Поиск

Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии

Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии

Текст: Ева Эль-Байаа

Растущий интерес к парфюмерии наблюдается не только за рубежом (вспомним недавние запуски Беллы Хадид и Шарлотты Тилбери), но и в России: появляются как новые локальные марки, так и линейки ароматов у уже существующих. Поговорили с (со)основателями Nōse Perfumes, Fakoshima Perfumes и Pure Sense о перспективах и препятствиях отечественного рынка, а заодно попросили дать рекомендации новичкам в этом непростом деле.


Мировой объем рынка ароматов по итогам 2023-го составил 58,27 миллиарда долларов, продемонстрировав рост на 2,8% в сравнении с предыдущим годом. Если верить прогнозам Statista, в 2024 году доход от продаж парфюмерии продолжит расти и достигнет 59,87 миллиарда долларов, а среднегодовой темп роста в ближайшие четыре года составит 3,01%. Это значит, что к 2028 году мировая выручка от продажи ароматов достигнет 67,4 миллиарда долларов.

При этом эксперты утверждают, что к концу этого года 72% общего объема продаж на рынке парфюмерии будет приходиться на нелюксовую продукцию: Louis Vuitton, Armani Beauty, Dior, Estee Lauder, Chanel и другим ключевым игрокам придется адаптироваться, чтобы противостоять растущей конкуренции со стороны нишевых и инди-брендов.

Что интересно, в топ-5 стран с наибольшим объемом рынка ароматов следом за США, Бразилией, Францией и Великобританией расположилась Россия. В 2023-м году доход от продажи парфюмерии в стране составил 1965 миллионов долларов. При этом о локальных производителях ароматов слышно редко и мало.


Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 1)

Тимур Солодов

парфюмер и основатель Nōse perfumes

Парфюмерная индустрия в России всегда зависела от экспорта ингредиентов и комплектующих, даже в дореволюционный расцвет, когда практически все для производства доставляли из Франции. Логично предположить, что это связано с климатом, но многие растения, использующиеся в производстве парфюмерного сырья, растут и в наших широтах — от трав и цветов до цитрусов. Сегодня основной объем эфирных масел лаванды, кедра или шалфея из России продается сначала во Францию, и только после этого российские парфюмеры покупают его и «возвращают домой».

Для производства высокой парфюмерии полностью перейти на локальное сырье в среднесрочной перспективе очень сложно. Мировой рынок парфюмерных компонентов поделен между несколькими глобальными корпорациями, работающими по всему миру, которые получают душистые вещества с разных континентов и разрабатывают сотни синтетических ароматических молекул в своих лабораториях.

Несмотря на множество климатических поясов, вырастить в России все растения мира в достаточном для производства эфирных масел объеме почти невозможно, а разработкой синтетических душистых веществ и вовсе практически никто не занимается. Думаю, что в ближайшей перспективе сможем увидеть ароматные продукты, основанные исключительно на локальном сырье, но это будут скорее косметика, мыло или несложные одеколоны, чем нишевая парфюмерия.

Тем не менее, отечественная парфюмерия переживает ренессанс — создается огромное количество брендов, а интерес и, главное, уважение к ним растет. Вопреки распространенному мнению, чтобы развивать парфюмерный бренд, не нужно чего-то особенного, здесь работа строится на общих правилах рынка.

Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 2)
Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 3)
Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 4)

Советы запускающим или развивающим парфюмерный бренд в России: 1. Найдите надежных поставщиков ингредиентов и комплектующих. 2. Не бойтесь творческих экспериментов. 3. Верьте в себя.


Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 5)

Ярослав Симонов

сооснователь и главный парфюмер Fakoshima Perfumes

Если последовательно расписывать, чего не хватает российскому парфюмерному рынку, станет понятна специфика парфюмерной индустрии в России и появятся ответы на два ее самых популярных вопроса: «Почему так мало заметных русских брендов?» и «Почему так дорого?». Следует оговориться, речь идет о сегментах локальных ниши и люкса, а не масс-маркета, который весьма широк и разнообразен. Существует «большая триада» фундаментальных проблем, лишающих почти любой бренд (новый, специфически парфюмерный, или же модный, желающий открыть новую продуктовую линию) — «компоненты-комплектующие-производство». Обо всем по порядку.

На российском рынке чрезвычайно бедно представлены парфюмерные ингредиенты. Это усложняет работу как независимым парфюмерам или парфюмерным лабораториям, которые занимаются разработками, так и брендам, запускающим парфюмерную линию, для которой необходима сборка концентрата. Все дороги ведут на заводы либо во Францию, либо в Турцию. Вместе с тем купить компоненты и концентраты стало многократно сложнее ввиду известных причин. Как следствие, цена на итоговый продукт начинает завышаться уже на этом этапе.

Также в России нет ни одного производства, занимающегося комплектующими (флаконами, крышками, кеш-помпами, спреями, упаковками), и никто даже не планирует браться за них: Китай изготавливает эти категории на высочайшем уровне (зачастую намного выше европейского) по очень доступным ценам. Сама идея создания «своего» теряет смысл, что вынуждает снова искать способы оплаты и доставки необходимого в Россию.

Наконец, самое узкое игольное ушко, через которое нужно провести караван, — производство заводской партии. Оборот этилового спирта в России строго регламентирован, выпуск продукции с его содержанием возможен только на лицензированном производстве. Таким образом, мимо завода, если хочется встать на полки магазинов, пройти невозможно, а завод берет на розлив партии от 5000 флаконов. Это могут позволить только бренды, у которых есть бюджет и уверенность в реализации товара.

Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 6)
Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 7)
Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 8)

Советы запускающим или развивающим парфюмерный бренд в России: 1. Будьте уверены в том, что вам это нужно: парфюмерией нельзя заняться «чуть-чуть». 2. Сторителлинг и концепция не менее важны, чем продукт. 3. Помните, что большие сети не привыкли к единичным продуктам, они работают с линейками.


Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 9)

Екатерина Зинченко

основательница бренда Pure Sense

Запускать парфюмерную линию как основной продукт бренда — не самая прибыльная стратегия. Но с точки зрения имиджа и экспертности она дает очень много преимуществ. Pure Sense специализируется именно на fine fragrances [аромат и есть функциональное предназначение продукта]. Благодаря этому также можем создавать парфюмированные продукты в очень разных сегментах: делать разные корпоративные подарки, ароматы для других брендов, парфюмированные продукты для отелей, ресторанов и так далее.

Перейти на локальное сырье сейчас не представляется возможным, потому что Россия является поставщиком всего двух компонентов: березового дегтя и эфирного масла сосны. Остальные отечественные сырье и эфирные масла, к сожалению, не парфюмерного качества. Основной поставщик парфюмерных компонентов — Франция, там находятся основные компании-агрегаторы сырья. Также много парфюмерных компонентов производится в Германии и в Бельгии.

Основное препятствие для развития российского рынка парфюмерии — по-прежнему стереотипы потребителей. Очень много разговоров о том, что российское — значит не такое качественное. В действительности же большинство российских парфюмеров обучались во Франции, работают на французском сырье и порой делают более дорогие сложные формулы, чем европейские коллеги. Так или иначе, людям нужно время, чтобы убедиться, что российская парфюмерия — это не только «Новая заря», но и что-то нишевое.

Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 10)
Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 11)
Индустрия со шлейфом. Что происходит на российском рынке парфюмерии (фото 12)

Советы запускающим или развивающим парфюмерный бренд в России: 1. Не делайте все сами: лучше проходить этот путь с опытными специалистами. 2. Придумайте сильную, креативную, цепляющую концепцию. 3. Делайте продукт на голову выше того, что вы знаете.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7