партнерский материал

Визуальная культура Кореи: как k-pop, k-дорамы и k-fashion преобразили облик мира



Рассказываем о традициях и трендах, а также о том, как корейская культура делает их зримыми
Фото: пресс-служба Иви
Текст: Сергей Кулешов
Дизайн: Виолетта Шепитько
Молодая корейская культура прочно утвердилась в статусе передовой: подростки со всех уголков земного шара подражают поп-айдолам, запоем смотрят дорамы, мечтают о поездке в Сеул. Еда, одежда, телевидение — любой аспект повседневной жизни корейца становится элементом мозаики, привлекающей внимание и задающей тренды. Встречают, как правило, по одежке, и яркая визуальная эстетика страны заставляет погружаться в эту диковинную культуру все глубже — через музыку, сериалы, моду и современное искусство. Вместе с Иви разбираемся, когда этот процесс начался, как явление достигло таких масштабов и почему визуальные маркеры Кореи невозможно забыть. Рассматриваем дорамы, моду, современное искусство, K-Pop — и приглашаем на прямую трансляцию одного из главных концертов осени от группы ALL(H)OURS.
«Халлю»: корейская волна захлестывает мир

К концу ХХ века Корея окончательно превратилась из промышленной страны в высокотехнологичную державу. На 1990-е годы пришлось явление «халлю», или корейской волны — процесса экспансии культуры, в кратчайшие сроки захватившей умы прогрессивной молодежи. Первой весточкой стало распространение дорам в странах Юго-Восточной Азии, затем — вспышка популярности национальной кухни (уже в 2015 году рецепт кимчи включили в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО). Вплоть до конца 2000-х «халлю» прочили скорый спад, но широкополосный интернет и бум соцсетей сотворили «корейское чудо». В 2008 году, когда k-pop из локального жанра превратился в огромную индустрию, стоимость культурного экспорта впервые значительно превысила стоимость культурного импорта.




При этом корейские новшества — эстетические и технологические — всегда шагали бок о бок с особенным визуальным стилем. Начиная от дизайна смартфонов Samsung, сочетающего хай-тек-элементы с плавностью корпуса, заканчивая аутентичным танцем Gangnam Style, взорвавшим интернет в клипе на одноименную песню исполнителя PSY (5,7 миллиарда просмотров на YouTube). Первое по-настоящему вирусное корейское видео пропагандировало роскошный образ жизни, ведь тот самый стиль Gangnam отсылает к Каннамгу — району, ставшему точкой притяжения для сеульской молодежи. Ощущение свободы и раскованности во внешнем виде PSY (леопардовые тишейды и вычурные наряды легко сменяются деловыми костюмами и стритвиром) усиливалось обилием локаций — от конюшни до ночного клуба. Оказалось, что чувствовать себя по-настоящему стильным и живым можно всюду.
Именно это позже будут пропагандировать айдолы, жонглирующие визуалами в постановках масштабных шоу, в клипах, в рекламе. Но все-таки первыми джинна из лампы выпустили местные кинематографисты: киноиндустрия в Корее прошла путь от нищеты до выпуска рейтинговых дорам и оскароносных «Паразитов» — высшего достижения «мягкой силы» страны.
K-дорамы как проводник визуального стиля
Корейские дорамы обязаны своим успехом развитию государства в целом. Когда технологические новшества, а также желанные объекты из мира моды и красоты стали попадать на экран, весь мир ахнул. Скажем, в сериале «Истинная красота» главная героиня, старшеклассница Лим Чжу Ген, сталкивается со школьным буллингом. Преодолеть его помогает мастерство косметологов, быстро сделавших из девушки-изгоя эталон стиля. Освоение героиней искусства макияжа — не только одна из центральных сюжетных линий, но и изящная ода корейским брендам красоты. Для зрителя, как и для Лим Чжу Ген, использование гидрогелевых масок и пламперов для губ, нанесение фиксирующей пудры и уход за волосами становятся своеобразной медитацией. Благодаря, в том числе, прилипчивому саундтреку, мягкой цветокоррекции и успокаивающему монтажному ритму. Не меньше внимания в сериале уделяется костюмам: они, как это обычно бывает в дорамах, помогают понять характер персонажей, подчеркивают их внутренние трансформации и усиливают эмоциональные сцены.



Еще один пример — проект «Пентхаус», где работа художника по костюмам и художника-постановщика подчеркивает все всплески чувств героев. Действие дорамы разворачивается в стенах самого роскошного небоскреба Сеула — здесь живут представители творческой богемы и прочие сливки общества. В роскошных залах с позолоченной мебелью, а также в фешенебельных апартаментах с дорогими интерьерами плетутся интриги и зреют конфликты, достойные американских «Наследников». Отпрыски богачей вступают в мезальянсы со своими ровесниками из семей со скромным достатком, и создатели сериала усиливают контрасты на визуальном уровне. Пока взрослые обитатели небоскреба предпочитают high fashion, сеульские улицы манят подростков-бунтарей стритстайлом — потертыми джинсами, свободными худи, отсутствием макияжа (корейские кинематографисты нередко отказываются от косметики именно в пользу достоверности). И если бизнесмены и их жены упиваются атрибутами достатка, для молодежи все эти широкие винтовые лестницы, современные гарнитуры и панорамные виды столицы становятся символами закрепощения. До зрителя же доносят мысль о том, что богатые корейцы тоже плачут и, одновременно, умеют наслаждаться красивой жизнью.


История страны благоволит тому, чтобы дорамы исследовали феномен раздвоенности, двоемирия. Фэнтезийный проект «История девятихвостого лиса» рассказывает о судьбе Ли Ёна, застрявшего, как и Сеул, между культурами далекого прошлого и высокотехнологичного настоящего. Красноволосый герой в деловом костюме защищает мир от сверхъестественного зла, то и дело вступая в схватку с монстрами в лесопарковой зоне или на крышах небоскребов. Пока центральный персонаж мимикрирует под городской стиль, его противники кажутся пришельцами: вооруженные древними кинжалами, носящие ханбоки (традиционную корейскую одежду), они напоминают выходцев из сагыка — жанра исторических дорам. Еще один устойчивый визуальный мотив корейского кино — «зубодробительный» экшен на фоне панорам ночного Сеула. Клиповый монтаж и острые ракурсы съемки позволяют нарастить динамику рукопашных схваток, а точечное использование компьютерной графики временами создает ощущение интенсивной видеоигры.


К слову, видеоигры — важный атрибут современной культуры Кореи. Не зря писибаны, местные компьютерные клубы, работают 24/7 и постоянно забиты под завязку, а играют отнюдь не только школьники. Популярнее всего сетевые проекты, обладающие, как правило, подчеркнуто ярким визуальным стилем со спецэффектами, глитчами и динамичным геймплеем. Пусть им и далеко до айдолов, корейские киберспортсмены быстро становятся кумирами молодежи. Оценить масштаб популярности онлайн-игр поможет дорама «Этот парень — черный огненный дракон». По сюжету девушка, работающая в универмаге, узнает в своем новом начальнике друга по одному сетевому проекту. Две параллельные линии — современная городская реальность и фэнтезийный сеттинг видеоигры — сплетаются в мелодраматическом повествовании. В сценах, разворачивающихся в виртуальном мире, фигуры актеров сопровождают иконки уровней и иероглифы никнеймов, столь привычные корейским геймерам и поражающие своей экзотичностью иностранных зрителей.




Дорамы, став частью повседневной жизни страны, не могли не соприкоснуться с другим явлением популярной культуры — кей-попом. Сериал «Хватай Сон Джэ и беги» стал попыткой осмыслить феномен поп-айдолов. В том числе и под драматическим углом: певец Рю Сон Джэ погибает, а его фанатка Им Соль, прикованная к инвалидной коляске, внезапно перемещается в прошлое и решает предотвратить трагедию. За фасадом мелодраматического сюжета скрывается закулисье звездной жизни, все вызовы и опасности, поджидающие популярного музыканта. Отрывки из концертных выступлений Рю Сон Джэ рифмуются со сценами из его молодости, наполненной мечтами о творчестве, самореализации и славе. А Им Соль, в свою очередь, становится для зрителя путеводной звездой в мир корейской поп-музыки, поражающей воображение и вдохновляющей.
Fashion-индустрия Кореи: между ханбоком и кей-попом

