Поиск

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи»

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи»

Не просто обзор экспозиции, а своеобразный гид в мир людей, которые приобретают искусство для себя и меняют арт-вселенную, показывая его другим

Текст: Лизавета Матвеева


8 декабря в петербургской галерее Anna Nova открывается проект «Вещи». Выставка под кураторством Алексея Масляева объединяет два частных собрания Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне и представляет размышление о самом феномене коллекционирования современного искусства сегодня.

Как часто во время походов по музеям мы задумываемся о том, как именно сформирована музейная коллекция? Немногие из нас знакомы с историей появления тех или иных произведений в музейных собраниях и с источниками возникновения этих собраний в целом. Однако значительная часть того, что мы видим в музеях, происходит именно из частных коллекций.

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 1)
Александр Дашевский. Бассейн. 2014. Из коллекции С. Лимонова
Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 2)

Благодаря фильму Леонида Парфенова 2012 года «Глаз Божий» широкая аудитория впервые услышала имена Ивана Морозова и Сергея Щукина, чьи собрания легли в основу коллекций французской модернистской живописи ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитажа в Петербурге. На самом деле и Морозовых, и Щукиных было по двое: братья Михаил и Иван Морозовы и Петр и Сергей Щукины. Михаил Морозов внезапно скончался в 1903 году, после чего Иван продолжил коллекционировать искусство самостоятельно, а Петр Щукин потерял интерес к коллекционированию, и его собрание выкупил Сергей.

Эти коллекционеры оказали огромное влияние на развитие российского искусства. Русский авангард, который мы знаем и наблюдаем сегодня в музеях по всему миру, создавался художниками, с большим трепетом и энтузиазмом ходившими смотреть на Матисса, Пикассо, Гогена, Сезанна и многих других французских живописцев в открытой для публики с 1909 года коллекции Сергея Щукина в Москве.

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 3)
Kickback. Егор Крафт. 2015
Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 4)

Щукин и Морозов, пожалуй, одни из немногих русских коллекционеров прошлого века, чьи имена хорошо известны за границей, — кроме них, никто из русских не рисковал покупать новое французское искусство, провокационное и непонятное в те годы. Но они были не единственными, чей частный выбор мы можем наблюдать в музеях сегодня. Купец Павел Третьяков сформировал богатую коллекцию национального искусства и основал Третьяковскую галерею (в его случае также не обошлось без брата Сергея, чье собрание было передано галерее). Княгиня Мария Тенишева передала Государственному Русскому музею свою коллекцию акварелей и рисунка русской школы ХIХ — начала ХХ веков. Коллекция западноевропейской живописи XIX века Николая Кушелева-Безбородко перешла в собрание Государственного Эрмитажа. Коллекция Эрмитажа в целом состоит из императорских собраний и национализированных после Революции 1917 года частных коллекций.

Собирательство современного искусства сегодня, кажется, приобретает новый интерес. Возможно, это связано с демократизацией самого процесса коллекционирования — приобретение предметов искусства теперь не требует наличия больших капиталов. В Москве и Петербурге регулярно проводятся более демократичные ярмарки: SAM Art Fair и 7-я северная ярмарка в Петербурге, Blazar в Москве. На карантине покупка современного искусства и вовсе стала напоминать соревнования на скорость — фейсбучная группа «Шар и крест», созданная по инициативе арт-дилера Максима Боксера, и ряд других онлайн-площадок во многих пробудили страсть к приобретению работ художников (сложно было сдержаться и не побороться за работы Айдан Салаховой и Иры Кориной). Многообразие демократичных галерей, самоорганизованных инициатив художников, распродажи работ в соцсетях — все это доказывает, что искусство может быть доступным, что классно покупать его домой вместо растиражированных плакатов из мебельных магазинов.

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 5)
Сергей Братков. Из ресторанов в космос не летают. 2010-2019. Из коллекции Д. Химиляйне

Возникает вопрос: а каким сегодня может быть коллекционер? Как он делает свой выбор в пользу той или иной работы? Чем руководствуется при покупке произведений художников? Может ли коллекция быть отражением фигуры коллекционера?

Выставка «Вещи» представляет зрителю две коллекции, два образа коллекционера — Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. Экспозиция расположилась на трех этажах галереи. Первый этаж — введение, для которого куратор Алексей Масляев отобрал работы из других частных собраний, чтобы предоставить зрителю своего рода ключ для дешифровки содержания выставки на втором и третьем этажах, где, соответственно, расположились коллекции Химиляйне и Лимонова. Алексей предложил коллекционерам отобрать в собраниях друг друга произведения, которые они сами бы хотели иметь в своих коллекциях.

