Арт-биеннале "Манифеста 10" в Эрмитаже: обзор

#Матисс, #красный, #Шварценеггер, #Рихтер и #Красовский

Осмотр "Манифесты 10" в Зимнем дворце напоминает квест по поиску современного искусства. Увидеть чужеродные объекты в бывших императорских покоях, а также посетить другие площадки крупной арт-биеннале можно до 31 октября

На европейскую арт-биеннале "Манифеста 10" необходимо потратить целый день. Слово "придется" в этом контексте неуместно: гулять по Эрмитажу и Главному штабу — одно удовольствие. Не задаваясь целью отыскать заветную работу Катарины Фрич или найти лифт для того, чтобы побыстрее попасть в зал Матисса, вы получите большое удовольствие от просмотра музейной коллекции с неожиданными вкраплениями современного искусства.

В "Манифесте 10" задействованы все этажи Зимнего дворца и Главного штаба — произведения 53 русских и зарубежных художников "спрятаны" в основной коллекции или сразу попадаются на глаза, занимая целые залы. Куратор юбилейной "Манифесты 10" Каспар Кениг объединяет в этой выставке искусство Западной и Восточной Европы, поэтому именно Санкт-Петербург сочли для нее наилучшим местом.

После нескольких вечеринок и торжественных приемов "Манифеста 10" открыла двери широкой публике. Мы составили гид по главным площадкам биеннале и отметили самые интересные работы.

Зимний дворец и Новый Эрмитаж

Поднявшись по красным ковровым дорожкам главной лестницы Эрмитажа, пройдите пару залов и тут же найдете дом работы японского художника Тацу Ниси, который занял целую комнату. Внутри деревянной конструкции скрываются интерьеры 70—80-х годов — такие кресла с деревянными подлокотниками, "серванты" с хрусталем и поздравительными открытками, заботливо вставленными под стекло, еще можно увидеть во многих российских домах. 

Тацу Ниси. Русский дом, 2014. Инсталляция. Металлическая конструкция 6,73 × 7,8 × 2,55 м

Тацу Ниси. Гостиная (Русский дом), 2014. Инсталляция. Металлическая конструкция 6,73 × 7,8 × 2,55 м

В портретной галерее "спрятан" проект Ясумасы Моримура — он точно не бросится вам в глаза, если бегом пробежаться по залу. Японский художник убрал со стен Эрмитажа портреты, которые отсутствовали во время Второй мировой войны (в то время более миллиона произведений из коллекции музея были эвакуированы), и на их месте оставил лишь зеленую ткань. Приглядевшись, обнаруживаем, что таких полотен было немало.

Пройдя Тронный зал, вы найдете картину "Эма. Обнаженная на лестнице" немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера. В ее основу легла любительская фотография, а моделью послужила жена художника.

Герхард Рихтер. "Эма. Обнаженная на лестнице", 1966. Холст, масло. 200 × 130 см

На том же втором этаже Зимнего дворца вы найдете скульптуру шотландской художницы Карлы Блэк. Ее хрупкие, кажущиеся эфемерными работы созданы из натуральных и синтетических порошков, косметических средств, красок, гипса и бумаги. В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа художница представила скульптуру "Узнаваемая оборона": она расстелила ее на мозаичном полу музея, словно ковер, достойный покоев императрицы.

Карла Блэк

Французско-британский художник Марк Камиль Хаймовиц представляет в Эрмитаже свой новый проект "Здесь и сейчас". Его вдохновил зал 305, который раньше служил музыкальным салоном императрицы Марии Александровны. Хаймовиц представил несколько предметов, которые обыгрывают первоначальное назначение комнаты, и выставил там свою "Скамейку для молитвы", письма Каспару Кенигу и вазу с бумажными цветами.

Марк Камиль Хаймовиц. "Здесь и сейчас", 2013. Зал 305

Залы Зимнего дворца, где прежде висели работы Анри Матисса, теперь украшены полотнами современных художников, в то время как картины великого французского фовиста перемещены в Главный штаб. Там Марлен Дюма — художница из ЮАР, живущая в Нидерландах, — выставляет акварельные портреты гомосексуалистов, которые внесли значимый вклад в мировую культуру. В один ряд с Петром Ильичом Чайковским и Рудольфом Нуреевым она поместила портрет журналиста Антона Красовского.

