Пол Смит: "Меня не интересуют символы роскоши"

Интервью Buro 24/7

Пол Смит — дизайнер не любит, когда его называют сэром, так что не станем и мы — удивительный человек. В первую очередь потому, что очень честный и даже скромный

Людей, предпочитающих велосипед машинам, в мире довольно много — не редкость это и среди тех, кто занимает руководящие должности (если вы, конечно, живете не в России). Пол Смит, дизайнер с мировым именем, как раз из таких. А еще ему, по собственному признанию, не интересны общепринятые символы богатства и роскоши, зато не чужды простые человеческие слабости, например нести все в дом, как сорока. Об этом и многом другом Пол Смит рассказал в интервью Buro 24/7.

Я слышала, что вам не нравится, когда вас называют сэр Пол Смит. Почему?
(Смеется.) Это совсем не подходит моему характеру! Когда я получил звание рыцаря, я даже не был уверен, стоит ли мне принимать титул. Мне кажется, часто за титулами гонятся — и их в итоге получают — люди, этого не заслужившие, что обесценивает всю их значимость. Но вся моя команда, когда я засомневался, дружно бросилась убеждать меня: конечно, ты должен принять его!

А люди из вашей команды называют вас сэром?
Нет, они называют меня просто Полом, и это как раз то, что нужно. Недавно я, кстати, еще получил и главную французскую награду — орден Почетного легиона. Была торжественная церемония в посольстве Франции в Лондоне. Еще у меня есть награда от Института британских архитекторов. Да просто огромный список всего! Сейчас я, кажется, собрал уже все возможные премии и титулы.

А у вас дома есть какое-то специальное место, куда вы выставляете все свои награды?
О, нет! (Смеется.) Это было бы слишком странно.

11-летний Пол, 1957 год (слева)

До того как начать карьеру в моде, вы были велосипедистом. И собирались стать профессиональным гонщиком, но этим планам помешала авария, в которую вы попали. Это событие, наверное, изменило всю вашу жизнь?
Да, благодаря этому неожиданным образом я открыл для себя мир творчества. После аварии я провел в больнице три месяца и там встретил двух парней — один из них попал в аварию на мотоцикле, другой — на машине. Мы подружились, и когда выписывались, решили не терять друг друга, оставаться на связи. И мы с ними встретились — как же мне повезло, что кто-то выбрал именно это место! — в небольшом пабе в нашем городе, где часто после классов собирались студенты арт-школы. И, придя в этот бар пару раз, я стал знакомиться с другими людьми, которые туда ходили. Спрашивал их, чем они занимаются. Кто-то учился на дизайнера. Кто-то был фотографом. Кто-то — архитектором. И тогда-то вдруг для меня распахнулся мир творчества. Я подумал: «Вау, да ведь можно зарабатывать деньги, делая что-то такое интересное!»

А вы жалели когда-нибудь, что так и не стали велосипедистом, как тогда мечтали?
О, думаю, я бы никогда не стал в этом деле достаточно хорош. И никогда не был — это была всего лишь мечта. Но однажды я встретил девушку, которая хотела открыть свой магазин и спросила, не хочу ли я помочь ей, потому что отец дал ей деньги на это. И мы сделали это вместе, а потом я уже отделился от нее и открыл собственный. Постепенно, понемногу, шаг за шагом — и вот я здесь, занимаюсь тем, чем занимаюсь!

В вашей жизни, похоже, немалую роль сыграли такие вот случайные совпадения, встречи и происшествия. Даже эта ваша знаковая яркая полоска  она ведь должна была стать частью только одной коллекции. Но так понравилась покупателям...

Сейчас мы, кстати, все-таки прекратили ее использовать, больше ее не будет. Только на кошельках, шарфах и других маленьких штуках, но уже ни на чем крупном. Я решил, что это больше не выглядит современно, и прекратил делать с ней крупные вещи.
В чем-то вы правы. Счастливой для меня оказалась та велосипедная авария. И полоска, да, она должна была появиться только на один сезон, но все сказали: «О, нам так нравится, повторите!» Но это, наверное, и все, больше таких случаев припомнить не могу.

Пол Смит в своем первом магазине в Ноттингеме, начало 70-х

Вы ведь до сих пор много ездите на велосипеде, хотя с профессиональным спортом и покончили. Вы, случайно, не из тех людей, которые в принципе предпочитают велосипеды машинам?
Да, я все еще катаюсь. Мне нравятся велосипеды, потому что в этом есть что-то очень... личное. Понимаете, в паре велосипедист-велосипед главный герой — велосипедист, то есть вы. А в паре водитель-машина главной всегда будет машина. Я, конечно, не отказываюсь совсем от автомобилей. Я вожу «мини» — это очень удобно в Лондоне, здесь же вечные проблемы с парковкой. Я вообще довольно скромный человек, и меня не интересуют все эти символы роскоши, доказательства богатства. И мой «мини» меня устраивает. А в Италии у меня Land Rover.

Вы еще хотели стать фотографом и тоже до сих пор снимаете. Как началось это увлечение?

Когда мне было 11, мой отец подарил мне камеру. Он был фотографом, снимал на пленку. И на чердаке нашего дома — туда вела раскладная деревянная лесенка — была его фотолаборатория. Там хранись все химикаты, пленки, проявляющиеся снимки. И с 12 лет я начал заниматься фотографией с отцом в этой комнате. Потом он основал в нашем городе местный фотоклуб, и я ходил на их встречи, учился свету, композиции. Сейчас я действительно по-прежнему снимаю какие-то из собственных кампаний, журнальные истории. Фотография все еще остается большой частью моей жизни, но у меня есть day job — так мы называем это в Англии.

