Друзья BURO. рассказывают о своей самой экстремальной поездке и сдают крутые маршруты

Добраться до Улан-Батора и не утонуть, поговорить с козой в Королевстве Мустанг, увидеть дикого кита в Антарктиде или чудом спастись от лесного пожара на Тасмании

Виктория Манасир

Владелица Vikiland Family Club

Антарктида, 2019 год

Мое самое экстремальное путешествие — в Антарктиду — многим может показаться совершенно немыслимым и невозможным. Я обожаю необычные путешествия! В нашей семье у всех тяга к странствиям, и мы много где побывали. Так что теперь остается закрашивать самые отдаленные и нелюдимые места на нашей карте поездок.

Все было бы хорошо и по плану, если бы не пролив Дрейка. Мы были вынуждены спать в аэропорту на сумках, ожидая каждую минуту разрешения на вылет, а после высадки в Антарктиде все-таки попали в шторм ночью. Нос и корма у корабля были защищены и приспособлены к ледоколу, чего не скажешь о боковых стенках судна, и когда они ударялись об айсберги, было, мягко говоря, жутко.

Отправляясь в это место, да и в любое другое, надо всегда быть готовым к новым интересным впечатлениям и иметь с собой заряженный телефон, чтобы успеть запечатлеть момент — хвост кита над океанской гладью, например.

В Антарктиде понадобится профессиональный пуховик, способный защитить от лютых морозов ниже отметки в -30, а также от антарктических ветров. Из этой поездки я вынесла для себя, что я не из робкого десятка.

Совет:

Во избежание казусов я стараюсь свои советы всегда держать при себе.

Как добраться:

Первый пункт — Аргентина. Затем — Патагония (очень красивое место, кстати). После этого отправляйтесь в Пунта-Аренас — это точка, откуда как раз летают самолеты до Антарктиды. Когда дождетесь летной погоды, пересекайте пролив Дрейка — и, наконец, вы окажетесь на лодке. На ней будете плыть в натуральном бассейне с китами и бороздить ледяные просторы среди айсбергов.


Алексей Аметов

Сооснователь Redefine, издатель The Village, Wonderzine, Spletnik.ru

маршрут Москва — Владивосток, 2014 год

Самое экстремальное мое путешествие произошло 5 лет назад. Мы с друзьями тогда взяли два автомобиля Nissan и отправились на них из Москвы во Владивосток. Я давно хотел проехать всю Россию на машине, а тут вдруг образовалась компания людей, которым это тоже было интересно. Было несколько моих друзей, и еще несколько ребят к нам присоединились. Получился интересный состав: два поляка, американец и пятеро русских. Все классные, с разными взглядами на многие вещи и очень интересные. Компания стала 50% успеха путешествия. Мы, кстати, до сих пор все дружим и общаемся.

Поездка была, с одной стороны, очень спланированной, а с другой, время от времени превращалась в настоящий хаос. Мы неплохо подготовились: у нас были рации, канистры для резервного бензина, тросы, чтобы вытаскивать машины, лопаты, палатки и еще куча всего. Но нельзя просто так взять и проехать через всю Россию без приключений. Мы застревали в болоте, чуть не утопили машины в горной реке, ночевали в лесу около заброшенной шахты, спали в подвале детского сада и ставили палатки над обрывом перед очень красивой рекой на Алтае. Меня даже укусил энцефалитный клещ и пришлось колоть сыворотку (всегда делайте прививку, если едете в Сибирь или на север России).

Часть нашей группы отправилась в Монголию автостопом и не могла там найти не то что машину, даже дорогу — оказалось, что все хаотично ездят по степи. А мы в итоге оставшиеся несколько дней сидели на берегу Байкала, смотрели фото от ребят из степи и придумывали разные экзотические способы их оттуда забрать. Кстати, там у них не было уже ни воды, ни еды, но везде был отличный 3G.

