Поиск

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн

Текст: Алина Пинская


Основательница и арт-директор галереи «Палисандр», искусствовед Алина Пинская рассказывает о тенденциях, которые оказываются актуальны для всех искусств. В том числе для кресел и табуреток.

Способность чувствовать air du temps — дух времени — привилегия хорошего художника, дизайнера и арт-менеджера. Но искусству необходимо не только отражать то, что пришлось на повестку дня, но и стараться предвидеть будущее. Это же относится и к дизайну, ведь границы между дизайном и искусством сегодня все сильнее размываются. Если рынок искусства в России существует с переменным успехом с 1990-х годов, то сюжет, связанный с коллекционированием объектов интерьера и такой же пиетет к ним, как к произведениям искусства, для нас все еще новый феномен. Внимание к дизайну — порождение еще не устоявшихся потребительских механизмов, но, как и в индустрии искусства, цена на купленную сейчас авторскую мебель, очевидно, будет расти. Это будущее также закладывается на уровне вполне идентифицируемых трендов.

SUSTAINABLE DESIGN

То есть устойчивый или экологичный дизайн. Экологичность и осознанное потребление — наиболее заметные среди последних тенденций в дизайне, прежде всего в его люксовом сегменте. Лучшие производители сегодня играют в «fair trade», заявляя, что им небезразлично, где и как изготовлялись предметы, соблюдались ли требования охраны окружающей среды и соцзащиты работников. Эта история поднимает серию неудобных вопросов. Насколько безопасна может быть произведенная вещь для планеты? Насколько правильно вообще спекулировать на экологичности, когда лучшим решением был бы отказ от потребления, — это известно?

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 1)

Эрец Неви Пана. Табурет «Мертвое море», 2018.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 2)

Вадим Кибардин. Кресла «Черная бумага», 2019. Бумага.

На креслах, изготовленных из бумаги и картона, можно сидеть, и со временем они приобретут форму вашего тела.

Имя израильтянина Эрец Неви Пана — из основных в устойчивом дизайне. Он исследует возможности взаимодействия с природой, не наносящие ей вреда. К примеру, его коллекция «Salt» посвящена вопросу утилизации морской соли в Израиле, которая, как известно, является большой проблемой. Табурет на фотографии был погружен в Мертвое море до тех пор, пока деревянный каркас не покрылся соляными окаменелостями, словно коралл. В результате — эффектный органический дизайн без ущерба окружающей среде.

LOW-TECH И КРАФТ

Перегруженность гаджетами, умными технологиями и информацией вызывает у людей желание простых форм и материалов, не перегруженных технологией; людям хочется человеческих переживаний, которые может транслировать форма. В крафтовом направлении вместо приемов, основанных на промышленных достижениях, используют натуральные и максимально простые технологии. Предметы такого ремесленного дизайна разительно отличаются от других на уровне сенсорности и тактильности. Это коррелирует с другим социальным феноменом — призывами к информационному детоксу.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 3)

Макс Ламб. Камод «Уруси», 2019.

Макс Лэмб применил здесь древний японский метод покрытия материала лаком «уруси», который пластифициркет поверхность.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 4)

Майкл Престон. «Прибрежный штабель XIII», 2016.

Процесс создания скульптур Майкла Петерсона больше похож на перформанс, чем на работу ремесленника — с каждым куском дерева он должен «почувствовать связь». Для этого Петерсон отправляется в специальное путешествие в Южный Орегон в поисках материала.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 5)

Ewe Studio. Стул «Partera». Дизайн инспирирован образом древнего мексиканского родильного стула.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 6)
Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 7)

Денис Милованов. Ширма Izbor, 2019. Дуб.

Признанный мастер Денис Милованов адаптирует для современного потребителя старые поморские технологии работы с деревом. Его честные монументальные вещи серии Izbor будто равны самой природе и при этом в высшей степени эстетичны.

СТОРИТЕЛЛИНГ

Или умение рассказывать истории через предметы — когда идея превалирует над формой. Автор может позволить себе отойти от функциональности ради выражения определенных мыслей, что гораздо хуже удается в условиях серийного производства. И тогда дизайн оказывается еще ближе к искусству.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 8)

Ольга Трейвас. Светильники Emma, 2019. Перфорированный металл, шитье.

