![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина](/thumb/1000x600_5/images/1000x600-170620-01.png)
ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина
В месяц гей-прайда попросили Влада Зорина, у которого в начале июня запустилась онлайн-выставка «God», собрать и прокомментировать работы об однополой любви известных художников. Вместе мы порассуждали о состоянии современного российского искусства и положении ЛГБТ-сообщества в России.
«В Европе — и особенно в Азии — коллекционеры в первую очередь покупают своих соотечественников. Поэтому там растет и развивается арт-рынок. Всемирной славы добились Илья и Эмилия Кабаковы, представители московского концептуализма. Они показали за рубежом советскую эстетику и за свою самобытность получили признание. Из новых имен, повторяющих опыт Кабаковых, — Евгений Антуфьев. Его работы появятся на Art Basel в галерее Emalin».
Среди тех, кто, как конвейерная машина выполняет на заказ портреты, натюрморты и пейзажи, в России есть очень много заметных и самобытных молодых талантов. Все они — исследователи, которые глубоко копают, изучают, ищут и находят повестку, интерпретируют ее и интегрируют в актуальный современный контекст, соединяя прошлое и настоящее, додумывая будущее. Они, безусловно, заслуживают внимания и любви зрителя, а также коллекционеров современного искусства, но пока молодые художники творят в своих домашних мастерских, не чувствуют веры и уверенности в себе, в том, что их искусство нужно. Речи о государственном финансировании и сильной поддержке со стороны своих же, к сожалению, нет.
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 1)](/images/verstka/1592387735/3b7fee2ae0f75da550ae7bb201b0566d.jpg)
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 2)](/images/verstka/1592387735/82d046ef0277736037c99aa0aeebeb90.jpg)
Пока увидеть произведения большинства российских художников можно только в России, а то и в прямом смысле дома — в квартирах. Их стали вывозить на международные зарубежные выставки совсем недавно и, как правило, силами маленьких, но упорных частных галерей и арт-энтузиастов. «Но как иностранные коллекционеры узнают о нас, если увидеть работы получается только в России?» Возможно, кризис из-за пандемии, послуживший арт-рынку толчком для освоения онлайн-возможностей, даст шанс индустрии обратить на себя внимание и международное.
«Сейчас я отчетливо вижу, как меняется коллекционер, как благодаря тому, что все перешло в онлайн и доступ к выставкам и работам стал практически бесперебойным, люди начали больше покупать работы молодых художников. Моя работа из нового проекта „God“ недавно была продана в Австралию через онлайн-галерею Sample. Совершенно точно за время изоляции появилось новое поколение коллекционеров, которые своим желанием попробовать и начать, конечно, с доступного, заметно повлияли на развитие арт-рынка. Они как бы разрушили „четвертую стену“, и люди поняли, что покупать искусство очень приятно и не так страшно. Появились проекты по поддержке молодых художников. И хотелось бы, чтобы поддержка и внимание только возрастали».
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 3)](/images/verstka/1592387735/89cca31d5c674d0951cad3ab72fe02bc.jpg)
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 4)](/images/verstka/1592387735/6dcdef4a3fc7fbeb939cdded85c621f4.jpg)
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 5)](/images/verstka/1592387735/c01c7ea507144b33be7680d4db1468e0.jpg)
И все же интерес к российскому искусству как к чему-то экзотическому и малодоступному на мировом уровне существует и накапливается. Как бы ни было сложно и в кризис, и вне кризиса, как раз сейчас объективные и осязаемые границы возможного слабеют, поэтому у молодого художника шанс быть замеченным за свой талант, идеи и посыл, умение чувствовать и отражать настоящее пространство и время вырос как никогда — и в России, и за рубежом.
«Я попал на аукцион „Boys Boys Boys“ благодаря Александру Бланарю — он рассказал мне про него и поделился страницей его основателя и одновременно куратора в инстаграме. Тогда у меня еще не было и первой выставки, но мне было очень интересно узнать мнение о своих работах. Я отправил ему портфолио, а он сразу предложил мне принять участие в аукционе на платформе paddle8 наравне с Мэттом Ламбертом и Славой Могутиным. Сейчас мои работы из проекта „Hare“ стали частью книги „Boys Boys Boys“ Гислена Паскаля».