Будьте готовы к России. На самом деле все не так уж и плохо. Есть несколько участков с плохими дорогами и пара мест, где дорога такая ужасная, что проще проехать сбоку по полю. В остальном везде есть нормальное покрытие, заправки и мобильный интернет. В нескольких местах на дороге лучше не задерживаться и проезжать побыстрее — в основном это Забайкалье. По пути множество красивых мест, и стоит взять с собой палатки, чтобы ночевать на природе. Это красивее, безопаснее и приятнее, чем во многих городах на той территории.

Мой топ-мест из этой поездки: Алтай, Байкал и Дальний Восток. У нас путешествие заняло 22 дня в достаточно активном режиме. Думаю, для начала можно сгонять в Мурманск или на Урал. Путешествие до Владивостока для тех, кто готов проезжать много километров в день, часто спать в палатке и преодолевать трудности, без которых, конечно, такая поездка не пройдет (в сумме мы проехали 14 000 километров).

Россия — очень большая, очень интересная и при этом очень одинаковая при движении с запада на восток: архитектура, кухня и образ жизни людей почти не меняются на протяжении всего пути. В общем мы за ту поездку лучше поняли, как устроена наша страна. Это полезный опыт.

Совет:

Если поедете на машине из Москвы во Владивосток, то вам точно пригодятся трос и канистра для топлива — будет несколько участков, где от заправки до заправки 400–500 километров. Еще очень полезна СВ-рация, которую используют дальнобойщики. Они всегда готовы помочь советом или предупредить о пробке или засаде ГИБДД на трассе.

Как добраться:

С навигацией на маршруте достаточно просто: с запада на восток идет одна федеральная трасса. Это плюс — нельзя заблудиться, а минус в том, что если вы с нее съедете, то потом на нее же должны вернуться. Из мест, которые точно стоит посмотреть, — Уральские горы. Там очень красиво, и можно на выбор проехать через Екатеринбург, Магнитогорск или Челябинск. Еще Алтай, где самая красивая природа, что я видел в России, и Байкал. На машине можно доехать до менее туристических мест. Еще стоит сгонять в Китай на речном трамвайчике из Благовещенска, а вернувшись вечером, смотреть, как солнце заходит за рекой на западе — уже в Китае. Еще обязательно надо поездить по окрестностям Владивостока: там особенно красивая природа и море.


Гоша Карцев

Стилист и руководитель SCHOOL GOSH

Камчатка, 2013 год

Мое самое экстремальное путешествие — на Камчатку. Меня туда манит, потому что я там родился. Теперь езжу туда исключительно на отдых и чтобы проведать отца. Это место фантастической красоты, и, к счастью, оно в нашей стране. Там великолепные горы, черный песок, с одной стороны — океан, а с другой — море. Тут же вулканы, снег и тут же жара и дикая природа. Будьте готовы, что там нет никакого сервиса, и это дорогой маршрут, по которому летает только одна авиакомпания. Дорогие даже экскурсии по полуострову — около 4–5 тысяч, а на вертолете — 40 тысяч.

На Камчатке можно подняться пешком на извергающийся вулкан, слетать в долину гейзеров, которая в связи с климатическими изменениями скоро изчезнет с лица земли, посмотреть абсолютно девственные леса и даже встретить медведей. Собственно, в этом весь экстрим. Ну и, конечно, самые свежие морепродукты тоже на Камчатке! Обязательно попробуйте местную жимолость и папоротник. Мне всегда хочется вернуться на Камчатку — это бомба.

Совет

Покупайте билеты за полгода в лучшем случае и летите минимум на две недели. Лучший месяц для поездки — август.

 


Александр Башмет

Директор «Башмет-Центра», предприниматель

Королевство Мустанг, 2013 год

Непал (Эверест), 2019 год

Первая моя необычная поездка была в 2013 году в Непал вместе с моим другом и старшим партнером по работе. Это было довольно забавно. Мы на протяжении нескольких месяцев собирались и готовились к путешествию на гору Кайлас в Тибете: отправляли друг другу сообщения, кто какой купил очиститель для воды, палочки и ботинки для трекинга. Полет был через Дели в Катманду, а оттуда маршрут вел в конечную точку.

