"Время мечтать": Биеннале молодого искусства в Москве

С 26 июня по 10 августа

С 26 июня по 10 августа в столице проходит IV Московская международная биеннале молодого искусства. В основном она посвящена человеческим грезам, желаниям и надеждам, хотя нашлось место и для "Мечтающих машин"

Несколько недель этого лета Музей Москвы отводит мечтам: в главном здании Провиантских складов открылся основной проект IV Международной биеннале молодого искусства, которую в этом году курирует англичанин Дэвид Эллиотт. Главная тема смотра — "Время мечтать" — была выбрана им как "символ хронической ненадежности нашего времени", а также показатель "острого стремления молодого и всех будущих поколений мечтать, чтобы преодолеть границы "вещей как они есть" и усовершенствовать этот мир".

Мечтам несбыточным или претворенным в жизнь, радужным или сдобренным чувством безысходности, циничным или полным надежд посвящены работы 83 российских и зарубежных художников. Интересно, что половина участников — женщины, что, по мнению Дэвида Элиотта, "отражает давно назревшие изменения в мире искусства". Основной проект представляет живопись, скульптуру, фотографии и видеоинсталляции художников из 32 стран. 

На входе поверните налево, и вас встретит красная неоновая надпись на арабском языке — художник Эрик Парнс написал вязью фразу Dream, A Little Dream. Далее можно увидеть кружевное полотно Сильвии Янсен (вышитую надпись Someone Else от пола до потолка), белоснежную картину группы Recycle и многое другое. В зале справа вы найдете матрасы "Сон и сезон", которые китайская художница Ау Хой Лам расшила пайетками и лоскутами ткани, живописные работы, фотографии и многочисленные видеоинсталляции. Шведская художница представила, например, довольно безнадежный мультфильм "Барбара спасает мир" о девушке, мечтающей усовершенствовать все вокруг, Кристиан Немет — ролик о вере, любви и грехах под названием "Решетка".  

Стратегические проекты: ГЦСИ, ММОМА и "Цветной"

К основному проекту биеннале примыкают три стратегических — за день до открытия в Музее Москвы начали работу экспозиции в ГЦСИ, ММОМА и универмаге "Цветной". Музей современного искусства в Ермолаевском переулке посвятил "мечтам" все пять этажей — там можно увидеть все, что пожелаете: от электронного моря, шезлонга и "пляжа" с настоящим песком до телевизоров, звук которых сливается в единый шум, и галлюциногенных видеороликов.

Стратегические проекты биеннале, особенно тот, что показан в ММОМА, по словам организаторов, могут напомнить нам переосмысленные "национальные павильоны". Выставка будто бы разделена на локальные проекты, в которых показаны (псевдо)герметичные традиции и исторические катаклизмы. В ММОМА зритель попадает то в бывшие советские республики (Азербайджан и Украина), то в Центральную Европу (Чехия), то в Азию (Пакистан и Таиланд). 

На каждом из пяти этажей своя выставка. От экспозиции "Астар", организованной пространством современного искусства YARAT (Азербайджан), и "Краткой истории памяти" мы следуем к проектам "Пастбище еще зеленое?", "Периферическое зрение" и "Эксплуатация воображаемого". Все они будут открыты до 10 августа.

Что, если машина, бесстрастный механизм, научится любить и мыслить? Приобретет свободу воли и начнет принимать решения? Этими вопросами задалась группа художников из Великобритании, России и Южной Кореи. Вдохновившись идеей создания искусственного разума — причем не человекоподобного, а совершенно иного, живущего по своим законам, — они произвели на свет проект "Мечтающие машины". Художники попытались описать "абсолютную чужеродность" мыслящей машины, которая кажется нам чем-то непостижимым, представить, какими были бы законы ее логики, психики, поведения и воображения. Результат их работы можно увидеть на выставке в ГЦСИ до 3 августа.

До 6 августа на четвертом этаже универмага "Цветной" открыта выставка Error Message ("Ошибочное послание"), которая представляет одно из новейших направлений в современном искусстве под названием "глитч-арт". Российские и зарубежные художники отразили в своих работах эстетику аналоговых и цифровых машин и увидели в так называемом глитче (сбоях, неисправностях и наложениях сигналов) определенный потенциал для искусства. 

Алена Долецкая

Алина Сапрыкина

Василий Церетели, Кира Сакарелло

Дэвид Эллиотт

Евгений Асс

Надежда Миндлин, Дэвид Эллиотт, Антонио Джеуза, Михаил Миндлин, Алина Сапрыкина, Василий Церетели

Игорь Сокологорский, Леонид Бажанов

Иосиф Бакштейн

Зарема Нигмадьянова, Милена Орлова

Семен Михайловский

Сергей Братков

Ольга Свиблова

Сергей Кузнецов, Григорий Пирумов

Юри Кенсаку

Дарья Горшкова

27.06.14, 18:00

  • Фото: Наташа Полская