет Фонд Линды и Ги Питерса, и первой выставкой, которой мы откроем наш музей, станет проект Христо „Плавающая Мастаба“. Это будет бомба!»

BRAFA заинтересована, чтобы продавцов современного искусства становилось больше.

Модная галеристка Валери Бак (Galerie Valerie Bach, La Patinoire Royale) весь год проводит выставки в эффектном пространстве королевского катка эпохи ар-деко, среди прочих художников представляет работы португалки Жоаны Вашконселуш и знает все сильные стороны бельгийского дилинга. «Мир современного искусства очень многослоен и неоднороден географически. Даже в условиях глобального рынка везде все происходит по-разному: то, что хорошо в Майами, может быть неинтересно в Париже, в Пекине или Лондоне. Бельгийцы исторически чувствуют себя собирателями. По всей стране в самых неожиданных местах коллекционеры на базе частных коллекций открывают музеи и арт-центры. В Бельгии, мне кажется, все происходит проще, приятнее и легче. Мы открыты самому разному искусству. Сегодня на BRAFA мы выставляем блестящие плетеные панно, работы колумбийской художницы Ольги де Амараль, ей уже 85 лет, но она полна желаний и идей. Весной будем делать ее большую выставку. А потом покажем молодого турка, который работает в самых разных техниках от видео и фотографии до сложных принтов и коллажей».

 

Что нужно знать о ярмарке искусства BRAFA 2018 (фото 3)
О. де Амараль. Entre Rios 7, 2012. Galerie Valerie Bach

 

Конечно, без интересных вещей не остались любители коллекционного дизайна и практикующие декораторы. Классику дизайна, многодельный стул Карло Бугатти за 25 тысяч евро предлагала галерея Robertaebasta, они же привезли две лампы Джо Понти — с керамическими основаниями и фирменными ножницами в декоре за 30 тысяч евро. Шкаф, отделанный пергаментом, — довоенная работа итальянского дизайнера Освальда Борсани за 22 тысячи евро. Диван и два кресла Федерико Мунари за 30 тысяч евро. Редкий торшер модерниста Сержа Муйя представила парижская Chastel-Marechal. Пару отличных кресел Владимира Кагана предлагали за 38 тысяч евро (Galerie Future Anterieur), а эффектную скульптуру для сидения из нержавейки и кортеновской стали Sit Рона Арада за 90 тысяч евро (Galerie Le Beau).

Есть еще одно соображение, по которому целый ряд здешних галерей только здесь, на брюссельской ярмарке, нужно внести декораторам в список потенциальных мест для охоты. Агенства стиля предвещают там новый максимализм и новую экстравагантность. BRAFA — уникальная площадка для поиска раритетов, которые помогут справится с задачей избыточно декоративного интерьера. Не менее пятнадцати дилеров стоит иметь в виду, в том числе лондонскую Finch & Co, каждый год везущую весь арсенал кабинетов редкостей с черепами, картами и астролябиями, Porfirius Kunstkammer, которая также славится выдающейся коллекцией чудес и диковин. Нельзя забывать антверпенскую N. Vrouyr c коврами разных эпох: ее лучший лот в этом году — абсолютно трендовый по цвету ковер 1960 года (цена — 29 тысяч евро).

 

Что нужно знать о ярмарке искусства BRAFA 2018 (фото 4)
Ковер, диз. М. Сефор (1901-1999), мастерская Элизабет де Саделер, 1960. N. Vrouyr

 

Все чаще продавцы старого искусства на BRAFA оживляют экспозиции опусами современных мастеров.

«Конечно, все мы должны быть в тонусе, — говорит галеристка Лин Делетай (Galerie Deletaille). — Приходится бороться, быть креативным и все время думать о том, как представить публике работы. Каждый раз нужно изобретать новые формулы. Рынок не определяют пиковые продажи на аукционах. Его определяют мелкие и средние дилеры. Как мы». Самой Лин новая формула удалась на славу. В экспозиции Galerie Deletaille, с 1964 года продающей скульптуру доколумбовых цивилизаций, появились плетеные объекты Кораль Сольвей и произведения Кристиана Остюгевьея, соратника Реи Кавакубо, который долгое время был арт-директором бренда Comme des Garçons. «Я знала Кристиана лет тридцать. И даже подумать не могла, что он согласится выступить с нами на BRAFA. Но в Бельгии иногда происходят чудеса. Летом мы встретились у общих друзей, к моему полному восторгу, он решился выступить здесь с нашей Galerie Deletaille».

BRAFA работает до 4 февраля 2018 года.

 

 

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

  • Фоторедактор:
    Нина Расюк
  • Фото:
    brafa.art / wallpaper.com

Оставьте комментарий

Загрузить еще