В Катманду были особые ощущения, но я думаю, что это что-то природное, а не сверхъестественное. В столице есть Боднатх-ступа, где вроде как хранятся мощи Будды. Она выглядит как отделанная глиной сферическая насыпь, в центре которой — башня с глазами. Когда я шел вокруг нее (обходить ее нужно, начиная слева), в какой-то момент я понял, что на меня как будто кто-то смотрит. Я, конечно, решил, что это эффект необычного места.

Мы прибыли в индийскую часть Непала. Чтобы добраться до горы, нам нужно было пересечь китайскую границу. Пришлось ехать по, наверное, самой опасной дороге в мире, которая единственная соединяет Непал и Тибет: узкая однополосная дорога над километровой пропастью без ограждений, где все пытаются разъехаться и где все время падают камни. Когда мы добрались до границы, оказалось, что у моего товарища, как и у многих часто путешествующих наших сограждан, два паспорта. Поскольку Тибет оккупирован Китаем, нужен специальный допуск от китайцев, а он был в другом паспорте моего друга. Из-за этого мы отбились от нашей группы и вернулись в Катманду, где буквально за один день организовали себе с помощью нашего швейцарского гида другое путешествие.

В компании двух шерпов мы отправились в Королевство Мустанг. Это не очень экстремальное место по высотам — верхний Мустанг расположен максимум на высоте 4,5 км. Примерно до середины 1990-х это была закрытая территория, и там есть свои прелести. Первый неместный человек (какой-то дезертир, написавший об этом книгу) побывал там в начале XX века, а следующий — уже в 1990-е годы. Виза туда стоит 500 долларов, и там туристов гораздо меньше, чем в других непальских местах. Поэтому в Мустанге нет глобальной проблемы с мусором, как во всем остальном Непале, замусоренном пластиком и горной пылью. Красоты в этом королевстве невероятные, хоть там и сплошь бедность: есть развитые страны, есть третий мир, а Непал еще ниже. Это другой мир, но привыкаешь к нему быстро.

Мы возвращались по узкой дороге, соединяющей Непал и Тибет, и наблюдали множество разбитых машин. Мне нужно было достать из открытого багажника трака сумку (пришлось перегнуться через борт и искать ее в куче). В этот момент мне начали что-то кричать на местном языке и показывать наверх (я стоял под отвесной скалой). Я поднял голову, чтобы ответить, и в тот же момент на место, где только что была моя голова, рухнул валун и пробил грузовик. Я добропорядочный атеист и не верю ни во что сверхъестественное, но тогда я понял, что в Непале действуют законы кармы, с этим надо смириться и быть аккуратным.

Были вещи, из-за которых немножко ржешь — в силу простого городского цинизма. Например, во дворце короля я пошел в туалет, а именно — в дыру с третьего на первый этаж. Внизу был стог сена, который жевала коза, и мне пришлось ей кричать, чтобы она отошла. Там очень смешной король, который очень любит подарки. Однажды к нему приехал какой-то швейцарец и подарил мобильный телефон — король сразу сделал его министром связи.

После поездки мы продолжали поддерживать связь с нашими шерпами (народность, живущая в Восточном Непале. — Прим. BURO.), и когда в 2014 году в Непале случилось сильное землетрясение, мы посылали им теплую одежду и другую помощь. В общем, в Мустанге мы время провели отлично, там особо ничего нас не потрясло. Люди там строят жилища из экскрементов яка, так что очень многие остались без крова.

Совет

Если вы въезжаете в Тибет со стороны Индии, то на границе вам понадобится специальное разрешение на въезд в вашем паспорте от Китая.

Как добраться

Перелет Москва — Дели — Катманду, из столицы на машине около суток на северо-запад Непала и потом уже пешком.

