Поиск

Как понимать технологическое искусство

Как понимать технологическое искусство

Об истории, смыслах, направлениях и художниках

Текст: Дмитрий Лебедев

По случаю запуска выставочного и образовательного проекта TECHNE, который можно увидеть с 15 декабря по 28 января в ГЦСИ, мы поговорили с его куратором Натальей Фукс и составили подробный гид по самому важному российскому и зарубежному технологическому искусству.

В традиционной схеме, разделяющей физиков и лириков, взаимоотношения искусства и технологий выглядят весьма проблематичными. Еще с эпохи Ренессанса существует привычный водораздел между инженерией и технологиями, с одной стороны, и искусством — с другой. Но если, как это делают современные историки медиаискусства, под технологиями понимать и традиционные средства выразительности, и новые медиа, то вся история искусства оказывается изложением взаимоотношений искусства и технологий. Определенный формат работы художника с последними технологическими и инженерными новинками развивался еще с той же самой эпохи Ренессанса; Леонардо да Винчи, как известно, себя считал в первую очередь инженером. В современном же понимании технологическое искусство отсылает нас в XX век, когда появились соответствующие медиа: фотография, кино и компьютер.

На Западе пионером технологического искусства стала группа под названием Experiments in Art and Technology, чьей задачей была интеграция новейших медиатехнологий в искусство. Это объединение выросло из серии перформансов «9 вечеров», организованных Робертом Раушенбергом и другими концептуалистами вместе с группой инженеров компании Bell Labs во главе с Билли Клювером. В рамках перформанса, например, шла игра в теннис напичканными проводами ракетками, при каждом ударе которых в зале выключалась одна лампочка — вплоть до полной темноты; за авангардное звуковое наполнение пространства в режиме реального времени отвечал в том числе Джон Кейдж. Впоследствии эта группа создала знаменитый павильон Pepsi на «Экспо-1970» в Осаке — футуристичную, окутанную туманом сферу с гигантским зеркальным куполом внутри и уникальной для своего времени аудиовизуальной начинкой, созданной концептуалистами. С этого периода, можно сказать, началась коммерциализация и институционализация медиаарта и технологического искусства.

В России практики технологического искусства развивались и до 90-х годов и отражали те процессы, которые происходили на Западе еще в 60-е и начале 70-х годов. Точкой сборки для советского комьюнити технологического искусства был НИИ «Прометей» при Казанском авиационном институте, образованный Булатом Галеевым. Это бюро, по сути, было зеркалом Experiments in Art and Technology, объединяло инженеров и художников и имело очень тесные связи со всеми аналогичными авторами за рубежом вроде Николя Шеффера или Франка Малины. Благодаря своей научно-исследовательской деятельности Галеев мог создавать и собирать вокруг себя главные образцы технологического искусства в России.

Наталья Фукс,
куратор проекта TECHNE

«Цель платформы TECHNE — погрузить зрителей в новые форматы технологического искусства в контексте общей теории искусства.

В течение ХХ века у многих людей формировался новый подход к созданию произведений искусства, так что для современного художника использование одного типа медиа не является обязательным. Эксперименты с искусственным интеллектом, 3D-печатью — это сейчас новые форматы искусства, которые уже спустя несколько лет будут считаться стандартными арт-практиками.

В последние лет пять очень большую роль стали играть практики, которые производят эдакий wow-эффект, и для художников технологического искусства, которые работают, в частности, с критикой технологий, это стало проблемой. Когда зритель не понимает, как именно работает технология, то возникает ощущение недоверия, и сообщение художника оказывается потерянным. Для нас важна связь технологического компонента и содержания, которое должно быть воспринято и прочитано зрителем.

Вообще в технологическом искусстве есть две главные идеи, на мой взгляд: идея иммерсии, отчасти связанная с укорененным в человеческой психике желанием построить вокруг себя максимально комфортную и приятную среду. Вторая, кибернетическая идея — это создание автономных и "умных" систем, с которыми можно взаимодействовать и которыми можно дополнять человека. Все жанры технологического искусства так или иначе крутятся вокруг этих двух идей, о которых можно рассуждать только с помощью технологий — нельзя изобразить и познать автономную систему искусственного интеллекта с помощью красок и холста».

 

ГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО – создание произведений в реальном времени с помощью различных технологических средств, в первую очередь компьютерных программ

 

Фридер Наке

Как понимать технологическое искусство (фото 1)

Математик по образованию, немец Фридер Наке является одним из пионеров компьютерного искусства. Его Polygon Drawings — один из ранних примеров создания визуального искусства с помощью программы собственного авторства, которая в данном случае на основе вероятностного подхода (у Наке — докторская степень как раз по теории вероятности) выдает паттерн и определяет его цвет.

STAIN

Как понимать технологическое искусство (фото 2)

Известная московская студия, занимающаяся созданием масштабных генеративных аудиовизуальных инсталляций, некоторые их которых можно было наблюдать на московских улицах (в частности, в ходе фестивалей «Круг света» и MIGZ). Здесь компьютерный код как форма абстрактного знания генерирует абстрактные визуальные паттерны.

