Поиск

Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства

Текст: Екатерина Краюхина

T

Подходящий к концу год подарил десятки, а то и сотни культурных событий, которые запомнятся надолго. Выбрали семь самых ярких — радостных и печальных — из них и преподнесли арт-итоги через произведения искусства.




1

Иван Крамской, «Христос в пустыне», 1872


или открытие нового корпуса Третьяковской галереи 


В конце мая Третьяковская галерея открыла еще одно здание — на Кадашевской набережной. В новом (или, как многие шутят из-за путаницы с институцией на Крымском Валу, «сверхновом») корпусе площадью более 35 000 квадратных метров кроме выставочных пространств есть реставрационные мастерские и даже научный фотоархив. С момента закладки первого камня сооружения в апреле 1995 года прошло почти 30 лет. Дебютной экспозицией здесь стали «Передвижники»: холсты Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Виктора Васнецова и других мастеров в недавно открывшейся культурной локации можно увидеть до 6 апреля.


Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 1)

2

Архитектурное бюро «Меганом», «Ландшафт», слепок территории рудника Днепровский, 2021


или временное закрытие Музея истории ГУЛАГа


Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Надеемся, что эта русская мудрость не сработает на этот раз. Полтора месяца назад, 14 ноября, культурную общественность потрясла новость: работа Музея истории ГУЛАГа, посвященного жертвам репрессий советской эпохи, временно приостановлена. Официальная причина паузы — нарушения требований пожарной безопасности, но у многих она вызывает вопросы: директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, например, вступилась за институцию, назвав решение приостановить ее работу «глупостью, граничащей с преступлением». Стараемся не терять оптимизма и верим, что музей вновь откроет двери, потому что во избежание повторения истории коллективную травму необходимо проживать, а не прятать подальше.


Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 2)

3

Игорь Самолет, «Угол наклона», 2023

 или открытие архивов музея современного искусства «Гараж»


Впервые после заявления о прекращении выставочной деятельности в 2022 году музей «Гараж» стал принимать гостей. Проект «Открытое хранение. Пролог» запустили 30 августа — по сути, теперь это можно считать постоянной экспозицией институции. Коллекция начала формироваться не так давно, но знаковых имен в ней уже достаточно: Андрей Монастырский, Игорь Самолет, Лев Рубинштейн, Кирилл Глущенко, Никита Алексеев, Миша Ле Жень. В планах только расширять собрание.

Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 3)

4

Андрей Красулин, «Знак равноденствия», 1995

или целых два выпуска арт-ярмарки |catalog|


25 000 евро. Именно столько стоила самая дорогая работа третьей ярмарки современного искусства |catalog| — новой, но уже сильно полюбившейся коллекционерам и просто неравнодушным к арту. Бронзовую скульптуру Андрея Красулина «Знак равноденствия» выставила одна из ведущих столичных галерей pop/off/art. Проект Ассоциации галерей |catalog| запустился совсем недавно — весной прошлого года, а прошел уже трижды: второй и третий выпуски были в апреле и декабре 2024-го соответственно. Важный момент, который вызывает особую симпатию к событию: здесь всегда можно открыть для себя много новых имен — по правилам, на каждом стенде нужно представить как минимум одного неизвестного художника.

Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 4)

5

Александра Гарт, «Думай позитивно», 2024

или рекордная посещаемость самой популярной в стране арт-ярмарки Cosmoscow


На международном и самом масштабном арт-событии страны — Cosmoscow-2024 — особой популярностью пользовались произведения Александры Гарт, художницы года по версии фонда ярмарки. Одной из самых дорогих стала графическая работа на холсте «Думай позитивно» — ее приобрели за 700 тысяч рублей. Одним из медиапартнеров двенадцатого выпуска выступило и BURO. — можете прочитать беседу с гендиректором ярмарки Николаем Корьковым или рассмотреть работы-фавориты редакции. Если говорить об итогах, в 2024-м на Cosmoscow побывало рекордное количество гостей — более 50 000 человек. Посетители увидели более 1 500 произведений на стендах 91 галереи из разных городов России и мира: Тегерана, Дубая, Бангкока, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Владивостока, Екатеринбурга, Воронежа и Уфы.

Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 5)

6

Полина Рукавичкина, Без названия VI, из серии Pale Shelters, 2024

или первый юбилей ярмарки молодого искусства blazar


Этой осенью — с 12 по 15 сентября — в Музее Москвы был аншлаг. И все благодаря пятому, юбилейному выпуску ярмарки молодого современного искусства blazar. За пять дней работы (11 сентября было превью) спутник Cosmoscow посетили более 24 000 человек. Удалось продать 2 300 работ на общую сумму свыше 53 миллионов рублей. Из новшеств: в 2024-м здесь появилась секция дизайна под кураторством галереи SAMPLE. Из всего многообразия (55 независимых художников, 27 галерей и 19 участников секции цифрового искусства) выбрали для иллюстрации события фотографию Полины Рукавичкиной (Flor et Lavr Gallery). Почему? Все просто: из любви к концепции стенда, озаглавленного «Самый одинокий аист».


Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 6)

7

Илья Репин, «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1885

или долгожданное возвращение шедевра, манящего вандалов, в Третьяковку


Известную всем со школьных времен картину приходилось спасать уже во второй раз. Впервые — в 1913 году, когда ее изрезали ножом, но к реставрационным работам тогда присоединился сам Репин. Второе (надеемся, последнее) происшествие было в 2018-м, и шесть лет после нападения нетрезвого воронежского «любителя искусства» на шедевр посетители не могли его увидеть. Под конец 2024-го произведение вернули в Третьяковскую галерею. Реставраторам понадобилось четыре года, чтобы вернуть «Ивану Грозному» оригинальный облик. Еще два ушло на изготовление специальной антивандальной антибликовой капсулы. Такой колоссальный труд сотрудников галереи уважаем — и идем смотреть на работу с невезучей аурой, пока это возможно.



Громкие ярмарки, открытие «Гаража» и закрытие музея истории ГУЛАГа: арт-итоги 2024 года в 7 произведениях искусства (фото 7)
false
767
1300
false
false
true
{"width":980,"column_width":33,"columns_n":13,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7