Другая поездка состоялась весной 2019 года. Мы отправились в довольно популярную локацию для трекинга — в базовый лагерь Эвереста. Оттуда я вернулся не очень триумфально, несмотря на то что до этого семь месяцев не употреблял алкоголь, занимался спортом пять раз в неделю в течение полугода, бросил курить (не очень заранее, но все равно). Перелет был вновь через Индию, и мы лишний день провели в Дели, потому что какая-то индийская компания обанкротилась и случился коллапс. Вместе с гидами мы решили, что два дня разминочного трекинга мы объединим в один. В итоге мы 7–8 часов шли по равнинной местности, а потом 1,5 км поднимались по отвесной горе до Намче-Базара (популярный поселок в Непале на высоте примерно 4,5 км). Маршруты, идущие через Намче-Базар и еще несколько известных поселений, стали называть «кока-кола трекинг», так как они теперь очень популярные. Во многом именно из-за перегрузки этого района для трекинга в этом году на Эвересте застряли и погибли 11 человек.

Мне же стало плохо в Намче-Базаре, пришлось пить лекарство от гипоксии (главная проблема в горах — мышцам не хватает кислорода), но оно мне не помогло. Где-то на высоте 5 км (максимальной высотой нашего трекинга должна была быть 5,7 км) у меня началось что-то вроде отека легких. В итоге вызывали вертолет. Там везде есть гестхаусы, но они, естественно, неотапливаемые (спальные мешки рассчитаны на -15 градусов). Там, где я остановился, вообще не было связи, и хозяину пришлось куда-то идти минут 20, чтобы вызвать мне вертолет. В Катманду, конечно, полная дыра, но о разных неприятных последствиях туризма там знают, все входит в местную страховку за 30 евро. Меня поместили в американский госпиталь в отдельную палату с очень хорошими условиями и четырехразовым питанием.

Для трекинга вам понадобятся специальная обувь и носки, много тонкой одежды, чтобы надеть ее во много слоев (погода постоянно меняется, а таким образом удобно регулировать температуру тела). Все это потом пригодится в походах и для катания на сноуборде или лыжах.

Совет

Надо иметь в виду, что страховка может не покрыть, например, вертолет. Я являюсь вип-клиентом известного банка и плачу ему за страховку хорошие деньги, которая покрывает вообще все. Оказалось, что платишь ты круглогодично, но она не работает, пока ты не позвонил и не активировал ее. Я позвонил из вертолета, но активировали страховку только на следующий день. В итоге попал на 2 тысячи евро.

Как добраться

Добираться до Эвереста, бронируя жилье через Booking, не лучшая затея. Берите специальный тур с гидами.


Анастасия Рябцова

Фотограф

Северная Корея, 2018 год

В апреле 2018 года я отправилась в Пхеньян на марафон. Наша семья старается в течение года ездить в разные новые места, и, как правило, мы привязываем эти поездки к спортивным соревнованиям. В Пхеньяне я участвовала в полумарафоне и пришла первой.

Организацией нашей поездки занималось норвежское туристическое агентство. Собралась группа бегунов примерно из 30 человек. Нас встретили в аэропорту, и потом мы передвигались только организованно на выделенных специально для нас автобусах. К каждой группе были приставлены по двое гидов. Это, естественно, были агенты спецслужб. Нам нельзя было даже выходить из отеля без сопровождения. Все было четко и заранее расписано: экскурсии, тренировки и другие телодвижения. Все экскурсии были навязаны самими корейцами, поэтому мы увидели только патриотические музеи. В этой стране нет тюрем, и мне стало понятно, почему — они просто не нужны. Там очень много пустых домов, люди ходят по свистку от остановки до остановки. Это абсолютно другая планета и жизнь, от которой мы уже отвыкли, хотя совсем недавно наша страна жила примерно так же.