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 6)](/images/verstka/1592387735/7633293ad33ac5904590498c248bfdb0.jpg)
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 7)](/images/verstka/1592387735/8f5df0c330cc38d9161e48c0af87bfc5.jpg)
Влад о положении
ЛГБТ-сообщества в России
Я не разделяю и не хочу разделять людей на гей-художников или гетеро-художников. Но я понимаю и осознаю контекст современной России. И то, что я снимаю в проектах своего парня, — это уже в какой-то степени политический вызов. Не соответствовать государственной повестке в России хоть на толику — опасно. Показательный пример тому кейс с Юлией Цветковой — и это только тот случай, который удалось предать огласке.
В Москве в моем окружении я чувствую себя в безопасности. Лично я пока не сталкивался со сложностями или барьерами, но понимаю, что в любой день может что-то случиться, поменяться. Поэтому мне и хочется как можно больше говорить о свободе, любви, о том, что мы все равны. Благодаря галерее «Cube.Moscow» и ее основательнице Наде Зиновской я смог показать свой первый проект «Hare», для которого я тоже снимал своего бойфренда, — прямо около Кремля. До этого мы показывали очень откровенные и эротические работы в групповой выставке «Нежный вторник» в галерее Osnova. Меня окружают единомышленники — я этому безумно рад, и только поэтому я смог и продолжаю показывать своими работами, что в мире остались и любовь, и равенство.
Провоцируют ненависть к меньшинствам наши политики, которые сами высмеивают реальную жизнь в чудовищных роликах и взывают к массам это делать. В противовес этому важно говорить, а то и кричать о том, что мы все равны и все достойны счастья. Дальше это уже наша задача сформировать себя достойным и счастливым человеком. Как раз во всех видах искусства, будь то кино, литература, живопись, сейчас особое место занимает идея равенства.
Я надеюсь, что у государства не получится воплотить идеи о так называемой традиционной семье. Несмотря на затягивание поясов и ужесточение контроля в стране, я слышу голос человека, который уже не отнять. Я чувствую, что и другие люди его наконец услышали, и они понимают, что не все, что они читают в газетах или видят по телевидению, правда.
Главное — не молчать, а говорить о своих желаниях, правах и оказывать поддержку тем, кому она нужна. У каждого человека есть право на любовь, на выбор партнера, на выбор своего жизненного пути. В России сейчас это становится возможным, но ты все время будто смотришь в зеркало заднего вида, оборачиваешься, проверяешь. Но я верю в людей, в трезвость их ума, банально, я верю, что любовь победит.
Я не разделяю и не хочу разделять людей на гей-художников или гетеро-художников. Но я понимаю и осознаю контекст современной России. И то, что я снимаю в проектах своего парня, — это уже в какой-то степени политический вызов.
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 8)](/images/verstka/1592387735/3f89c908b530191d07ffb319fe705fd3_small.jpg)
Меня окружают единомышленники — я этому безумно рад, и только поэтому я смог и продолжаю показывать своими работами, что в мире остались и любовь, и равенство.
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 9)](/images/verstka/1592387735/0ce3f730991f5490ce45c40d632a2434_small.jpg)
У каждого человека есть право на любовь, на выбор партнера, на выбор своего жизненного пути. В России сейчас это становится возможным, но ты все время будто смотришь в зеркало заднего вида, оборачиваешься, проверяешь.
1
Короткометражный фильм
«Летнее платье»,
1996 (Франсуа Озон)
Фильм «Сон» (англ. Sleep), 1964 (Энди Уорхол)
«Я большой поклонник творчества Энди с раннего возраста. Все больше углубляясь в его биографию, я находил в себе много схожих с ним черт. Иногда, читая о нем, мне даже становилось не по себе, ведь я узнавал себя. Фильм „Сон“ играет важную роль в моей жизни. Еще до знакомства со своим другом и музой я мечтал, как буду смотреть часами на то, как он спит, ведь за полтора года до начала наших отношений я уже был в него влюблен. Это сбылось и продолжается уже четыре года. А уорхоловский фильм „Сон“ длится 321 минуту или 5 часов 20 минут. На протяжении этого времени Энди снимал сон своего любовника».