 

ИНТЕРАКТИВНОЕ ИСКУССТВО –  сегодня само понятие интерактивности подразумевает наличие машины или вообще технологии, которая выступает медиатором при коммуникации — и искусство с радостью исследует эту сферу

 

Соня Чиллари

Художница, сотрудничавшая с главными медиаарт-институциями вроде роттердамского V2_, в Sensitive to Pleasure Соня Чиллари создает иммерсивное пространство, где зритель взаимодействует с обнаженным телом другого человека, которое служит как «человеческая антенна посреди электромагнитного поля» — получается такой человеческий терменвокс на основе технологии Амбисоник, в то время как сигналы этого взаимодействия с помощью специальной аппаратуры передаются в тело находящейся в соседнем помещении художницы. В общем, хитрая штука.

Ольга Киселева

Как понимать технологическое искусство (фото 3)

В интерактивной работе «Как вам угодно» директора Центра науки и искусств Сорбонны Ольги Киселевой зрители смотрят в специальное устройство, определяющее их цвет глаз и окрашивающее в этот цвет фрагмент здания, парижского Центра Помпиду например.

 

ТЕХНОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО –  использует биологические материалы и организмы в соединении с современными технологиями

 

Гай Бен Ари

В своем проекте cellF австралийский художник Гай Бен Ари (не путать с известным израильским живописцем) создал мини-оркестр из нейросети, собственных клеток и аналоговых синтезаторов, которые этой нейросетью управляются. Звучит все фантастично — и выглядит подобающе.

Ипполит Маркелов из группы 18 apples

Как понимать технологическое искусство (фото 4)

Участник группы 18 apples и кандидат биологических наук, Ипполит Маркелов попал в федеральные новостные ленты благодаря таракану-киборгу: чипованному южноамериканскому таракану, движения которого контролируются с помощью нейроинтерфейса. Границы между биологией и техникой в данном случае нет даже условной.

 

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО –  исследует темы движения, которые основываются на традиционной механике и физике и за счет этого, в каком-то смысле, более доступны

 

WHITEvoid

Одну из работ берлинской студии WHITEvoid москвичи видели в «Цветном»; на видео — кинетическая световая инсталляция для ярмарки электроники IFA 2013 в родном для студии Берлине. Красиво, изящно и монетизируется хорошо.

Вячеслав Колейчук

«Атом» — абстрактная, мерцающая разными цветами под музыку авторства Льва Термена сфера, созданная для Курчатовского института. Это едва ли не самая известная работа легендарного советского художника и архитектора Вячеслава Колейчука, чьи предметы также населяют мир бессмертной картины «Кин-дза-дза».

 

РОБОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – работа с образами и технической начинкой роботов

 

Нам Джун Пайк

Как понимать технологическое искусство (фото 5)

Американо-корейский художник Нам Джун Пайк известен прежде всего как отец-основатель видеоарта, но при этом он мог талантливо соединять свою любовь к аналоговым медиа с эстетикой робототехники.

Дмитрий Морозов ::vtol::

Объекты, созданные известным российским художником ::vtol:: вряд ли получится объяснить в двух словах: в его работах железо, алгоритмы и органика всегда связаны максимально причудливым образом. Работа «Волновод» — это история о том, как специальный механизм крутит провод, камера оцифровывает эти движения, и при помощи специального алгоритма все в конечном итоге становится звуком.

 

СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО – работа с образами и технической начинкой роботов

 

Jodi

Как понимать технологическое искусство (фото 6)

Радикальные пионеры сетевого искусства из Голландии, в анархистско-постмодернистской манере перетряхивающие и переворачивающие с ног на голову визуальную интернет-культуру. Достается всем: от видеоигр вроде Quake и Max Payne и гугл-карт до посетителей веб-сайта арт-группы.

Даня Васильев

Как понимать технологическое искусство (фото 7)

Проживающий в Берлине художник, программист и хактивист, автор концепции и манифеста «Критической инженерии», известный своим крайне политизированным искусством, во многом посвященным технической инфраструктуре слежки и социального контроля. PRISM — устройство, считывающее данные с находящихся поблизости устройств без ведома их хозяев, с которыми можно ознакомиться, взглянув на вращающуюся призму.

 

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – рефлексирует над тем фактом, что наша жизнь так или иначе структурирована алгоритмами, будь то биологическими или компьютерными

 

Манфред Мор

Manfred Mohr, Artificiata II - parity, P1680, 2014-2015, example from Manfred Mohr on Vimeo.

Манфред Мор, ровесник (обоим в 2018-м стукнет восемьдесят) и соотечественник Фридера Наке — также пионер компьютерного искусства, который в поисках рационального искусства еще в конце 60-х пришел к созданию собственных алгоритмов, играющих с простыми абстрактными объектами.

Егор Крафт

Российский художник, объединяющий одновременно художественные традиции Санкт-Петербурга, Москвы, Лондона, Берлина и Вены, проактивно исследует социальные аспекты пришествия новых медиа, а также как технологические, так и социальные алгоритмы, связанные с современной цифровой культурой. В ироничной работе URL Stone на мраморной плите высечен адрес ссылки на Википедию, где можно узнать об истории и бэкграунде этой плиты.

 

Оставьте комментарий