В итоге со мной все-таки случилась внештатная ситуация. Перед марафоном наша группа утвердила с гидами разминку. Условия нам выставили такие: мы должны были организованно выйти в 7 утра и бегать только вокруг отеля. Каждый из нас бегал разные дистанции в зависимости от того, кто на какую дистанцию собирался бежать марафон. Так вышло, что в какой-то момент я осталась одна и вспомнила, что из моего окна виден прекрасный новый легкоатлетический стадион. Недолго думая, я решила разведать, что там на стадионе. Ровно в ту секунду, когда я сделала шаг влево с тротуара, меня выхватил человек за шкирку и стал очень грозным тоном (правда, на своем языке) объяснять, что мне срочно нужно вернуться в отель. Было крайне неприятно, что за нами так следили. Но такая это страна с такими законами — ты обязан подчиняться, и это, естественно, наводит страх.

Сотовой связи там тоже нет. Мы с мужем звонили детям по стационарному кнопочному телефону из номера, чтобы спросить, как у них дела. Забавная особенность: в номерах нет двуспальных кроватей, то есть как в Советском Союзе секса там нет. В апреле в Пхеньяне достаточно холодно. В Корее очень скудная и специфическая местная еда. Там везде добавляют кимчи и подают в основном какое-то мясо в панировке. Я привезла с собой хлебцы и гречку (хотя туда официально ничего нельзя ввозить, но у меня как-то получилось), что меня очень спасло, так как мне нужно было, чтобы желудок нормально функционировал перед забегом.

Я бы точно хотела повторить это путешествие, так как на меня эта поездка произвела неизгладимое впечатление. Я бы с удовольствием вернулась туда, чтобы уже посмотреть природу. Северная Корея потрясла меня — иначе не скажешь.

Совет

Будьте готовы к тому, чтобы жить только по установленному регламенту. Не стоит совершать никаких не согласованных с гидами и организаторами телодвижений.

Как добраться

Перелет Москва — Владивосток, из Владивостока местными авиалиниями — в Пхеньян. Поездку нужно организовывать через турфирму.


Павел Макеев

Продюсер Snob.ru, руководитель проекта IPI4.0

Монголия, 2019 год

Чуть меньше месяца назад мы поехали с друзьями в Монголию. Поездку планировали полгода. Часть людей выехала на внедорожнике из Москвы, а я присоединился к компании уже в Новосибирске. Оттуда началось мое двухнедельное путешествие по южной части Алтая и Монголии до Улан-Батора, из которого я вылетел в Москву, а друзья отправились дальше. Они выехали из Монголии через Иркутскую область и доехали до Байкала, это заняло у них 34 дня.

Экстремально было все! Тем, кто хочет выйти из зоны комфорта, советую. Только около 30% дорог в Монголии — асфальтированные, остальные — это грунтовые насыпи. Имейте в виду, там практически отсутствует интернет. Из-за погодных условий случается много внештатных ситуаций — это связано либо с сильным ветром, либо с дождем. После очередной ночевки в палатке (там нет никаких гостиниц, кэмпингов и тому подобного) мы поехали по федеральной трассе. В Монголии она представляет собой грунтовую дорогу из 16–17 параллельных дорог, и нам нужно было пересечь реку вброд. Накануне шел сильный дождь, и река, которая только недавно была шириной 2 метра, превратилась в 100-метровый поток. Мы пошли проверять, как можно переехать реку на машине, стали пробовать, но автомобиль стало сносить течением. Чтобы разрулить эту ситуацию, мы потратили 4 часа. Переехать реку не получилось, пришлось объезжать. Людей вокруг в радиусе 50 км не было вообще. В экстренной ситуации в степной Монголии спасет только спутниковый телефон.

Каждый день мы ехали примерно по 6 часов и по 700 км. Это и физически, и психологически сложно. Нужна усидчивость и внимательность, чтобы не съехать с маршрута. Бумажная карта вас тоже не спасет, там нет описания нестандартных путей, а их много. А еще важно быть готовым к тому, что ты останешься наедине с собой, даже если едешь компанией. Я обо многом успел подумать, пока ехал в машине, ставил палатку или, сидя на раскладном стульчике, смотрел на бешеное количество звезд на ночном небе. В общем, нужно быть готовым к настоящей встрече с собой.

