Поиск

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина

Подготовила: Лиза Отарашвили


T

В месяц гей-прайда попросили Влада Зорина, у которого в начале июня запустилась онлайн-выставка «God», собрать и прокомментировать работы об однополой любви известных художников. Вместе мы порассуждали о состоянии современного российского искусства и положении ЛГБТ-сообщества в России.

«В Европе — и особенно в Азии — коллекционеры в первую очередь покупают своих соотечественников. Поэтому там растет и развивается арт-рынок. Всемирной славы добились Илья и Эмилия Кабаковы, представители московского концептуализма. Они показали за рубежом советскую эстетику и за свою самобытность получили признание. Из новых имен, повторяющих опыт Кабаковых, — Евгений Антуфьев. Его работы появятся на Art Basel в галерее Emalin».

Среди тех, кто, как конвейерная машина выполняет на заказ портреты, натюрморты и пейзажи, в России есть очень много заметных и самобытных молодых талантов. Все они — исследователи, которые глубоко копают, изучают, ищут и находят повестку, интерпретируют ее и интегрируют в актуальный современный контекст, соединяя прошлое и настоящее, додумывая будущее. Они, безусловно, заслуживают внимания и любви зрителя, а также коллекционеров современного искусства, но пока молодые художники творят в своих домашних мастерских, не чувствуют веры и уверенности в себе, в том, что их искусство нужно. Речи о государственном финансировании и сильной поддержке со стороны своих же, к сожалению, нет.

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 1)
ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 2)

Пока увидеть произведения большинства российских художников можно только в России, а то и в прямом смысле дома — в квартирах. Их стали вывозить на международные зарубежные выставки совсем недавно и, как правило, силами маленьких, но упорных частных галерей и арт-энтузиастов. «Но как иностранные коллекционеры узнают о нас, если увидеть работы получается только в России?» Возможно, кризис из-за пандемии, послуживший арт-рынку толчком для освоения онлайн-возможностей, даст шанс индустрии обратить на себя внимание и международное.

«Сейчас я отчетливо вижу, как меняется коллекционер, как благодаря тому, что все перешло в онлайн и доступ к выставкам и работам стал практически бесперебойным, люди начали больше покупать работы молодых художников. Моя работа из нового проекта „God“ недавно была продана в Австралию через онлайн-галерею Sample. Совершенно точно за время изоляции появилось новое поколение коллекционеров, которые своим желанием попробовать и начать, конечно, с доступного, заметно повлияли на развитие арт-рынка. Они как бы разрушили „четвертую стену“, и люди поняли, что покупать искусство очень приятно и не так страшно. Появились проекты по поддержке молодых художников. И хотелось бы, чтобы поддержка и внимание только возрастали».

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 3)
ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 4)
ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 5)

И все же интерес к российскому искусству как к чему-то экзотическому и малодоступному на мировом уровне существует и накапливается. Как бы ни было сложно и в кризис, и вне кризиса, как раз сейчас объективные и осязаемые границы возможного слабеют, поэтому у молодого художника шанс быть замеченным за свой талант, идеи и посыл, умение чувствовать и отражать настоящее пространство и время вырос как никогда — и в России, и за рубежом.

«Я попал на аукцион „Boys Boys Boys“ благодаря Александру Бланарю — он рассказал мне про него и поделился страницей его основателя и одновременно куратора в инстаграме. Тогда у меня еще не было и первой выставки, но мне было очень интересно узнать мнение о своих работах. Я отправил ему портфолио, а он сразу предложил мне принять участие в аукционе на платформе paddle8 наравне с Мэттом Ламбертом и Славой Могутиным. Сейчас мои работы из проекта „Hare“ стали частью книги „Boys Boys Boys“ Гислена Паскаля».

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 6)
ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 7)

Влад о положении
ЛГБТ-сообщества в России 

Я не разделяю и не хочу разделять людей на гей-художников или гетеро-художников. Но я понимаю и осознаю контекст современной России. И то, что я снимаю в проектах своего парня, — это уже в какой-то степени политический вызов. Не соответствовать государственной повестке в России хоть на толику — опасно. Показательный пример тому кейс с Юлией Цветковой — и это только тот случай, который удалось предать огласке.

В Москве в моем окружении я чувствую себя в безопасности. Лично я пока не сталкивался со сложностями или барьерами, но понимаю, что в любой день может что-то случиться, поменяться. Поэтому мне и хочется как можно больше говорить о свободе, любви, о том, что мы все равны. Благодаря галерее «Cube.Moscow» и ее основательнице Наде Зиновской я смог показать свой первый проект «Hare», для которого я тоже снимал своего бойфренда, — прямо около Кремля. До этого мы показывали очень откровенные и эротические работы в групповой выставке «Нежный вторник» в галерее Osnova. Меня окружают единомышленники — я этому безумно рад, и только поэтому я смог и продолжаю показывать своими работами, что в мире остались и любовь, и равенство.

Провоцируют ненависть к меньшинствам наши политики, которые сами высмеивают реальную жизнь в чудовищных роликах и взывают к массам это делать. В противовес этому важно говорить, а то и кричать о том, что мы все равны и все достойны счастья. Дальше это уже наша задача сформировать себя достойным и счастливым человеком. Как раз во всех видах искусства, будь то кино, литература, живопись, сейчас особое место занимает идея равенства.

Я надеюсь, что у государства не получится воплотить идеи о так называемой традиционной семье. Несмотря на затягивание поясов и ужесточение контроля в стране, я слышу голос человека, который уже не отнять. Я чувствую, что и другие люди его наконец услышали, и они понимают, что не все, что они читают в газетах или видят по телевидению, правда.

