Поиск

Что такое токеномика и как она может помочь индустрии моды? Рассказывает эксперт

Что такое токеномика и как она может помочь индустрии моды? Рассказывает эксперт

В одном из эпизодов «Черного зеркала» человечество переходит к альтернативным источникам энергии: все вынуждены крутить педали велотренажеров, чтобы получать виртуальные деньги-бонусы и вырабатывать электричество. В реальном мире модель move-to-earn (дословно — «двигайся, чтобы заработать») набирает популярность и пока не успела дать трещину. Правда, о ней говорят со снисходительным комментарием про участь человечества. Так ли это? И как подобная модель может работать в мире моды? Узнали у Амины Мусаевой, основательницы сервиса аренды вещей Cloudset с концепцией «облачного» гардероба.


















Кадр из сериала «Черное зеркало»


C ЧЕГО ВСЕ
НАЧИНАЛОСЬ?

Любой почитатель вселенной World Of Warcraft должен смотреть на ажиотаж вокруг Web 3.0 со смесью морального превосходства и недоумения. Ценность виртуальной экономики осознали порядка десяти миллионов человек к 2008 году (год регистрации bitcoin.org и публикации одноименного манифеста). Продажа игрового золота за реальные деньги долгое время запрещалась — игроки должны были стать активными участниками сложной внутриигровой экономики, заниматься гриндингом. На наш манер — фармингом/майнингом, работать каменщиками или травниками, участвовать в аукционах. WoW — финансовая система, где гарнизонная застройка в Полугорье или внедрение летающих животных может повлиять на товарооборот, эмиссию золота и инвестиционную/сырьевую стратегию игрока. К тому же это одна из крупнейших по общему объему экономика. За десять лет с запуска игры в ней было создано свыше 100 миллионов учетных записей. После легализации свободного потока капиталов между виртуальным и офлайн-мирами игра стала почти метавселенной. На аукционе регулярно выставляются маунты и другие предметы стоимостью от 500 до 15 000 долларов, спекулянты и минтеры могут получать от 200 — 300 000 долларов в месяц.






















Скриншот из игры World Of Warcraft Auction Party


ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ИГРЫ
И МЕТАВСЕЛЕННЫЕ?

В отличие от WoW и других игровых вселенных, где взаимодействие с реальным миром и офлайн-валютами считается добавочным элементом, в метавселенных все направлено на аккуратное и бесшовное вплетение в офлайн. Метаверс, в отличие от игры, подчеркивает единство с материальным миром. Для брендов и корпораций это новое воплощение социальности: на стыке цифрового и физического «я», а не уход в виртуальный опыт в противовес реальному. Начиная с имитации реальности первыми метавселенными и заканчивая так называемой токеномикой этих пространств. Во-первых, метавселенные построены на блокчейне и вместо игровой валюты средством обмена являются реальные деньги. Реальность крипты, как и варкрафтовских монет, тоже довольно условна. Но критерием может считаться ликвидность, или простота обмена этих денег/токенов на традиционные фиатные валюты. Также в метавселенных права собственности оформляются в NFT — невзаимозаменяемый сертификат. Многие думают, что NFT — это самоцельный арт-объект или предмет ценности. На самом деле более удобная форма регистрации прав собственности через блокчейн. В метавселенных на первый план выходит не сама игра. Геймификация становится средством стимуляции спроса на валюту и цифровые продукты вселенной. Токеномика и есть эта геймификация.

Фондовая биржа — это тоже геймифицированная токеномика, но с конкретной спекулятивной задачей: купить недооценку, продать переоценку. Метавселенная умножает биржу на компьютерную игру, размывает границу между чистой спекуляцией и другим родом деятельности, создавая (или симулируя) многообразие сред и форм существования. Раньше это многообразие было чисто виртуальным, и выход в офлайн происходил только для продажи/покупки виртуальных продуктов. Если традиционно связь между онлайн- и офлайн-средами проходила только по бухгалтерской проводке, теперь, с релизами AR/VR-гарнитур и других IoT-девайсов, метавселенная оригинальнее размывает границу между онлайн и офлайн-средами. И, как доказывает приложение Stepn, для такого расширенного радиуса действия может быть достаточно простого GPS-сигнала.


ЧТО ТАКОЕ 
ШЕРИНГ-ПЛАТФОРМА STEPN 2.0?

Самое известное сегодня воплощение концепции move-to-earn: купив NFT-кроссовки, вы зарабатываете токены, пока ходите или бегаете. Полученные токены можно реинвестировать для апгрейда категорий кроссовок, минтинга (скрещивания пар), или конвертировать токены в другую валюту. Сложная токеномика, расписанная в whitepaper проекта, подробно описывает расчеты по разному темпу заработка в зависимости от рейтинга кроссовок, параметров и частоты движения, энергетических циклов и так далее. То есть, не все так просто. Однако сейчас Stepn переживает падение спроса. Все дело в сложности этой объективной финансовой пирамиды и необходимости постоянно модифицировать токеномику. Вместе с тем, интересно понять будущее обновленной версии проекта — Stepn 2.0, в которой особое место будет занимать шеринг-экономика.

Что такое токеномика и как она может помочь индустрии моды? Рассказывает эксперт (фото 1)






















Скриншот платформы StepN

Правообладания — единственная ценность, которую может предложить NFT в виртуальной реальности, освобожденной от ограничений владения. Move-to-earn, через вплетение реального в виртуальное и подчеркивание динамичного, активного владения, делает шеринг логичным способом взаимодействия.

Stepn ставит перед собой реальные цели — поощрение здорового образа жизни и сокращение выбросов углекислого газа. Для повышения доступности и массовости использования проект, во-первых, позволит клиентам и компаниям создавать свои «среды» — метавселенные внутри метавселенных, со своими правилами, условиями и, возможно, другими категориями товаров (одежда). Во-вторых, новый раздел «маркетплейс» позволит брать кроссовки в аренду. Планируется разделение дохода по принципу 70/30 между арендодателем и арендатором кроссовка соответственно.


А ПРИ ЧЕМ ТУТ
МОДНАЯ ИНДУСТРИЯ?

Move-to-earn хорошо надстраивается над самым иррациональным в своем разрушительном воздействии рынком фэшн-ритейла. Виртуальная мода изначально появилась, чтобы закрыть стоящую за большинством покупок эмоциональную потребность в новых впечатлениях, — без издержек сверхпроизводства и сверхпотребления. Но виртуальная мода слишком оторвана от физического опыта. Fashion-sharing (обмен вещами), напротив, работает на эту задачу в реальности, но без достаточного wow-эффекта для изменения привычек. Web 3.0 — это модернизация лояльности, новый способ вовлечения и мотивации пользователя. В условиях игры, через атомарные, простые действия, можно «хакнуть» поведение и перестроить привычки без лишнего принуждения. А share-to-earn («обменивайся, чтобы заработать») — способ без принуждения подтолкнуть человека к осознанному процессу. Для многих виртуальная экономика — это очередной рубеж на пути к окончательной потере здравого смысла. Как минимум move-to-earn может поменять вредную форму иррациональности на полезную.

Что такое токеномика и как она может помочь индустрии моды? Рассказывает эксперт (фото 2)






















Balenciaga Metaverse

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7