Поиск

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts

Текст: Екатерина Краюхина

Сегодня в фонде Ruarts стартовала масштабная выставка «Чересчур», посвященная феномену китча в современном российском искусстве. За тему обычно боятся браться, ошибочно отправляя все с ней связанное в раздел безвкусицы. Тем не менее, у кураторов Алексея Масляева и Катрин Борисов получилось доказать важность этого элемента современной визуальной культуры. Побывали на превью экспозиции и на правах информационного партнера проекта выбрали семь фаворитов.

«КОЗЛИК И ЗАЙЧИК». ДИПТИХ, 2021

АЛИНА ГЛАЗУН

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 1)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 2)

Алина Глазун черпает художественное вдохновение из материального мира, особенно из его психоделических проявлений. Значительный акцент делается на тексте и его вербальных нюансах. Повторяющимся элементом в работах выступают любимые питомцы — коты по имени Улисс и Федор, — которые также занимают центральное место в диптихе «Козлик и зайчик», созданном в 2021 году. Художница вовлекает зрителей в своего рода герменевтическую дуэль, предлагая им расшифровать смысл. Это подход, который объединяет слова, вырванные из контекста, с яркими визуальными образами. Глазун описывает процесс работы с вербальной составляющей следующим образом: «Помещая слово в определенный визуальный контекст, ты обнуляешь его фиксированный смысл, опустошаешь, потрошишь, и в конце концов слово освобождается. Происходит своеобразная трансгрессия».

ИЗ СЕРИИ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОНРО», 1995

ВЛАДИСЛАВ МАМЫШЕВ-МОНРО

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 3)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 4)

Владислав Мамышев-Монро — один из тех гениев, которые умели одновременно и в равной степени быть смешными и серьезными. Его юмор выявлял общественные проблемы, а каждое произведение несло мощный социальный, культурный и политический подтекст. Образ Мэрилин Монро является центральной темой в творческом пути Мамышева-Монро. Увлечение художника голливудской иконой началось еще в школьные годы, когда актриса обсуждалась на уроке «Жертвы империализма». Именно тогда он признал Мэрилин символом американской поп-культуры. Перевоплощаясь в Монро, Мамышев олицетворял веяния нового перестроечного времени с его растущим интересом к западной массовой культуре, раскрепощенности и моде. Серия под названием «Жизнь замечательных Монро», представленная во время первой выставки художника в Москве, включала в себя различные его перевоплощения в известных исторических деятелей и культурных икон со всего мира.

«АФРОДИТА», 1996

АЙДАН САЛАХОВА

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 5)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 6)

Художница азербайджанского происхождения Айдан Салахова в работах глубоко размышляет о роли женщин в восточном мире. Ее искусство воплощает ориентализм в различных формах, колеблясь между эротическими, эстетическими и экзотическими элементами. Шелкография под названием «Афродита» 1996 года появилась в эпоху «нового русского классицизма», который позже стал известен как «неоакадемизм». Ключевые темы в художественном выражении Айдан включают гендерную и социальную идентичность, исследование религиозной и традиционной символики, отношения между Востоком и Западом, а также понятия желания и запрета. На шелкографии — полуобнаженная восточная красавица, поза которой перекликается с иконографическими изображениями богини Афродиты, встречающимися в истории европейской живописи, такими как «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана и «Олимпия» Мане. Молодая женщина изображена возлежащей на роскошных парчовых тканях, ее грудь обнажена, украшена драгоценностями, что указывает на ее роль наложницы. Переплетение западных и восточных культурных кодов, наряду с превращением Афродиты из доминирующей божественной фигуры в образ, напоминающий одалиску, служит отражением статуса женщины в восточном обществе.

«MULTI-UNITAS» ИЗ ПРОЕКТА «OMNIA MUTANTUR», 2024

НАТАЛЬЯ МЕНЯКИНА

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 7)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 8)

«Я создаю работы на собственном образном языке, который, тем не менее, может быть прочитан и понят бессознательно зрителями во всем мире», — комментирует творческий метод художница Менякина. Инсталляция «MULTI-UNITAS», что в переводе с латыни обозначает «многоединство», создана в 2024 году и отсылает к концепции психологического метода исследования личности, согласно которой последняя не является единой сущностью, а состоит из множества отдельных «я», называемых субличностями. Часто потребности этих субличностей существенно различаются, что приводит к внутреннему конфликту, напоминающему басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Разлад между этими желаниями мешает человеку достигать желаемого. «Многоединство» представляет собой коллективный портрет субличностей художницы.

«ИСЛАМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» 2008

ПЕТР АКСЕНОВ

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 9)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 10)

Триптих под названием «Ислам в вопросах и ответах» выполнен в жанре натюрморта с использованием монохромной палитры. Эта работа впервые была представлена ​​публике на персональной выставке Аксенова «Золотая война» в 2008 году в галерее Ruarts. Композиционная техника художника привлекает внимание зрителя к центральной части триптиха, способствуя возникновению ощущения «диалога» между представленными объектами. Это взаимодействие создает атмосферу, насыщенную смыслом и тонкими связями. Центральное место занимает книга Шамиля Аляутдинова «Islam: Questions and Answers», которая устанавливает концептуальные рамки vanitas в натюрморте, вызывая темы «буржуазной европейскости/западности». В жанре vanitas особое внимание уделяется мимолетности материальных благ и ценностей, которые люди приобретают в течение своего земного существования.

«В МОСКВУ И СЕГОДНЯ ОБРАТНО…», 2006

ДМИТРИЙ ШОРИН

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 11)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 12)

Дмитрий Шорин — один из тех художников, кто посвящает годы исследованию однажды найденной темы. Вращается она вокруг соблазнительного образа «девушки мечты», вдохновленного рекламой и популярным кино. Шорин создает работы с американскими пин-ап-девушками, искусно лавируя по тонкой грани провокации. Художник взаимодействует с аудиторией посредством повседневного языка с рекламных щитов и ​​обложек глянцевых журналов. С 2005 года активно сотрудничает с аэропортом Пулково, и некоторые из его работ теперь являются частью корпоративной коллекции.

«НУ НАВЕРНОЕ ЭТО ЧЕРЕСЧУР», ИЗ СЕРИИ «УНИЖЕННЫЕ И ОКРЫЛЕННЫЕ», 2016

ИРИНА КОРИНА

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 13)

Пародийность, китч и сентиментальность: что смотреть на выставке «Чересчур» в Фонде Ruarts (фото 14)

Серия «Униженные и окрыленные» напоминает сентиментальные поздравительные открытки, иллюстрированные стенгазеты или обложки книг. Но Корина выбирает нетипичный способ экспонирования, который формирует новый способ восприятия. Графические листы закреплены под стеклом на металлическом планшете, сверху над каждым — бахромчатый навес, напоминающий старинный абажур. На выставке есть две работы из этой серии, одна из которых с надписью «Ну наверное это чересчур» расположена на четвертом этаже и задает открытый вопрос после просмотра экспозиции. Эти плакаты или рисованные афиши могут служить заголовками воображаемых выставок или намеком на абсурдные шутки, клишированные фразы или выражения, которые часто маскируют подлинные человеческие эмоции. Эти мимолетные фразы могут скрывать что-то глубокое и значимое, но также могут быть просто автоматическими реакциями, часто лишенными смысла. В 2016 году серия «Униженные и окрыленные» вошла в лонг-лист Премии Кандинского в номинации «Проект года».


Благодарим научный отдел фонда Ruarts за подготовку материала о выставке. Посетить «Чересчур» и наметить личный список фаворитов можно до 11 мая.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7