Поиск

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна

Рассказывает директор Сибирского центра дизайна и эксперт Lexus Design Award Russia Top Choice 2020 Виктор Клименко

Иллюстрация: На заглавном фото Lexus Design Award Russia Top Choice 2020,
Буляш Тодаева,
«Press Plastic»

В 2016 году Lexus инициировал творческий конкурс Lexus Design Award Russia Top Choice. Он создан для талантливых российских дизайнеров, а участие в конкурсе дает победителю возможность попасть в финал международного конкурса Lexus Design Award и создать полноразмерный прототип своего проекта под руководством всемирно известных дизайнеров, а затем представить его на Неделе дизайна в Милане — одном из крупнейших событий в профессиональном сообществе.

Одним из экспертов конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020 стал Виктор Клименко — директор Сибирского центра промышленного дизайна и прототипирования и организатор единственного Всероссийского дизайн-форума Siberian Industrial Design Fays, который состоялся в прошлом году.

О том, какое будущее ждет российский дизайн, почему такой центр появился именно в Сибири и что конкурсы в духе Lexus Design Award дают молодым дизайнерам, Виктор рассказал BURO.

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна (фото 1)
Lexus Design Award Russia Top Choice 2020, Яна Журкина, «Bumblebee»

Почему центр дизайна появился именно в Сибири?

Советским институтам не удалось создать школу дизайна в Сибири. Томск был частью чайного тракта, и вместе с чаем приходили культурные особенности как из азиатских стран, так и с европейской части России. Поэтому много из того, что там происходило и могло быть забыто или переработано, в Сибири сохранилось, я бы даже сказал, законсервировалось. Сибирь для меня — это кладовая не только с точки зрения ресурсов, но и человеческих талантов. Центр дизайна не мог не появиться в Сибири, настолько богатой культурными особенностями и скрытыми дарованиями, которые можно было бы с помощью дизайна поднять на поверхность.

Что-то из того, что в Сибири законсервировано, может быть использовано сейчас в дизайне?

Конечно. Во-первых, сегодня в тренде сохранение и актуализация традиций и культур ручного труда. В этом плане Сибирь — прекрасное место, потому что здесь изначально многообразие материалов и ремесел, которые можно актуализировать и использовать либо вкупе с новыми технологиями, либо в каких-то новых значениях.

Понятно, что есть предпосылки, но почему движение началось именно в Томске, а не, например, в Новосибирске?

Томск — старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр: 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Это научный город, поэтому здесь появляется много новых технологий и новых разработок, новых стартапов. Мы можем этим людям оказать содействие и сделать их продукт коммерчески успешным, чтобы они могли дальше развиваться в России.

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна (фото 2)
Lexus Design Award Russia Top Choice 2018, Элеонора Маниханова «Life in the Cube»

Есть ли аналогичные центры дизайна в России и в мире?

В России есть несколько центров дизайна, многие из них ведут преимущественно выставочную деятельность, некоторые оказывают и образовательные услуги. Особенность Сибирского центра дизайна в том, что он сочетает в себе выставочную и организационную деятельность. Мы делаем мероприятия по продвижению дизайна в массовую аудиторию, у нас есть образовательный трек с лекциями и мастер-классами, курсами по дизайну, созданию новых продуктов. Сибирский центр дизайна является подразделением ТГУ, поэтому мы стали в некотором роде центром формирования и улучшения тех продуктов, которые выпускают ученые ТГУ.

Какие главные цели и особенности у Сибирского центра дизайна?

Наша основная цель сейчас — продвигать российский дизайн в мире. Мы стремимся к тому, чтобы стартапы могли привлечь больше инвестиций, приносили пользу людям, были эффективны для самого бизнеса. И с точки зрения реализации, и с точки зрения производства они могут быть успешнее. Когда мы работаем с российскими предприятиями, мы хотим, чтобы конечному пользователю было удобно взаимодействовать с продуктом. Еще мы хотим, чтобы предприятия, производящие этот продукт, во-первых, были рентабельны и получали большую прибыль, чем если бы они производили какие-то другие вещи. Чтобы продукт был эффективен с точки зрения конструкции и инженерии. Чтобы проекты были инструментом конкуренции на международном рынке.

Для кого создан центр? Может ли человек без опыта и знаний в этой сфере пройти в нем обучение?

Мы работаем над тем, чтобы у нас были курсы как для начинающих специалистов и совсем новичков, так и для более продвинутых экспертов в области дизайна. Мы проводим мастер-классы, которые становятся толчком, вдохновением для людей, а после них они делают первые шаги в профессии дизайна и креативных индустрий.

Неважно, в какой сфере дизайна твои изначальные навыки?

Да. У нас не только прототипирование и промышленный дизайн. Есть лаборатория, которая занимается модой, исследованиями в области моды и осознанного потребления. Другая лаборатория занимается и активно развивает в регионе медиа, школу фотографии — художественной и документальной. Еще одна лаборатория продвигает мероприятия в сфере дизайна и креативных индустрий по всей стране.

Как вообще обстоят дела с дизайном в регионах?

Сейчас в России нет системности в дизайне. Все автоматически получают один уровень образования. Когда люди выпускаются, они понимают, куда могут пойти работать, какое место могут занять. Из-за того, что сейчас происходит, нет четко сформулированного рынка. Проблемы российского дизайна — в стоимости, сроках, непредсказуемости в качестве работы, да и само это качество сложно оценить, потому что не существует единой системы оценки и критики. Многое можно считать вопросом вкуса.