С серией Дюма под названием "Великие люди" соседствуют полотна художницы Николь Айзенман, работающей в стиле неореализм. На том же этаже вы найдете инсталляцию немецкого концептуалиста Йозефа Бойса под названием "Экономические ценности". Она представляет собой шесть установленных в виде буквы Г металлических стеллажей, на полках которых разложены товары из универмагов ГДР.

Луиза Буржуа. Вид экспозиции, "Манифеста 10", Зимний дворец, Эрмитаж. "Институт" (посередине) и "Этюд с натуры" (справа). "Институт", 2002. Серебро 30,5 × 70,5 × 46,4 см. Витрина: сталь, стекло, зеркала, дерево 177,8 × 101,6 × 60,9 см. Фонд Истона, Нью-Йорк (США). "Этюд с натуры", 1984—94

В главном здании Эрмитажа можно посмотреть работы Франсиса Алиса, Сьюзен Филипс, Лары Фаваретто, Луизы Буржуа и Джованни Баттисты Пиранези. На выходе из Зимнего дворца гостей "Манифесты 10" провожает конструктивистская картина Павла Пепперштейна "Уголовник".

Павел Пепперштейн. "Уголовник", 2014. Акрил, стена 400 × 640 см

Главный штаб

Главный штаб Эрмитажа, открывшийся осенью 2012 года, стал второй крупной площадкой "Манифесты 10". Там Томас Хиршхорн выстроил гигантскую обрушенную стену дома, Тимур Новиков развесил свои тканевые полотна, устроив на ярко-красных монументальных стенах практически целую ретроспективу, а Хуан Муньос построил инсталляцию "В ожидании Джерри" — испанский художник вдохновился мультсериалом "Том и Джерри" 1940-х годов.

Хуан Муньос. "В ожидании Джерри", 1991. Стена, свет, звукозапись (5’02 мин.)

На четырех этажах Главного штаба можно найти разнообразное современное искусство: от тотальной инсталляции "Это есть, тебя нет" Александры Сухаревой до новых фильмов Ринеки Дикстры, которая сняла их под впечатлением от гибкости юных петербургских танцовщиц и гимнасток. Новый проект представил и Брюс Науман: его семичастная видеоинсталляция посвящена пустоте и тому, что ничего не происходит.

Оливье Моссе. Без названия, 2014. Холст, акрил

В Главном штабе вы также увидите масштабные цветные полотна Оливье Моссе, инсталляцию "Красная веревка на розовом столе" брюссельской художницы Жоэль Терлинкс, "криволинейную" живопись австрийца Отто Цитко и многое другое.

Жоэль Терлинкс. "(Красная) комната". Адаптация проекта A Stretch Museum Scale 1:1, 2002—2014. Инсталляция, цветная бумага, текст

Отто Цитко. "Линия против линейности", 2014. Стены, краска

В городе

Городская программа "Манифесты 10" — это автомобиль Жорди Коломера, который четыре месяца будет курсировать по Петербургу с большими неоновыми надписями на крыше, "животная" звукостудия Паолы Пиви, где можно сыграть и записать любую музыку в сопровождении звуков, издаваемых животными, а также ларек "Прибавочный досуг" израильского художника Гая Бен-Нера — на нем установлен экран, с которого Арнольд Шварценеггер вещает о бодибилдинге и преимуществах рыночной экономики.

Публичная и параллельная программы "Манифесты 10" охватили почти весь Петербург. Если вы зайдете в Институт восточных рукописей Российской Академии наук, то увидите проект The Tranny Tease арт-группы Slavs and Tatars. Если окажетесь в отеле "Астория", то сразу заметите инсталляцию "Личный багаж" Марии Колдобской. Перечислять произведения искусства, которые на четыре месяца поселились в Санкт-Петербурге, можно очень долго. Все выставки в рамках арт-биеннале можно посмотреть до 31 октября.

Тимур Новиков. Серия работ "Горизонты", 1980—1991 гг.

Томас Хиршхорн на фоне своей работы ABSCHLAG (Срез). Металлическая конструкция 16,5 × 9,36 × 3,25 м. Картон, строительный скотч, дерево, фанера, фольга, пластиковые и вентиляционные трубы разного сечения, пенопласт, акриловая краска

Дарья Горшкова

02.07.14, 18:30