Нужно быть готовым к абсолютному дискомфорту. Например, к специфической еде, которая мало кому подойдет и по здоровью, и по вкусовым ощущениям. Меня впечатлило, что в Монголии нет овощей — это полностью мясная страна. Все, что есть из овощей,— привозное и очень низкого качества. Люди в этой стране едят мясо с хлебом и пьют молоко. Так что веганам ехать не рекомендую. А еще я заметил, что там очень много сладостей в магазинах, например российские конфеты «Красный октябрь», и много алкоголя. Отдых на грани возможностей для людей, которые привыкли к комфортной жизни, дает большое количество уроков.

В Монголии фантастическая природа — я нигде не видел такой смены ландшафтов: бархатные горы посреди степи, как в Шотландии, тут же соленое озеро, затем пустыня и степь, и деревья растут, как в тропических лесах, возле реки, а потом вдруг альпийские луга.

Я много путешествовал в связи со своей профессией продюсера и журналиста. Это были и комфортные пресс-туры, и сумасшедшие направления. Мои знакомые были в Африке, Южной Америке, но в Монголию еще никто не ездил. Меня привлекло, что из своего окружения я буду первым.

Совет

Составляйте маршрут сильно заранее, закладывая 2–3 дня; чаще ночуйте в палатках и меняйте локацию каждый день. Купите местную сим-карту — российский интернет не работает вообще, а монгольский — хоть иногда. Возьмите с собой два запасных колеса и портативную плиту на газовых баллонах.

Как добраться

Можно поехать на оборудованной машине из Москвы, минуя верхнее Поволжье, дальше через Уральские горы в Восточную Сибирь и потом вниз к Алтаю — и вы в Монголии. Другой вариант — на самолете из Москвы до Новосибирска и там перескочить на машину. А еще вариант — от Новосибирска доехать на поезде до города Бийск и там, в районе Барнаула, подсесть к ребятам в машине. Ее вам никак не избежать! Самым неподготовленным советую лететь из Москвы в Улан-Батор, но тогда придется возвращаться на машине обратно, чтобы увидеть природу Монголии. Я в итоге проехал 3 000 км.


Николай Красавин

Маркетинг- и бренд-директор в Tsvetnoy Central Market

Остров Тасмания, 2013 год

Я путешествовал по Австралии в январе 2013 года и чуть не сгорел заживо. Это было на острове Тасмания, в заповеднике. Неконтролируемый пожар случился ночью. Он внезапно поменял направление, и стена огня пришла буквально через 30 минут после оповещения. Все в панике бросали все и уезжали через лес по бездорожью, куда глаза глядят. Мало того, когда я захлопнул багажник машины, то понял, что ключ остался внутри. Благо, нашелся лом, чтобы его вскрыть. Сбежать от пожара удалось в последний момент. Мы эвакуировались в залив Файерс, и это очень красивое место, которое я бы не увидел, если бы не пришлось оперативно менять планы. Я пытался искупаться в заливе, но вода оказалась ледяной даже при +50 градусах жары.

Совет

Я всегда планирую путешествия сам, и каждый раз это в какой-то степени испытание себя. Именно такие поездки дают настоящие эмоции и ощущение ценности жизни.

Как добраться

Из любого крупного города Австралии летите в столицу Тасмании Хобарт. Оттуда до всех интересных мест я добирался на арендованной машине.