Ханбок стал неотъемлемой частью корейской культуры еще во время периода Троецарствия. Национальный костюм состоит из чогори (верхней одежды) и чимы (юбки) у женщин и из чогори и свободных паджи (штанов) — у мужчин. Вплоть до 1950-х годов, когда в страну стала проникать западная мода, по ханбоку можно было отслеживать культурные сдвиги в обществе. К традиционному белому одеянию, символизирующему простоту и благородство, добавлялись аксессуары, вроде бинё (заколка для волос, украшенная орнаментом) или тангхё (обувь для замужних женщин). Мужской ханбок то превращался в эквивалент современного пальто, то дополнялся головными уборами вроде широкополой шляпы из конского волоса. Сегодня ханбок используют, чтобы подчеркнуть богатство визуального стиля традиционной Кореи. А также его выгуливают на неделях высокой моды (Карл Лагерфельд одевал в него корейских моделей для Chanel) и примеряют на красных ковровых дорожках такие звезды, как Бритни Спирс и Джессика Альба.

Западное влияние привело к синтезу традиционной корейской культуры и новых разработок в области дизайнерских решений. Сегодня в Сеуле проводится своя Неделя моды, на которой талантливые местные творцы делятся с миром своими открытиями. Они ищут вдохновение как в атмосфере современного Сеула, так и в народной культуре. Так, модельер Ли Сан Бон стал первым дизайнером, представившим коллекции с принтами в виде элементов корейской каллиграфической письменности. А знаменитый Андре Ким соединил в своих разработках корейские узоры и футуристические мотивы, превращая каждый свой показ в перформативное шоу. Глобальность корейской моды также доказал бренд Andersson Bell, примирив в своих коллекциях две полярные культуры — скандинавскую и азиатскую. Этот баланс между стокгольмской лаконичностью и корейскими религиозными практиками обернулся минималистичными коллажами из ярких наслоений и паттернов.


Безусловно, k-pop с его страстью к визуальной эклектике не мог не повлиять на современную моду. Мало того что избранные айдолы становятся амбассадорами Balmain и Burberry, так еще и каждая уважающая себя звезда обеспокоена выпуском собственного мерча. Как правило, пестрого, содержащего в себе отсылки к айдентике певца или группы. Но важнее прочего влияние кей-попа на демократизацию моды: часто кумиры намеренно избегают дорогой одежды, стараясь сократить пропасть между собой и фанатами (исключение, разве что, суперпопулярные артисты вроде солисток Blackpink). Близость звезд к поклонникам, сформировавшаяся еще на заре становления корейской поп-музыки, привела к популяризации масс-маркетов. По тем же причинам айдолы предпочитают раздвигать стандарты красоты, пользоваться недорогой, но эффективной косметикой, а также все чаще обращаться к экологически чистой одежде. Селебрити готовы брать ответственность за свое влияние на умы по всему миру.
K-pop-концерты: на стыке музыкального шоу, театра и видеоарта

Какие бы рекорды прослушиваний песен и просмотров клипов не били айдолы, концерты — один из важнейших инструментов коммуникации с аудиторией. Масштабные шоу неизменно потрясают громким звуком, отточенной хореографией и грандиозными декорациями. Артисты редко обходятся без концептуальных программ, предпочитая своими выступлениями рассказывать истории — о себе, о мире, о собственной музыке.
Как правило, концерты становятся поводом обнажить концепт, стоящий за исполнителем. Скажем, одна из самых популярных гёрл-групп Blackpink нацелена на подростковую женскую аудиторию и примеряет на себя образ girl-crush, этаких «плохих девочек». А точнее — необузданных, эмоциональных. Отсюда и постоянная смена нарядов — от латексных черных костюмов до свободных белых платьев — и подвижное световое оформление, адаптирующееся под тональность песни. Выступления построены на хореографических элементах, ассоциирующиеся с разными участницами группы. А на массивные экранные панели над сценой транслируются то тексты песен, то видео, то выхваченные камерой в зале лица фанатов.


Стоит отметить, далеко не все корейские исполнители предпочитают обращаться к живому звуку. На этом фоне выделяются флагманы k-pop-индустрии — группа BTS. Поклонники отмечают вокальную стабильность коллектива, умение выдерживать всю программу на высоком уровне. И это притом, что самый востребованный в мире корейский бойз-бэнд не ограничивается 20 песнями в сет-листе и часто выходит на бис. Сильная сторона концертных шоу BTS — взаимодействие с публикой с помощью разговоров и конкурсов. Эмоциональная связь с фанатами обеспечила группу многолетней популярностью и целой армией преданных фанатов, заполняющей стадионы.