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 6)
Семен Мотолянец. Голова рабочего. 2016-2017. Из коллекции Д. Химиляйне
Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 7)
Леонид Цхэ. Луна. 2018. Из коллекции Д. Химиляйне

На первом этаже зрителя встречают работа «Коллекционер» (2018) Александра Цикаришвили и инсталляция «Обращение Инициативной Группы» (2020) Агентства Сингулярных Исследований (Станислав Шурипа, Анна Титова). Цикаришвили представил некий собирательный парадный портрет коллекционера. Земельная живопись, коллаж из предметов одежды, краски, пастель — художник в своей узнаваемой манере запечатлел всех знаменитых русских коллекционеров сразу. Инсталляция АСИ — это очередная мокьюментари-мистификация, где художники совместно с группой партнеров обращаются к органам законодательной власти с предложением объявить Российскую Федерацию произведением искусства. Эти две работы невольно или намеренно противопоставляют московский и петербургский художественный языки: холодный и импульсивный, концептуальный и барочный, выдержанный и грубый.

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 8)
Коллекционер. Александр Цикаришвили. 2018

Кроме того, все представленные на первом этаже произведения расширяют внутренние границы зрителя и готовят к дальнейшему — коллекционировать можно не только живопись, графику и скульптуру, но и инсталляцию, объекты (Илья Федотов-Федоров «Без названия»; «Существо, которое бежит на отрубание головы и, возможно, хвоста» из проекта «Музей ядов», 2018), световые объекты (Сергей Братков «Из ресторанов в космос не летают», 2010 — 2019), видео (Евгений Гранильщиков «Интервью», 2012) и даже работы, которые будут изменяться и исчезать со временем (Анастасия Цайдер «Арсенал», 2019).

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 9)
Арсенал. Анастасия Цайдер. 2019

Переходим на второй этаж. Здесь расположились работы из коллекции Дениса Химиляйне, отразив его интерес и к современному, и к послевоенному искусству. Борис Свешников, Лидия Мастеркова, Вадим Сидур соседствуют с Лизой Бобковой, Анной Желудь, Платоном Инфанте, Егором Крафтом, Ольгой Татаринцевой и Артемом Филатовым. Среди минималистичных и сдержанных произведений разместились более нервные Евгений Антуфьев, Семен Мотолянец, Валерий Чтак и Александр Шишкин-Хокусай — диковатость и многословность используемых ими материалов снижается в такой строгой среде. Сочетание работ современных авторов и художников XX века иллюстрирует интерес коллекционера к исторической преемственности, связи современного с тем, что уже вошло в историю, — сосуществование работ разных десятилетий наталкивает на размышления о том, какое место займут в истории искусств произведения наших современников в будущем.

Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 10)
Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 11)
Коллекционирование искусства вчера, сегодня и завтра на примере петербургской выставки «Вещи» (фото 12)
Они ярче нас. Тимофей Радя. 2016. Из коллекции Д. Химиляйне

На третьем этаже царит совершенно иное настроение. Возможно, влияет интерьер пространства — если на втором экспозиция расположилась в более классическом white cube, то третий этаж, где обычно находится закрытый шоурум галереи, за счет деревянного пола, мебели, сложного потолка и других предметов интерьера больше похож на квартиру, вплотную заполненную произведениями искусства. Сдержанность линий и объемов предыдущей части экспозиции сменилась экспрессивной живописью и графикой Леонида Цхэ (к слову, работы Цхэ есть и в экспозиции Дениса, но живопись, предоставленная Сергеем, кажется, даже не закончена автором) и Matiush First, «топорной» живописью Нестора Энгельке, деревянной скульптурой Антуфьева и пирографической работой Федора Хиросигэ. Третий этаж собрал широкий пул художников из Петербурга, многие из них — молодые, часть — друзья или участники местной группы Север-7. Все работы датируются 2010-ми годами: создается впечатление, что цель — уловить нерв времени, зафиксировать настоящий момент.

Этот текст неслучайно начинается с рассуждения о фигурах Щукина и Морозова. Подходы этих коллекционеров значительно отличались друг от друга. Как рассказывал в одной из своих лекций для Arzamas Илья Доронченков, метод Щукина характеризовали как стремление показать французскую живопись через революцию, а Морозова — через эволюцию. Щукин намеренно выбирал наиболее провокационные, бунтарские работы, тогда как тактика Морозова была выжидательной и избирательной — он покупал исключительно то, в чем он был уверен и что он долгое время хотел. Выставка «Вещи» визуализирует два образа собирателя, созвучные фигурам Щукина и Морозова, — коллекционера, делающего выверенный и хладнокровный выбор, и коллекционера, очарованного настоящим моментом и «настоящестью» момента. Как бы то ни было, коллекция — это отображение личного вкуса, интересов, тревог и надежд ее владельца.


Выставка «Вещи» в галерее Anna Nova

с 9 декабря 2020 по 6 февраля 2021

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий