Поиск

Главные проекты Венецианской биеннале 2017

Реабилитация заключенных, ода женщинам и детские комплексы

Что нужно знать про Венецианскую биеннале

Биеннале в Венеции — первая по-настоящему глобальная выставка искусства. Старейшая среди биеннале, впервые она состоялась в 1893 году и задумывалась как исключительно локальное событие, но уже через два года, после успешного первого выпуска, на выставку были приглашены иностранные художники. Одна из примечательных черт Венецианской биеннале — существование национальных павильонов, в которых художники из стран-участниц представляют свои арт-проекты, подготовленные специально для выставки. Первой свой собственный павильон открыла Бельгия, вскоре ее примеру последовали Венгрия, Германия, Франция и Великобритания. Одной из первых — в 1914 году — павильон завела и Россия. В построенном архитектором Щусевым здании российские экспозиции проводятся до сих пор.

На Венецианской биеннале, которая считается оплотом западного искусства, впервые прошла выставка африканских художников. Здесь же в разные годы проводились экспозиции Ренуара, Климта и Курбе, выставлялись скандальные работы Джакомо Гроссо и Пикассо. Работы Пикассо были впервые показаны в Венеции в 1905 году — и тут же убраны из экспозиции из-за своего провокационного характера. Пикассо в итоге не выставлялся на главной биеннале вплоть до 1950-х годов.

Главные проекты Венецианской биеннале 2017 (фото 1)

Павильон России в Венеции, архитектор А. В. Щусев

С 1938 года на биеннале происходит церемония награждения: «Золотых львов» получают лучший художник и лучший проект страны-участницы. Число стран-участниц перманентно растет и сегодня достигло отметки 130. В нынешней биеннале, 57-й по счету, впервые примут участие Антигуа и Барбуда, Кирибати, Нигерия и Казахстан.

С конца ХХ века все большую роль играет фигура директора биеннале: курировать главное событие приглашали Харальда Зеемана, Массимо Джиони, а прошлый — 56-й выпуск — возглавил нигериец Окуи Энвезор, став первым африканским куратором венецианской выставки.

Что означает тема будущей биеннале

«Искусство осуществляет мечты и делает возможными утопии. Искусство — это последний бастион, крепость, которая возвышается над трендами и личными интересами», — заявила в своем первом обращении Кристин Масель, директор 57-й Венецианской биеннале. Масель, которая уже на протяжении 17 лет возглавляет Центр Помпиду в Париже, стала четвертой женщиной-директором Венецианской биеннале за более чем вековую историю выставки и сразу дала понять, что намерена отказаться от политизированных агитпроектов и сосредоточиться на фигуре художника-автора.

Идея сама по себе не революционная, однако после биеннале 2015 года, которая с подачи директора Окуи Энвезора превратилась в коллективное пессимистичное размышление о судьбах мира, она почти что кажется таковой. Предложив достаточно гибкую тему «Viva arte viva» (что можно перевести как «Да здравствует живое искусство!»), Кристин Масель собирается превратить биеннале в «путешествие в девяти главах», названия глав — «Художники и книги», «Время и бесконечность», «Радости и страхи» — также лишены конкретики. В 2015 году попытка Энвезора сосредоточиться на (непростой) международной ситуации привела к изобилию однотипных проектов, так что, как написал позднее критик The Guardian, «дамочки в Louboutin испуганно лавировали между работами о голоде в Африке, чтениями марксистских манускриптов и угрожающе тикавшими часами». Кристин Масель, напротив, предлагает компромиссный вариант, предоставляя художникам свободу действий.

Главные проекты Венецианской биеннале 2017 (фото 2)

Венецианская Биеннале 2015. Павильон Японии (слева); павильон России (справа). Фото: Awakening / Getty Images

Биеннале откроется в мае и, как обычно, будет состоять из двух основных частей — главной выставки в Арсенале, бывшей судоверфи, и экспозиций в национальных павильонах, расположенных в садах Giardini. Как и в 2015 году, чтобы посетить биеннале, вовсе не обязательно отправляться в Венецию: по выставке можно будет прогуляться и виртуально на сайте Google Arts & Culture.

Чего ждать от 57-й биеннале и за кем следить

Большинство проектов, которые будут представлены в павильонах, уже известны, и, судя по всему, Кристин Масель все-таки не прогадала с кураторской установкой: от биеннале есть чего ожидать. Интригует, например, проект американца Марка Брэдфорда. Художник известен прежде всего как живописец и в своих работах исследует темы расы и расовой дискриминации в США. В Венеции же Брэдфорд представит нетипичный для себя проект на стыке искусства и благотворительной деятельности: на протяжении семи месяцев биеннале художник будет работать с итальянскими заключенными, помогая им адаптироваться к жизни на свободе. Пока неясно, каким образом ход и результаты проекта будут представлены зрителям, а также вопросы вызывает его этическая сторона: насколько все-таки морально устраивать социальные эксперименты в рамках арт-проекта?