Мурад Османн

Основатель проекта #Follow Me To, продюссер Hype Film, инфлюенсер

Тибет (2019)

Мы сейчас с Наташей (Наталья Османн, жена Мурада и соосновательница проекта #Follow Me To. — прим. BURO.) делаем альтернативные форматы поездок, когда мы не только с брендами или сами по себе выезжаем по какому-то интересному направлению, а вместе с группой. Отправились мы в Тибет. Это место, которое мы давно мечтали посетить. Раньше не получалось, потому что это очень сложная локация из-за временной логистики, так как туда все-таки невозможно приехать на неделю (нужно минимум 10 дней). Мы там пробыли почти три недели. Нашей целью было посещение горы Кайлас, которая является священной для нескольких религий: буддизма, джаянизма и даонизма. Мы делали кору — паломничество — вокруг горы, которую обошли за три дня с двумя остановками и перевалом на высоте 5 750 метров. Прошло все не так гладко! К моему удивлению, так как я родился практически в горах, у меня случилась горная болезнь.

Когда мы прилетели в столицу Тибета Лхасу (она на высоте чуть более 3 км), у меня уже начались головокружения, апатия к еде, общее состояние усталости и головные боли. Горная болезнь ударила больше всего по мне среди всей группы. Нас, конечно, предупреждали, что нужно отказаться от кофе и мяса за 2-3 недели до поездки, чтобы легче пройти акклиматизацию, но я, как упертый человек, наоборот, увеличил количество этих продуктов в своем рационе в два раза. Спасли американские таблетки моего товарища, после которых мне практически сразу полегчало, поэтому я смог продолжить путешествие. На третий день мы поднимались в монастырь на высоте 4,7 км. Мы совершали восхождения каждый день поэтапно с возвратом в Лхасу – каждый раз поднимались на высоту чуть выше, чем мы были до этого, чтобы организму было легче привыкнуть. Помимо горной болезни, нужно быть готовым к совершенно другой культуре и пище. Мы ехали от Лхасы до горы Кайлас на автобусе 3–4 дня, так что физическая и моральная готовность необходима как к долгим поездкам, так и к долгим пешим маршрутам на непривычной высоте. В помощь также правильная экипировка и минимальное количество вещей, чтобы не было тяжело.

С собой обязательно нужны: спальный мешок, термос, флисовые кофты, легкая походная обувь и термоноски. Ну а я с собой всегда беру дрон, камеры и ноутбук. Мы посещали это место в мае, чтобы количество туристов в этом месте было минимальным. Но температура за Кайласом была -14, а в домиках, где мы останавливались, доходила до -11. Благодаря этой поездке я уже просто не мог видеть рис в сочетании с яйцом в моем рационе. Если говорить об ощущениях после посещения Кайласа, то я как будто обнулился и очистился от своего предыдущего негативного багажа. На горе есть место «Топор Кармы», где можно очиститься от своего предыдущего негативного опыта, благодаря чему можно попробовать начать провести год осознанно и с вниманием к себе. Безусловно, первые две недели после этого ты светишься, улыбаешься, воспринимаешь все по-другому, ценишь энергию и общение с людьми. Сразу по приезду мы вообще не хотели заходить ни в интернет, ни в инстаграм, так как у нас произошло временное отторжение от цифрового мира — начинаешь замечать детали и наслаждаться ими, даже в Москве.

Совет

Минимизируйте количество электронной техники для такой поездки и берите с собой мобильные телефоны с легкими дополнительными объективами, потому что при длительном походе в гору с тяжелой техникой возможности для креатива будут минимальные. Езжайте в августе, потому что будет меньше снега и будет лучше проходимость. Соблюдайте специальную диету за месяц до поездки, чтобы легче перенести акклиматизацию.

Как добраться

Мы прилетели в Китай в Гуанчжоу и там находились сутки, потому что нужно было получить групповое разрешение на въезд в Тибет. Из Гуанчжоу мы вылетели с остановкой в городе Чуньцин, как в автобусе добрали пассажиров, и полетели дальше до Лхасы. В столице мы пробыли 3–4 дня. До Кайласа нужно проехать 1200 км. Мы делали остановки в разных городах по пути, чтобы посмотреть достопримечательности, быт и культуру местных жителей.