Вы выпустили книгу со своими фотографиями  Paul Smith: From A to Z. У вас есть в планах другие?
Следующая книга будет про мою коллекцию, связанную с велоспортом. Вам это, должно быть, скучно, но у меня много вещей, подписанных знаменитыми велосипедистами, много журналов, билетов с соревнований... Мой друг-писатель написал текст для этой книги  она будет называться Paul Smith's Cycling Scrapbook. (Пока мы готовили материал к публикации, книга уже вышла. Преданные поклонники Пола Смита или велосипедов могут купить ее на Amazon. — Прим. ред.)
А Paul Smith: From A to Z интересна тем, что всю книгу целиком мы сделали буквально за один час! Вы знаете, команда канала ARTE снимала документальный фильм обо мне  Gentleman Designer, он был очень популярен, и его сейчас можно найти, например, на Netflix. Когда кто-то из съемочной команды пришел ко мне, чтобы узнать, что я хотел бы увидеть на обложке DVD с фильмом, я, видимо, так много говорил, что один из них не выдержал и сказал: «О, это слишком! Слишком много информации». И тогда я подумал: «А почему бы нам тогда не сделать книгу?» И мы практически создали ее за час. Очень быстро. А — для чего-то, Б  для чего-то другого. Все было очень спонтанно.

Я слышала, что у вас в офисе большая библиотека.
О да, огро-о-омная.

А еще говорят, что вы предпочитаете биографии. Расскажете о своих любимых?
Мне нравится, например, биография Сен-Лорана. Не то чтобы я прочитал ее недавно, нет, — она очень помогла мне, когда я только начинал. Интересно было узнать, как работал сам Сен-Лоран, как он и его команда нащупывали баланс между бизнес-стороной и творчеством. Вы ведь знаете, Paul Smith — это в некотором смысле уникальная компания, потому что она не принадлежит никакому огромному холдингу, а только мне. И моя работа довольно сложная: я и занимаюсь со своей командой дизайном, и часто веду бизнес-дела. Читать биографии в этом смысле, чтобы понять, как это работает или работало у других, очень полезно.

Почему вы решили удержать компанию, не становясь, например, частью LVMH?
Да, сегодня это неочевидный ход. Большинство современных брендов делятся на две группы: они либо очень-очень маленькие и при этом независимые, либо принадлежат крупным холдингам. Если вы хотите растить свою компанию и не хотите передавать контроль над ней сторонним лицам, главное — быть спокойным и терпеливым, не надеяться на то, что взлетите к вершинам со скоростью ракеты. Получайте удовольствие от постепенного роста. Я, например, не мечтаю о великом богатстве и, зарабатывая деньги, вкладываю их обратно в бизнес. То здание, в котором мы сейчас, принадлежит мне. Я не арендовал его, а купил. И помещения многих моих магазинов тоже. Я не хочу вкладывать деньги в частные самолеты и подобные вещи, мне интересно другое. Вот такой я человек.

Сейчас у Paul Smith много линий, причем далеко не одной только одежды. Вы стараетесь контролировать все?
Да, вы правы, мы многопрофильная компания. Практически каждую неделю мы получаем новый заказ на дизайн чего-то: машины, отеля, мебели. Обычно я отказываюсь от всех предложений. Потому что, будем честными, я очень занят, а такие задачи все равно предпочитаю выполнять самостоятельно, не отдавая кому-то, просто потому, что это мне самому интересно! Это ведь всегда вызов. И ответ, возьмусь я за эту задачу или нет, я могу дать сразу, как только прочитаю письмо, мне не нужно долго раздумывать. Это инстинкт. Я никогда не занимаюсь вещами, которые меня не трогают.

Например, от сотрудничества с Leica Cameras я не мог отказаться никак: мой отец, вы помните, был фотографом, и он мечтал когда-нибудь купить фотоаппарат Leica. Да и сама поставленная задача была неожиданной: я привык делать одежду, в этой сфере весь процесс знаком мне от и до, и какие-то основные вещи я могу сделать очень быстро, без прикидок и примерок. Но когда погружаешься в новую область, здесь все совершенно иначе: процесс более долгий, ведь ты не знаком с производством и поэтому с интересом углубляешься во все детали.

Вы, говорят, заядлый коллекционер. И у вас много разных коллекций. Расскажите об этом? Есть ли у вас какая-то своя система?
Нет, никакой системы у меня на самом деле нет. (Смеется.) Одна знакомая совсем недавно назвала меня точно так же, заядлым коллекционером, и я тогда очень удивился: какой же я коллекционер? У меня ведь просто много разных наборов одних и тех же вещей... А она сказала: «Так это как раз и есть то, что называют "коллекционер"». Но у меня нет ни системы, ни правил — я просто спонтанно покупаю вещи, которые меня привлекают.

Как вы думаете, что изменилось в работе дизайнера сейчас по сравнению с теми временами, когда вы начинали карьеру?
О, изменилось буквально все! Все ведь сегодня, благодаря интернету и соцсетям, происходит так быстро... И стало очень много масс-маркет-брендов, как H&M или Zara, которые сразу после показов копируют увиденные образы и выпускают их в продажу еще до того, как мы свои коллекции успеваем отшить. Современному дизайнеру, чтобы не затеряться на фоне множества других, особенно необходимо сейчас иметь свою сильную концепцию, точку зрения. И то, что окружает бренд, очень важно: одной только моды недостаточно, нельзя просто делать одежду.

Дина Силина

06.05.16, 8:00

  • Фото: Архивы пресс-службы Paul Smith (James Mooney)
  • Фото: Иллюстрации книги Hello, My Name is Paul Smith: Fashion and Other Stories