Поиск

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть

Хозяйка издательства Periodica и проекта 365done.ru рассказывает о том, как не сойти с ума от чьей-то чужой жизни

Текст: Варя Веденеева

В мае в Варшаве в офисе Facebook прошла камерная конференция для девушек — лидеров фейсбуковых комьюнити из Восточной Европы. Такая встреча — отличный повод узнать о многих ситуациях и нюансах, с которыми сталкиваются инициативные девушки, возглавляющие сообщества. Мне было интересно присутствовать на ней в нескольких ролях: как журналисту, как девушке-предпринимателю и как модератору сообщества на 95 тыс. подписчиков, сложившегося в моем аккаунте @365done. Встреча побудила меня также запустить группу своего проекта и в фейсбуке, который как платформа дает возможность диалога в отличие монолога в инстаграме. Хочу рассказать о выводах, вынесенных мною с этой встречи, и самых запомнившихся моментах.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 1)

В отличие от офлайновых сообществ, которые возникают по географическому принципу (соседи) или для решения проблем сообща (обманутые дольщики, велосипедисты), в соцсетях люди, как правило, объединяются вокруг желания одного или нескольких человек делиться информацией. Встреча в Варшаве была объявлена сугубо женской, потому что большинство представленных сообществ оказались посвящены близким девушкам темам. Среди них были группы о послеродовой депрессии, усыновлении детей, женском предпринимательстве, а также локальные сообщества, посвященные встречам по интересам и обмену опытом.

Из России была Анастасия Ложкина и сообщество «Арифметика добра», помогающее в адаптации приемных детей в семьях и любых вопросах, связанных с усыновлением (10 816 участников). Таисия Кудашкина, основатель проекта Web-sarafan, сообщества предпринимателей, в котором ежедневно появляются посты на сотни комментариев с обсуждением идей, кейсов и решений. У Таи в группе 95 831 участник, и управлять ей помогают шесть модераторов. Была Татьяна Давлетшина — основатель женского коворкинга Wishnya и соответствующей группы в фейсбуке на 1 295 участников, где девушки делятся опытом и контактами. Из Польши выступала девушка с забавным сообществом «К нам едет мусоровоз» (25 161 участник), где люди фотографируют красивые вещи у мусорок, например харизматичное винтажное кресло или торшер. Изначально «Мусоровоз» рассказывал о странных вещах в одном конкретном районе, но за несколько лет из него выросли ответвления, посвященные другим местностям.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 2)

30 апреля на своем саммите в Сан-Франциско Facebook анонсировал новые функции сообществ и объявил, что собирается делать на них ставку. С ростом соцсети основная лента фейсбука для многих перестала быть местом, где можно писать обо всем, и я это понимаю. Пользователи хотят общаться с близкими по взглядам людям и обмениваться полезным опытом. В моем случае основная страница в фейсбуке превратилась в некий социальный аватар — там я пишу о делах, и довольно странно в том же месте спрашивать рекомендации по личным ситуациям. Для таких вопросов необходимо как минимум доверительное пространство. Здесь я имею в виду любые личные вещи, касающиеся семьи или проблем, которые неловко обсуждать публично. Курс перемен, объявленный два месяца назад в Калифорнии, предполагает, что в фейсбуке станет удобнее сбиваться в сообщества, где сможет возникнуть ощущение близкого круга (инструменты для этого довольно простые, например можно будет постить свои сториз прямо в группу).

Те, кто ведет свои сообщества в течение нескольких лет, знают, как много сил и эмоционального вовлечения это требует. Часы уходят на модерацию постов, инициацию дискуссий, пресечение грубости и разъяснения правил. Даже сами комментарии и обсуждения — это труд, который многим участникам сообществ кажется самим собой разумеющимся. Но пока никакой ощутимой выгоды он модераторам не приносит: несмотря на то, что делается большая и важная для других работа, за нее никто не платит. На встрече в Варшаве многие согласились с тем, что даже фоновое общение в соцсетях приводит к выгоранию, и поделились советами.

Они простые:

 

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 3)

Придумайте правила
Четкие и понятные правила в сообществе сокращают число спорных ситуаций.

 

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 4)

Помните о себе
Необходимо соблюдение здорового соотношения работы и частной жизни — пресловутый work/life balance. В том числе чуткое отношение к собственному эмоциональному здоровью. Про него, кстати, я писала в прошлой колонке.

 

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 5)

Вовлекайтесь, но не безгранично
Понимание границы между эмоциональным вовлечением, важным для доверительной атмосферы в сообществе, и собственной ранимостью. Не стоит переходить эту грань и вовлекаться слишком уж сильно.

 

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 6)

Встречайтесь в офлайне
Это нужно, чтобы почувствовать отдачу от собственной деятельности, глядя на настоящих людей и не в последнюю очередь принимая благодарности от них.

 

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 7)

Помнить о главном
Сформулировать в правилах и регулярно напоминать себе об изначальной ценности сообщества — о том, зачем вы начали все это делать.

Многие участницы варшавского форума признались, что делают скриншоты с добрыми словами, чтобы потом перечитывать их. Особенно в те моменты, когда наступает выгорание или они сталкиваются с негативом и буллингом. На завершающей встрече лекции Серена Аббаси, руководитель отдела культуры и инклюзии лондонского агентства «Саатчи», затронула важную тему, заговорив о границах, которые мы возводим и в своей жизни, и в цифровых сообществах. Часто, объединяясь по интересам в разные группы, мы можем перестать замечать вещи, события или людей, которые не вписываются в рамки наших представлений. Как бы это ни казалось смешным и нелепым со стороны, но стереотипы и споры про модель телефона, район проживания, пользу и вред прививок или акупунктуры до сих пор заставляют людей переходить на личности и делать оскорбительные выводы о тех, чья точка зрения отличается.

Я верю, что когда-нибудь мы поймем, что злая шутка рождает еще более злую шутку, каждый аргумент приводит к контраргументам, а буллинг наталкивается на буллинг. Чтобы общаться продуктивнее, нам надо ответить на вопрос, чего мы хотим добиться в коммуникации с другими. Создавая сообщество, формулируя его правила и критерии, важно помнить о цели объединять людей. Необходимо с пониманием и терпимостью возвращать дискуссии из напряженных в конструктивные, иногда промолчав, а иногда приняв отличную от вашей точку зрения.

10 хороших групп

В фейсбуке можно найти совершенно разные группы, но вот несколько выбранных мною вместе с редакцией BURO., где с уважением относятся друг к другу и выдерживают комфортную тональность общения.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 8)

«Цветочная группа»

Тут понятным языком объясняют, как ухаживать за комнатными растениями. Приняты простые правила, админы отзывчивые, а теги — удобные.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 9)

365done.ru

В группе, появившейся совсем недавно, делятся опытом в прохождении челленджей.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 10)

U Skillz

Встречи, посвященные разным направлениям в работе и бизнесе. Приятные люди и спикеры и камерная дружелюбная атмосфера.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 11)

«Продакшн на коленке»

Профессиональное сообщество тех, что занимается фото- и видеосъемками в рекламе и медиа. Буквально все свои.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 12)

Embrace

Секретная группа Алисы Таежной, киноведа и застрельщика селфхелпа в русском фейсбуке, где полтысячи человек делятся своими очень личными проблемами.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 13)

«Советуем кино»

Восемь тысяч с лишним человек рекомендуют друг другу фильмы и рассказывают о своих впечатлениях о новинках проката. Блокбастеры обсуждают редко.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 14)

Moscow Expats

Группа обитания экспатов. Шутки про укроп в еде, просьбы подсказать няню, лишние билеты на концерты — это позволяет взглянуть на город глазами иностранца.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 15)

«Работа в сфере искусства»

Очень полезное сообщество, где делятся классными актуальными вакансиями в сфере искусства и культуры.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 16)

«Мужская группа шопоголиков»

Здесь можно отыскать симпатичные мужские вещи — для себя или в подарок. Часто еще и по отличным ценам, которых нет и не будет ни в одном интернет-магазине.

Сообщества в сети: зачем их создавать и как их не возненавидеть (фото 17)

«Мопс и мопся»

Фото и видео с этими коренастыми и коротконогими собаками легко станут вашей ежедневной дозой умиления.