«Это мой самый любимый фильм. В нём есть сексапильная непринужденность, легкость бытия, молодость и, конечно, французский шарм без комплексов и рамок. Практически в каждом фильме Франсуа исследует свободную любовь. Рекомендую также посмотреть серию его короткометражных фильмов, один из них “Маленькая смерть (Фотография)” 1995 года».
Акционизм группы «Тату»
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 10)](/images/verstka/1592387735/01cd97bcb3471631a6728fa304436215.jpg)
«В начале 2000-х для России это было первое и последнее заявление на весь мир о том, как это — свободно любить по-русски. Именно после “ТаТу” поцеловались Мадонна и Бритни Спирс. Что было возможно тогда, сейчас, в нынешней России, невозможно представить».
Роберт Мэпплторп, «Joe, NYC», 1977
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 11)](/images/verstka/1592387735/02c3479c090246caac034cbb66d5a459.jpg)
2
«Благодаря Роберту мы имеем возможность создавать работы в контексте ЛГБТ-искусства. Он был одним из первых, кто привел исследование гей-сексуальности и садо-мазо в галереи и музеи».
Роберт Мэпплторп, «Lisa Lyon», 1981
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 12)](/images/verstka/1592387735/3a14699e735e07f921cdaeddde15804c.jpg)
«Он работал с телом как со скульптурой и фотографировал он его как скульптуры — покрывал тело глиной. Он доказал общественности, что фотография мужского достоинства крупным планом может быть произведением искусства, достойным выставки в галерее».
Роберт Мэпплторп,
«Calla Lily», 1984
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 13)](/images/verstka/1592387735/a9308c8d7407fc1c32860d02e2c27571.jpg)
«Как говорил сам Роберт: „Мое отношение к фотографированию цветка не особенно отличается от того, как я фотографирую член. По сути — это одно и то же — освещение и композиция. Разница не велика“. Или в другой раз: „Мужской член и, например, цветок — равно изящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно...“. Его серия работ с цветами одна из мох любимых».
Фотографы Пьер и Жиль
(Pierre et Gilles),
«Les amoureaux / Johan et Léo», 1998
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 14)](/images/verstka/1592387735/f938f314b5e78fffce0a7f8ba87c14df.jpg)
«У любви нет социальной прослойки или статуса. Любить могут не только люди творческих профессий. Это могут быть и моряк, и рабочий, забравшиеся на крышу, чтобы поцеловаться. Я восхищен, как Пьер и Жиль видят мир: через призму юмора, самоиронии и, конечно, любви. Это такой утрированный китч. И я часто смотрю на мир так же, как они, через самоиронию. Эта пара художников до сих пор вместе, их союз для меня большой пример».
Кит Харинг, «Без названия (Двое)», 1982
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 15)](/images/verstka/1592387735/e3c6de2cabf9cd37b19e72dd3e161240.jpg)
«У Кита есть серия работ, связанная с любовью и сердцами. В этой работе он стирает гендерные границы — непонятно, кто на картине: либо это два мальчика, две девочки или мальчик с девочкой. Это неважно, ведь у любви нет пола».
Дэвид Войнарович, «Однажды этот ребенок» («One Day This Kid»), 1990
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 16)](/images/verstka/1592387735/dd0a23e720709981bd3b788c32a941c7.jpg)
«Спустя 30 лет это по-прежнему остается сильным высказыванием о невинности, стыде, ненависти, гомофобии и опасностях, которым подвергается свобода личности при репрессивных режимах. В этом фотоколлаже, как и во многих других работах Войнаровича, смешиваются изображение и текст, события из его жизни и политический активизм, гнев и нежность».
Жан Кокто, рисунок
![ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 17)](/images/verstka/1592387735/073655c9bcbcdb23fbc9d602e2ec1885.jpg)
«В искусстве Жан Кокто игнорировал „запретные темы“. Более того, бравировал ими. Откровенная эротика, традиционно и нетрадиционно ориентированная, переплеталась в его пьесах и сценариях с тонкими романтическими моментами. Я восхищаюсь его рисунками. Они практически пустые, но умело переносят в изображенный момент и побуждают фантазировать о том, что было до этого, а что было после. Я люблю, когда художник ведет диалог со зрителем».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7