Главные проекты Венецианской биеннале 2017 (фото 3)

Ирландка Джесс Джонс представит свою вариацию на тему ведьмы, любимого архетипа современного феминистского искусства. В центре проекта Джонс будет фильм, который задуман как ода женщинам. Мифические персонажи станут также героями исландского павильона, правда, на сей раз это будут анимированные тролли Угх и Богар, придуманные художником Эгиллем Сэбйорнссоном. Кровожадные персонажи исландского фольклора, как заявил художник, «выйдут из-под контроля», а посетителям павильона придется искать с троллями общий язык. В прошлом году Исландия представила самый, пожалуй, спорный проект, закрытый вскоре после его презентации: тогда художник Кристоф Бюхель открыл мечеть в здании бывшей католической церкви. Анимированные тролли тоже лишь кажутся безобидным проектом, судя по тому, с каким упорством Эгилль Сэбйорнссон напоминает об их людоедских пристрастиях.

Французский павильон превратится в звукозаписывающую студию силами Ксавье Вейлана. Однако, по задумке художника, студия будет выглядеть так, словно ее наполовину разгромил ураган, а половина музыкальных инструментов в ней будут изобретены и созданы самим Вейланом.

Главные проекты Венецианской биеннале 2017 (фото 4)

Поклонникам Альберто Джакометти будет интересно побывать в швейцарском павильоне. Сам Джакометти на протяжении многих лет упорно отказывался представлять Швейцарию в Венеции, заявляя, что он гражданин мира, однако швейцарские кураторы все же нашли способ показать его работы в национальном павильоне. Оммаж самому известному швейцарскому художнику будет состоять из двух частей: фильм «Флора» Терезы Хаббард и Александра Бирхлера будет посвящен не слишком удачливой американской художнице Флоре Майо, с которой у Джакометти был роман в Париже в 1920х годах. Художница Кэрол Бове представит скульптурные работы, вдохновленные произведениями Джакометти. Художников уже успели укорить во вторичности их идей, но упреки были яростно отметены.

Главные проекты Венецианской биеннале 2017 (фото 5)

Альберто Джакометти на 31-й Венецианской биеннале, 1962. Фото: Archivio Cameraphoto Epoche / Getty Images

Интересным обещает быть немецкий проект: Германию представит 39-летняя Анне Имхоф, которая благодаря своему недавнему перформансу в Берлине стала настоящей звездой. Четырехчасовой «Angst II» Имхоф — смесь оперы и театрального представления — был посвящен взрослению, подростковой неуверенности в себе, консьюмеризму и детским комплексам и был настолько блестяще отрежиссирован, что художница мгновенно стала любимицей арт-критиков. Пользователям Instagram перформанс Имхоф тоже не мог не понравиться: он проходил в огромном холле Гамбургского вокзала, затянутом таинственной дымкой, под мерное жужжание снующих дронов, а на роли скучающих подростков Имхоф выбрала невозможно красивых молодых людей. Судя по всему, на Венецианской биеннале художница устроит нечто похожее на триумфальный «Angst II». Пока что в пресс-релизе лишь загадочно заявлено, что в новой работе мы увидим «равнодушных или вытянутых по струне, но неизменно подчиненных общественным нормам» персонажей.

  • /
  • 03
  • /
  • 03
  • /
  • 03

Anne Imhof, «Angst II», performed at Kunsthalle Basel, 2016. Фото: Nadine Fraczkowski

Кто представит российское искусство в Венеции

В российском павильоне на этот раз будут представлены целых три проекта — три связанные между собой инсталляции, объединенные темой Theatrum Orbis (или «Зрелище круга земного»). Из четырех художников, которые будут представлять страну, трое — дуэт Recycle Group и Гриша Брускин — уже на биеннале выставлялись, а вот для 30-летней Саши Пироговой эта Венецианская биеннале — дебютная. Известно, что Recycle представят инсталляцию под названием «Блокированный контент», а проект Брускина «Смена декораций» будет посвящен изменениям в мире.

Саша Пирогова, «Библимлен», 2013

Разумеется, пока инсталляции не установлены, фотографии не развешаны, а павильоны не открыты, судить о новой биеннале нельзя. Однако Кристин Масель, которая заслужила репутацию неустанного инноватора, явно хочет показать нечто отличное от биеннале последних лет. Недавние выпуски критиковали, во-первых, за «беззубость» (главная арт-выставка мира все больше напоминает арт-ярмарку, а работы порой продают и покупают прямо в павильонах), а во-вторых, за однотипность работ. Требуя от художников лишь фантазии и чувства ответственности, новый директор пытается разорвать порочный круг.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Ира Соломатина

  • Фото: Архивы пресс-служб; gettyimages.com
  • Фото: Обложка: recycleartgroup.com

Оставьте комментарий

Загрузить еще