Главное — не молчать, а говорить о своих желаниях, правах и оказывать поддержку тем, кому она нужна. У каждого человека есть право на любовь, на выбор партнера, на выбор своего жизненного пути. В России сейчас это становится возможным, но ты все время будто смотришь в зеркало заднего вида, оборачиваешься, проверяешь. Но я верю в людей, в трезвость их ума, банально, я верю, что любовь победит.

Я не разделяю и не хочу разделять людей на гей-художников или гетеро-художников. Но я понимаю и осознаю контекст современной России. И то, что я снимаю в проектах своего парня, — это уже в какой-то степени политический вызов.

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 8)

Меня окружают единомышленники — я этому безумно рад, и только поэтому я смог и продолжаю показывать своими работами, что в мире остались и любовь, и равенство.

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 9)

У каждого человека есть право на любовь, на выбор партнера, на выбор своего жизненного пути. В России сейчас это становится возможным, но ты все время будто смотришь в зеркало заднего вида, оборачиваешься, проверяешь.

Короткометражный фильм
«Летнее платье»,
1996 (Франсуа Озон) 

Фильм «Сон» (англ. Sleep), 1964 (Энди Уорхол)  

«Я большой поклонник творчества Энди с раннего возраста. Все больше углубляясь в его биографию, я находил в себе много схожих с ним черт. Иногда, читая о нем, мне даже становилось не по себе, ведь я узнавал себя. Фильм „Сон“ играет важную роль в моей жизни. Еще до знакомства со своим другом и музой я мечтал, как буду смотреть часами на то, как он спит, ведь за полтора года до начала наших отношений я уже был в него влюблен. Это сбылось и продолжается уже четыре года. А уорхоловский фильм „Сон“ длится 321 минуту или 5 часов 20 минут. На протяжении этого времени Энди снимал сон своего любовника».

«Это мой самый любимый фильм. В нём есть сексапильная непринужденность, легкость бытия, молодость и, конечно, французский шарм без комплексов и рамок. Практически в каждом фильме Франсуа исследует свободную любовь. Рекомендую также посмотреть серию его короткометражных фильмов, один из них “Маленькая смерть (Фотография)” 1995 года».

Акционизм группы «Тату»

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 10)

«В начале 2000-х для России это было первое и последнее заявление на весь мир о том, как это — свободно любить по-русски. Именно после “ТаТу” поцеловались Мадонна и Бритни Спирс. Что было возможно тогда, сейчас, в нынешней России, невозможно представить».

Роберт Мэпплторп, «Joe, NYC», 1977

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 11)

2

«Благодаря Роберту мы имеем возможность создавать работы в контексте ЛГБТ-искусства. Он был одним из первых, кто привел исследование гей-сексуальности и садо-мазо в галереи и музеи».

Роберт Мэпплторп, «Lisa Lyon», 1981

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 12)

«Он работал с телом как со скульптурой и фотографировал он его как скульптуры — покрывал тело глиной. Он доказал общественности, что фотография мужского достоинства крупным планом может быть произведением искусства, достойным выставки в галерее».

Роберт Мэпплторп,
«Calla Lily», 1984

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 13)

«Как говорил сам Роберт: „Мое отношение к фотографированию цветка не особенно отличается от того, как я фотографирую член. По сути — это одно и то же — освещение и композиция. Разница не велика“. Или в другой раз: „Мужской член и, например, цветок — равно изящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно...“. Его серия работ с цветами одна из мох любимых».

Фотографы Пьер и Жиль
(Pierre et Gilles),
«Les amoureaux / Johan et Léo», 1998 

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 14)

«У любви нет социальной прослойки или статуса. Любить могут не только люди творческих профессий. Это могут быть и моряк, и рабочий, забравшиеся на крышу, чтобы поцеловаться. Я восхищен, как Пьер и Жиль видят мир: через призму юмора, самоиронии и, конечно, любви. Это такой утрированный китч. И я часто смотрю на мир так же, как они, через самоиронию. Эта пара художников до сих пор вместе, их союз для меня большой пример».

Кит Харинг, «Без названия (Двое)», 1982

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 15)

«У Кита есть серия работ, связанная с любовью и сердцами. В этой работе он стирает гендерные границы — непонятно, кто на картине: либо это два мальчика, две девочки или мальчик с девочкой. Это неважно, ведь у любви нет пола».

Дэвид Войнарович, «Однажды этот ребенок» («One Day This Kid»), 1990

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 16)

«Спустя 30 лет это по-прежнему остается сильным высказыванием о невинности, стыде, ненависти, гомофобии и опасностях, которым подвергается свобода личности при репрессивных режимах. В этом фотоколлаже, как и во многих других работах Войнаровича, смешиваются изображение и текст, события из его жизни и политический активизм, гнев и нежность».

Жан Кокто, рисунок

ЛГБТ-искусство в арт-подборке фотографа Влада Зорина (фото 17)

«В искусстве Жан Кокто игнорировал „запретные темы“. Более того, бравировал ими. Откровенная эротика, традиционно и нетрадиционно ориентированная, переплеталась в его пьесах и сценариях с тонкими романтическими моментами. Я восхищаюсь его рисунками. Они практически пустые, но умело переносят в изображенный момент и побуждают фантазировать о том, что было до этого, а что было после. Я люблю, когда художник ведет диалог со зрителем».

false
767
1300
true
true
true
{"width":1000,"column_width":43,"columns_n":16,"gutter":20,"line":25}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий