Как сделать новую коллекцию из старых материалов: 9 брендов, которые используют винтажные ткани

Рассказываем о независимых марках, которые дают старым тканям еще один шанс

Сегодня много говорят и пишут об этике производства и важности разумного подхода к созданию одежды. Вместе с тем в новостях нет-нет да и промелькнет информация о том, как крупные бренды расправляются с нераспроданными вещами, действуя по принципу «так не доставайся же ты никому». В ответ на это независимые марки транслируют альтернативный взгляд на производство одежды — отказываются от распродаж, демонстрируют прозрачность ценовой политики и используют винтажные материалы.

Dauphinette

На французском языке слово dauphin обозначает старшего сына короля, то есть наследника престола, однако в названии марки это слово приобрело окончание, указывающее на женский род, и наполнилось новым смыслом. Основатель Dauphinette Оливия Ченг называет свои изделия «самой счастливой верхней одеждой на Земле». В работе над ними она использует фрагменты винтажных тканей и артизанальных материалов, а также бывший в употреблении мех. Готовый результат — с вышивками, смешными помпонами, разноцветными кисточками и рукотворными рисунками — выглядит привлекательно и роскошно: в одежде Dauphinette объединяется изящество художественных решений и искренность философии. «Пожалуйста, полюбите любые незначительные недостатки, которые могут быть признаками возраста или выработки материалов, ведь они часть уникальной истории вещи», — призывает дизайнер.

 

 

Bode

Нью-йоркский дизайнер Эмили Боде собирает кусочки старинных тканей, а также индейские лоскутные одеяла, чтобы сделать из них простые по силуэту, но необыкновенно цельные и эмоциональные предметы одежды. «Вдохновленные воспоминаниями о чердаке ее дяди на юге Франции, лоскутные рубашки и простеганные вручную куртки вызывают ностальгию, заставляя каждого чувствовать, что перед ними скорее сокровища, которые нужно собрать, а не просто одежда, которую можно купить» — так описывает коллекцию Bode журнал GQ, и это, пожалуй, самое точное определение марки. Сложно ли тиражировать изделия, которые создаются, по сути, из «штучных» материалов? Эмили рассказывает, что сотрудничает с фабрикой, которая готова к индивидуальному подходу в производстве, где можно заказать пятнадцать одинаковых по стилю и размеру рубашек, выполненных из разных тканей. Каждое изделие раскраивается вручную индивидуально и при пошиве получает гораздо больше внимания, чем в обычном производственном цикле.

 

 

Batsheva

«Нью-йоркская сенсация» Батшева Хей работала корпоративным юристом, но в 2016 году ее жизнь почти случайно изменилась. Влюбленная в винтажные платья Laura Ashley, она отнесла одно из них на переделку, решив добавить высокий воротник и оборки и утянуть талию. В результате дизайнер получила модный объект, в котором дух современных православных женщин Америки смешался с «доброй» эстетикой Кортни Лав. Ей очень понравилось, и она решила сделать несколько подобных моделей из винтажных тканей, купленных на eBay. Начав с продажи платьев онлайн, Батшева быстро «доросла» до финала престижной дизайнерской премии CFDA / Vogue Fashion. Искренность и спокойствие, с которым работает Хей, подкупает, хотя в своих интервью она признается, что ей приходится сталкиваться с критикой и непониманием со стороны тех, кто находит платья Batsheva «несовременными». Став известной на весь мир, она продолжает создавать платья, изготовленные в единичном экземпляре, которые можно приобретать напрямую у дизайнера в инстаграме.

 

 

February First

February First — молодая космополитичная марка, над которой работают две сестры — петербурженки Дарья и Анастасия Жиляевы, окончившие флорентийскую школу Polimoda и с недавних пор живущие в Роттердаме. Девушки недавно выпустили коллекцию, практически полностью собранную из старинных фрагментов текстиля, найденных на голландских блошиных рынках. «Нам нужно было найти ткани, которые бы говорили сами за себя, — рассказывает Дарья, –— поэтому мы выбрали винтаж. Работа над коллекцией началась с того, что мы нашли неожиданную параллель между фермерами и панками: простая, часто разорванная одежда и чувство полной свободы». Для усиления образов в коллекции, помимо рустикальных, вышитых многие годы назад материалов, использованы фрагменты объемного трикотажа, связанного вручную.

 

 

ODOR

С Никитой Калмыковым, автором марки ODOR, многие успели познакомиться как с участником обновленного шоу-проекта «Подиум», однако фэшн-общественность узнала о нем еще раньше. В прошлом сезоне на Неделе моды в Тбилиси выпускник РГУ имени Косыгина показал удивительно красивую коллекцию, для создания которой использовал в буквальном смысле семейную реликвию — кружевные простыни и подзоры, созданные в 1920-х годах прабабушкой дизайнера. Из них были сделаны не романтические платья, как можно было бы ожидать, а просторные рубахи и элементы мужского белья, что максимально усилило интимность работы Калмыкова. Кстати, слово «odor» в переводе означает «запах» — намек на нечто эфемерное, но провоцирующее эмоции и ассоциации.

 

 

Go Authentic

За маркой Go Authentic стоит дизайнер и экоактивистка Оля Глаголева. Ее каждая новая коллекция реализуется в сотрудничестве с каким-либо художником или группой творческих людей. Так, одной из наиболее ярких коллабораций стала работа с известной вышивальщицей Лизой Смирновой — в коллекции «Художник дома» использовались винтажные полотенца и бывший в употреблении деним, и все это было вручную перекрашено и дополнено живописными вышивками Лизы. Еще один подобный проект, осуществленный совместно со студентами РГУТИС, — рубашки из секонд-хенда, оформленные разнообразными вышивками: каждая вещь из этой коллекции изготовлена в единственном экземпляре, а повторы возможны по индивидуальным заказам.

 

 

Ksenia Schnaider

Украинская марка получила мировую известность благодаря оригинальной комби-модели джинсов, полюбившейся звездам стритстайла. Они выглядят как «бойфренды», скрещенные со скинни и, оказывается, изначально были перешиты из денима, найденного в секонд-хендах. Смелая идея не отпугнула покупателей, а, наоборот, пришлась им по душе — ведь таким образом можно получить ультрамодную вещь, но с оглядкой на экологическую ситуацию — и вылилась в большое количество заказов на «этичные» джинсы. В настоящее время Ксения и ее коллеги выпускают и другую одежду, используя материалы вторичной переработки, например, превращают джинсовую ткань в имитацию меха по примеру пионера ресайклинга Мартина Маржелы.

 

 

Maison Cleo

Юная марка родом с севера Франции, набравшая стремительную популярность за последние полгода. В ее команде всего два человека — мать и дочь Натали и Мари Девет. Мари занимается развитием и пиаром марки, Натали — производством. В коллекциях используются стоковые материалы, то есть ткани, оставшиеся от коллекций крупных компаний и домов мод. Все вещи, созданные под лейблом Maison Cleo, Натали отшивает дома в одиночку: «Когда люди спрашивают нас, почему и как мы решили выбрать систему "вручную на заказ", мы не можем ответить, мы никогда об этом не думали. Наши матери и бабушки именно так работали в своих мастерских, и это было частью нашей повседневной жизни», — рассказала Мари в интервью журналу Milk. Она же подробно объясняет процесс ценообразования изделий Maison Cleo, рассказывает о том, почему та или иная вещь столько стоит. «Когда французский бренд продает полиэфирное платье за 240 евро, которое производится на фабрике, а не с помощью процесса ручной работы, это действительно слишком дорого. Поэтому я хочу объяснить наши цены, чтобы люди понимали, что они покупают».

 

 

Vatnique

За лейблом прячутся авторы концептуальной петербургской марки Homo Consommatus Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин. Ребята работают по такому же принципу, как и Maison Cleo, — скупают остатки тканей на стоках и используют их в производстве, выпуская монопродукт — практичные утепленные куртки в джинсовом стиле. По сути, это универсальная модель, которая не имеет гендерной маркировки, подходит для разных типов фигур и для разных погодных условий, а ее уверенное качество и вневременной дизайн предполагают, что вещь задержится в гардеробе надолго. «Мы поняли, что осознанное потребление должно начинаться с осознанного производства, — поясняет Кирилл, — поэтому выбираем надежных поставщиков ткани, выступаем за честный, справедливо оплаченный труд и продаем наши вещи самостоятельно, чтобы избежать высокой магазинной наценки».