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна (фото 6)
Lexus Design Award Russia Top Choice 2018,  Надежда Абдуллина и Марина Егорова «Grabby»

Вы можете привести примеры хороших дизайн-школ в России?

Все знают про Баухаус. ВХУТЕМАС — тот же Баухаус, только созданный в России, в Москве. Преподаватели были те же, суть программы похожа. ВХУТЕМАС был расформирован, и на его основе появилась Строгановская академия. Поэтому можно сказать, что в Москве достаточно мощная школа в плане дизайна. В Санкт-Петербурге хорошая школа графического дизайна. Неплохо сейчас развивается сфера дизайна в Казани, но там занимаются в первую очередь архитектурой, проектированием пространства на улицах города, в парках и скверах, даже уличной мебели и оборудования.

Расскажите о форуме Siberian Industrial Design Days. Как он создавался и для чего существует?

Мы стремимся через такие мероприятия соединить дизайнеров и проектировщиков, которые еще учатся в институтах или только что их закончили. Молодых специалистов и людей, которые работают на предприятиях и ищут дизайнеров. Когда они вместе сходятся в адекватном конструктивном диалоге, у них получаются хорошие конечные продукты. В этом году Siberian Industrial Design Days пройдет в Томске в середине апреля. На одной площадке мы вновь соберем самых интересных спикеров, которые поделятся трендами в профессии. Кстати, как раз сейчас мы активно ищем партнеров, поэтому готовы обсуждать форматы сотрудничества. Второй, не менее важной целью этого мероприятия станет знакомство гостей с Томском и Сибирью, этим невероятным регионом нашей страны.

Что вы рекомендуете смотреть или читать, чтобы быть в курсе последних тенденций в индустрии?

Наши социальные сети, в которых мы часто размещаем образовательные посты. Есть немало хороших онлайн-изданий и блогов, например Desing Mate, Dezeen, Design Milk, Yanko Design, Student Design. Они рассказывают о новых проектах, дизайне и технологиях, о вещах на стыке дизайна и искусства.

Когда меня спрашивают о том, откуда можно почерпнуть информацию, отвечаю: «Смотрите фильмы». Дизайн дает много визуальной информации, ее хорошо видеть на картинке. Режиссер Гари Хаствит снял фильмы «Овеществление», «Гельветика», «Урбанизированный» и «Рамс» — о классике промышленного дизайна, основателе целого стиля.

Есть неплохие журналы. Сразу думаю о AD — журнале про архитектуру, декор, интерьер. Журнал Frame рассматривает все: и архитектуру, и интерьерный дизайн, и предметный дизайн. Хорошие книги для общего понимания дизайна выпускает издательство Industrial Design. Другое издательство — Tasсhen — создает самые простые и понятные книги о дизайне.

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна (фото 7)
Lexus Design Award 2018, Hiroki Furukawa «Paper skin»

Какие главные тенденции в дизайне вы можете выделить сегодня?

На смену расточительству и демонстративному потреблению приходит осознанное потребление и сокращение расходов. Использование переработанных материалов в дизайне становится необходимостью, а также источником вдохновения. Направление, которое будет в ближайшее время развиваться, — проектирование взаимодействий пользователя. Сейчас это называется User Experience. Появится больше сложных системных продуктов: не просто смартфон или часы, но целая экосистема предметов и услуг для качественных взаимоотношений человека и объекта.

Как и почему вы попали в состав экспертного совета конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020?

Для Сибирского центра дизайна важно сотрудничать с крупными конкурсами. Мы пытаемся подружить дизайнеров с инженерами. Это тоже история из советского наследия, только тогда всех называли не дизайнерами, а художниками-конструкторами, и они работали с инженерами-конструкторами в одной команде. Создавали новые предметы, которые были не только эстетически красивы, но еще и функциональны. Мы стали индустриальным партнером конкурса и экспертами, чтобы в дальнейшем принять участие в реализации проекта победителя. Именно в Томске в Сибирском центре дизайна специалисты разработают прототип продукта победителя конкурса.

Как Сибирь стала месторождением прогрессивного центра дизайна (фото 8)
Lexus Design Award Russia Top Choice 2019, Николай Лозинский «uniO»

Какое будущее у российского дизайна? Что изменится через 5, 10, 15 лет?

Ну, 5, 10, 15 лет — это очень разные сроки. Думаю, в ближайшие лет пять в дизайне начнется перераспределение ценностей. Сегодня очень многое автоматизируется и требуется все меньше технических специалистов. Нужно больше людей со стратегическим мышлением, которые могут подходить к проблеме комплексно.

Экологичность и социальное направление, проектирование для людей с разными ограничениями — еще одни тенденции. Создание новых продуктов, которые могли бы адаптироваться под определенные внешние условия и возможности людей. Конечно, цифровизация. Мы делаем много интересных цифровых продуктов, у нас это отлично получается. Дальше эта тема будет развиваться, и мы сможем стать важным центром проектирования в области цифровых продуктов и дополненной реальности.

У Сибирского центра дизайна есть шанс вписаться в эти тренды?

Конечно. Мы уже сделали несколько продуктов социальной направленности, мы намерены их активно развивать. У нас также есть несколько инициатив в сфере осознанного потребления и экологичной моды. Следующий этап — экологичность в промышленном дизайне, то есть разработка новых материалов, предметов из использованного ранее сырья и обязательно переработка.