Иногда само представление, разыгранное на сцене, может затмить эффект от любимых песен. Предпочитающая выступать под плюс гёрл-группа Twice компенсирует отсутствие живого звука пестротой декорацией, сменяющейся едва ли не после каждого трека. Девушки оказываются то посреди сказочной поляны с циклопических размеров грибами по периметру, то внутри спортивного зала в школе, то окруженные гигантскими кукольными домиками. Ловко переодеваясь из американских чирлидерш в костюмы корейских «белых воротничков», участницы группы поддерживают в зрителях ощущение, что те попали сразу и на театральное представление, и на эффектное музыкальное шоу.


Подобными же принципами руководствуется коллектив Stray Kids, недавно давший 54 концерта в 34 регионах (беспрецедентный результат для одного тура). На примере этих парней, активно сочетающих в своих песнях нежный R&B и агрессивный речитатив, можно увидеть, как k-pop реформировал корейское телевидение. Одной из первых эта группа начала оформлять видеозаписи концертов, стараясь соответствовать запросам самых юных зрителей: вместо плавных панорам на общих планах — быстрые склейки кадров с лицами артистов. Свою «ядерную» аудиторию Stray Kids набрали именно на YouTube и в TikTok, и теперь телевизионщики вынуждены адаптироваться под новые форматы, добавляя в музыкальные шоу все больше ярких элементов.

Интересно и то, как группы взаимодействуют с видео-артом. Бойз-бенд Seventeen, известный разветвленной системой подразделений (хип-хоп, вокал, перформанс), использует в оформлении своих концертов элементы лэнд-арта, CGI-эффектов и абстрактной анимации. Приглашенные молодые художники визуализируют настроение той или иной композиции, добавляя собственные штрихи к айдентике коллектива.

Отдельным удовольствием для фанатов корейской поп-музыки становится возможность открыть для себя новые имена. Ее предоставляет и онлайн-кинотеатр Иви: на 5 октября запланирована прямая трансляция концерта группы ALL(H)OURS. Коллектив образовался только в начале 2024 года, но уже успел выпустить четыре мини-альбома и покорить поклонников по всему миру. Перед началом трансляции зрителей ждет эксклюзивное интервью с участниками группы, обсуждение новых дорам на и последних новостей k-pop-индустрии.
Современное искусство Кореи: из музея на улицу
За последние несколько лет Сеул утвердился в качестве одного из центров современного искусства Азии. Именно здесь расположен ключевой филиал MMCA — национального музея современного искусства. При его разработке архитекторы опирались на традиционную корейскую концепцию мадан, призванную вписать здание в городскую среду. В коллекции музея, помимо образцов классической живописи, хранятся объекты contemporary art, включая аудио- и видеоинсталляции. Экспозиции посвящены исследованию новых медиа: в частности, выставка Playing Art Method предлагает иммерсивное погружение в мир видеоигр — зритель сам может брать в руки джойстик.
Корейские художники не теряют популярности во всем мире — многие из них работают с видеоформатами. Так, еще в 1977 году Кимсуджа задокументировала свою 11-дневную поездку по Корее на грузовике с десятками тюков поттари — цветных покрывал, которые используют для хранения и транспортировки вещей. Перформанс «Грузовик поттари 2727 км» отразил личный опыт художницы, чья семья вела кочевой образ жизни. Поттари, таким образом, становится символом одновременно и дома, и переезда (в покрывала обычно грузят весь скарб), а также элементом идентичности Кимсуджи.
Что до корейского молодежного искусства, то оно отказывается консервироваться в музеях. В Сеуле уличная культура лучше всего прижилась в районе Хондэ — плавильном котле для художников, музыкантов, танцоров, артистов перформанса. Здесь целыми днями звучит инди-музыка, бережно сплетающая современные мелодии и фольклорные мотивы, а свои коллекции представляют андеграундные дизайнеры, заражающие страстью к ретрофутуризму и Y2K, интернет-эстетике, основанной на моде 1990-х.


Реклама. Иви