Идеальный пример тренда на сторителлинг — проекты художницы и архитектора Ольги Трейвас, дизайнера с архитектурным бэкграундом, которая рассказывает о детстве через предметы. Гармоничные архитектурные формы ее вещей сочетаются с рукотворными деталями — стежками, которые придают им человечность.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 9)

Дарья Белякова. Кресло «Паспарту», 2019.

Это пример дизайна как интеллектуальной игры. По словам Дарьи, «оно так называется, потому что человек, садясь в это кресло, исключается из контекста всего интерьера, сидящий оказывается заключен в огромный и плоский объект, как в паспарту».

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 10)

Дана Матковская. Кресло «Luna», 2019. Алюминий, мех ламы.

В «Луне» архитектора Даны Матковской подлокотники из полированного алюминия, имеющие форму полумесяцев, контрастируют с уютным сиденьем из мягкой шерсти ламы.

ГЕНДЕРНОСТЬ

Тема женского, или шире — нецисгендерного, волнует сегодня и медиа, и искусство. Ценится возможность передать женское восприятие в форме, умение подчеркнуть противоположность иерархичности и строгости классического и модернистского дизайна, найти его специфическую — женскую — версию.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 11)

Хелла Йонгериус. Вышитая скатерть «Красный цветок», 1999.

В Forest архитектор и дизайнер Вера Одынь, живущая на две страны — Россию и Бразилию, провела параллель между непроходимыми чащами русского леса и бразильских джунглей в композиции странных, но завораживающих зеркал.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 12)

Вера Одынь. Зеркала «Forest», 2019. Алюминий, краска.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 13)

Дуня Захарова. Кресло «Облако № 1», «Облако № 2», 2019. Синтепон, текстиль.

Проявившая себя в живописи, графике, перформансе и скульптуре, художница изготовила для выставки в «Палисандре» два объекта функциональной скульптуры — кресла нежных цветовых оттенков, которые кажутся почти живыми и располагают к тактильным контактам. Они сделаны из ткани, набитой мягким волокном и, по словам автора, «образуют структуру, похожую на эпителий с плотно прижатыми клетками».

ГИБРИДНОСТЬ

Унификация пространств под разные задачи — труд, отдых и спорт — одна из главных направляющих современного мира. С каждым годом мультидисциплинарные подходы становятся популярнее: музеи превращается в мультидосуговые центры, а рестораны и выставочные залы становятся местом встречи единомышленников, где рождаются новые проекты и происходят рабочие контакты. Художники проявляют себя в качестве дизайнеров и режиссеров, а галеристы обзаводятся навыками маркетологов. Дизайн тоже должен объединять сферы жизни. Это, с одной стороны, относится к мультифункциональным диванам и рабочим станциям, которые сейчас массово выпускают мебельные компании. С другой, к интерьерным пространствам и целым концепциями зданий, как, например, в случае с ГЭС-2 — центром культуры с выставочными залами, лекториями, мастерскими художников, столярными и керамическими мастерскими.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 14)

Federico Peri. Biblioteca Itinerante.

Один из коллекционных объектов-островов Федерико Пери

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 15)

Federico Peri. Scaffale d’Arte

АНТИКОНСЬЮМЕРИЗМ

Это антидот вещизму, показательному и безудержному потреблению. В дизайне тенденция к сопротивлению консьюмеризму выражается в отказе от дизайнерского фастфуда, в избирательном выборе предметов, которые, в свою очередь, должны быть этичными и желательно экологически устойчивыми.

Экологически устойчивая, гендерная и говорящая: какой должна быть актуальная мебель и дизайн (фото 16)

Formafantasma. Шкаф, 2017.

Formafantasma вместе с демонстрацией тенденции на антикосъюмеризм поднимает вопросы этического толка — говорит о необходимости переработки электронного мусора и охране труда на технических производствах в Индии, Китае и в других развивающихся странах, создавая объекты из использованных электронных компонентов.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Оставьте комментарий