Поиск

Бельё для женщин, переживших мастэктомию, и ещё 5 дизайн-проектов будущего

Бельё для женщин, переживших мастэктомию, и ещё 5 дизайн-проектов будущего

Как Lexus поддерживает молодых дизайнеров и помогает реализовывать инновационные идеи

Текст: Buro 24/7


Завершился международный конкурс Lexus Design Award. Гран-при жюри присудило американке Лизе Маркс за проект «Алгоритмическое кружево». Российский дизайнер Дмитрий Балашов вошёл в шестёрку финалистов.

Седьмой по счёту конкурс, организованный компанией Lexus International, стартовал ещё в августе, в общей сложности было подано 1 548 заявок из 65 стран. Соревнование проходило в несколько этапов. Представление проектов финалистов и торжественное награждение победителя организаторы приурочили к Неделе дизайна в Милане — лучшего времени и места придумать невозможно: в эти дни Милан превращается в дизайн-столицу мира.

Алгоритмическое кружево

Конкурс показал, насколько изменилось понимание дизайна в современном мире. Сегодня задача проектировщика гораздо шире, чем просто создать красивую вещь, например стул, и даже масштабнее, чем придумать стул эргономичный, суперудобный. Современный дизайн — средство решения проблем, в том числе глобальных: как уменьшить выброс двуокиси углерода в атмосферу, как бороться с пластиком и загрязнением окружающей среды, как сберечь природные ресурсы и улучшить условия жизни миллионов. Именно так: создание лучшего будущего с помощью дизайна — сформулирована тема конкурса, организованного Lexus.

Как устроен конкурс

Уровень любой премии определяется авторитетом судей — Lexus Design Award в этом смысле на высоте. Обладателя Гран-при из шести финалистов в Милане определяли архитектор сэр Дэвид Аджайе; старший куратор отдела архитектуры и дизайна нью-йоркского музея MoMA Паола Антонелли; дизайнер и технолог Джон Маэда; президент Lexus International Ёсихиро Сава. Из этих четверых Аджайе в России известен, пожалуй, лучше всего: архитектор спроектировал школу управления в Сколково.

В Милане жюри оценивало прототипы, изготовленные участниками. На создание каждого компания Lexus International выделила до 3 млн японских йен (1,7 млн рублей). Не менее ценное поощрение — участие в семинарах и мастер-классах, организованных в Нью-Йорке в рамках подготовки прототипов. Финалистов напутствовали, обучали, делились с ними опытом авторы с мировым именем: дизайнер и программист Джессика Розенкрантц, архитектор Сехэй Сигэмацу, дизайн-директор бренда Established & Sons Себастьян Рон, дизайнер и скульптор Хайме Айон.

Местом проведения мероприятия в Милане на этот раз был выбран зона Тортона — бывший промышленный район, превращённый в культурный кластер. Здесь располагаются дизайнерские отели и модные рестораны, значимые лендмарки, такие как Armani Silos — выставочное пространство Armani, устроенное в бывшем зернохранилище 1950 года, или музей cовременного искусства Mudec — бывший механический завод, блестяще реконструированный архитектором Дэвидом Чипперфилдом. В атриуме Mudec прошёл торжественный гала-ужин Lexus Design Award. Церемония награждения победителя проходила неподалёку, на площадке Supernova.

Какие проекты вышли в финал

Что предложили дизайнеры, дошедшие до финала? Китаец Шучжань Юань разработал установку для быстрого удаления нефтяных пятен с поверхности океана. Австралиец Бен Беруик применил геометрию оригами, чтобы получить оконный занавес, производящий энергию. Филиппинец Джеффри Е. Дела Крус спроектировал модульную постройку, способную выдержать резкий подъём уровня воды, - угроза затопления остро стоит перед жителями низинных районов. Живущая в Лондоне турчанка Реззан Хасоглу задалась целью найти применение песку пустынь и предложила производить на его основе композитные материалы. Российский автор Дмитрий Балашов разработал конструкцию «Эковихрь для генерации энергии». Она позволяет накапливать энергию, производимую двигателем самолёта во время взлета, и перераспределять её на нужды аэропортов, а возможно, и для других целей. «Энергии от 60 взлетающих самолетов достаточно, чтобы снабжать 50 квартир в течение часа или зарядить 7 200 мобильных телефонов», — такие цифры привёл Дмитрий в своей презентации.

Победила американка Лиза Маркс. Её проект «Алгоритмическое кружево» — бесшовный бюстгальтер для женщин, которые пережили мастэктомию, операцию по удалению молочной железы. Он комфортен и создаёт иллюзию симметричности тела. «Когда мы говорим об алгоритмах, то обычно представляем себе компьютеры и высокие технологии, однако впервые алгоритмы появились в XIX веке в текстильной промышленности», — напомнил член жюри Джон Маэда. Лиза Маркс вдохновлялась старинными техниками плетения кружев, соединяя их с трёхмерным моделированием, — актуальная разработка в тренде технокрафта победила вполне закономерно. Каждое изделие изготавливается индивидуально, вручную. Планируется, что их созданием займутся мастерицы на Филиппинах.

Участники по очереди выходили на сцену и представляли свои проекты — это напоминало защиту диплома или диссертации. Авторы демонстрировали подготовленные видео и фото, объясняли суть проекта и отвечали на вопросы членов жюри. Вопросов было много: какой бы многообещающей ни была идея, она должна быть доступной в реализации. Например, в случае с Реззан Хасоглу у жюри возникли сомнения, не слишком ли дорого обойдётся производство материала в условиях Сахары. Неслучайно больше всего вопросов задавал технолог Джон Маэда. Конкурсанты заметно волновались, наиболее свободно и уверенно держалась американка. Она и победила.

В условиях конкурса не оговаривается образование участников, допускаются авторы с любым бэкграундом, а не только архитекторы и дизайнеры. Так, Дмитрий Балашов — инженер, за плечами которого МГТУ имени Баумана, что ещё раз подчеркивает, насколько широко сегодня трактуется профессия дизайнера. Кстати, в условиях конкурса не оговаривается и возраст, хотя подразумевается, что он призван поддержать в первую очередь молодых — тех, у кого больше перспектив, амбиций и драйва.

Здесь же, на площадке Supernova, бренд Lexus представил свой проект в рамках Milan Design Week — световой спектакль Leading with Light, реализованный совместно с японской дизайн-студией Rhizomatiks. В нём участвуют человек и машины, ломаные движения хрупкой танцовщицы противопоставлены чётким перестроениям роботов. Были и элементы иммерсивного шоу: зрителям предлагалось взять в руки светящиеся шары и создать свою игру света.

По окончании программы в Милане Lexus пригласил журналистов в свой Европейский центр дизайна на Лазурном берегу. Здесь хозяева не просто показали рабочие пространства и рассказали о новых моделях, но и предложили гостям попробовать себя в проектировании автомобилей — создать эскиз, подобрать цвет и фактуру, смоделировать автомобиль из глины.

Оставьте комментарий