Поиск

«”Российское” тоже скоро станет модным». Что обсуждали эксперты модной индустрии на ПМЭФ

«”Российское” тоже скоро станет модным». Что обсуждали эксперты модной индустрии на ПМЭФ

Подготовила: Александра Барыкина

Если вам интересна современная мода и ее будущее, вы наверняка следили за тематическими панельными сессиями, которые проходили в рамках Форума креативного бизнеса на ПМЭФе. Эксперты из индустрии обсуждали креативную конкурентоспособность России, все аспекты «моды будущего», дизайнеров, на которых стоит равняться, а также высокотехнологичные и инновационные ткани, за которыми то самое будущее. Мы тоже наблюдали за дискуссиями на форуме, но у нас, как у самых любопытных, когда речь идет о моде, остались еще вопросы. В связи с этим мы пообщались со спикерами разных сессий и узнали, что, по их мнению, должно случиться с модой в ближайшем будущем, какие технологии станут передовыми и на что стоит обращать внимание молодым дизайнерам при запуске своего бренда.


«”Российское” тоже скоро станет модным». Что обсуждали эксперты модной индустрии на ПМЭФ (фото 1)

Алексей Баженов

Основатель форума Beinopen, куратор стратсессии «Модернизация экосистемы моды в России: план на экономическое чудо 2035»: о «чуде» в российской моде и брендах, которые на верном пути к нему


Чудо в моде, о котором я говорил на форуме, состоит из совокупности нескольких факторов. Сейчас в России есть тысячи фабрик, дизайнеров и ретейлеров, но пока что все они — разобщенные игроки, которые друг с другом никак не сотрудничают. Поэтому главным глобальным изменением должно стать выстраивание внутреннего взаимодействия между этими игроками индустрии.

Важные перемены происходят и в ментальности российского потребителя: еще пару лет назад никто не верил, что становление российской индустрии моды возможно, сейчас же почти все, кто причастен к индустрии, убеждены в обратном. В этом направлении работают уже много активистов и инвесторов, появляются специальные онлайн-платформы, развиваются digital-аспекты индустрии — анализ больших данных, цифровая одежда, инновационные технологии производства, метавселенные, гибридный мир. Все понимают, что сектор креативной экономики будет только расти, а в этом залог роста остальной экономики. Мне кажется, что у нас есть все шансы, чтобы «российское» стало модным.

Говоря о брендах и дизайнерах, за которыми и есть это «будущее», некорректно выделять условный топ-10. Думаю, что будущее не за конкретными брендами, а за тысячами разных марок — только в Москве их сейчас 10 тысяч. Если легкая промышленность решит все вопросы с оптовым производством, а бренды научатся рассказывать свою историю, не только визуально привлекая покупателей и инвесторов, но и способствуя формированию комьюнити, то у нас есть все предпосылки, чтобы в скором времени похвастаться своей национальной индустрией.

Всем начинающим дизайнерам я бы посоветовал развивать три основных навыка: во-первых, нужно уметь работать с локальной повесткой. Посмотрите, как это делает Женя Ким — ей удается совмещать современную общемировую повестку и национальные локальные коды. Также важно уметь работать с традиционным, превращая его в современное, — так и формируется аутентичность.

Во-вторых, нужно тренировать глаз и учиться видеть новую красоту и искренность. Вспомните Гошу Рубчинского — в 2014-м, когда все массово восхищались глянцем, он смог увидеть совсем другую красоту — жизни юных ребят, их интересы, переживания и мечты.

И, наконец, сегодня очень важно активно работать с сообществом. Уже есть несколько классных примеров: творческое объединение «Кружок», дизайнер Антон Лисин, новая волна околостритстайловых марок — например, «Волчок». Все эти ребята умеют собирать комьюнити, они умеют интегрировать человека в бренд, делать покупателя еще и соавтором.


«”Российское” тоже скоро станет модным». Что обсуждали эксперты модной индустрии на ПМЭФ (фото 2)

Людмила Норсоян

Дизайнер, спикер панели «Мода будущего»: о тканях будущего и брендах, которые уже активно внедряют инновационные технологии


Высокотехнологичные материалы давно используют в коллекциях спортивного масс-маркета всего алфавитного списка — Puma, adidas, Reebok. То же самое и с outdoor- и streetwear-брендами (которые зачастую делают одни и те же команды). В этот список можно включить Moncler, Spiewak, The North Face, Bask, Grunge John Orchestra и множество других мировых брендов бесконечен. В дизайнерские коллекции — как люксовых брендов, так и масс-маркета — высокотехнологичные инновационные материалы попадают в основном в качестве эксперимента и новостного повода. Такие кейсы встречались, например, у Balenciaga и Uniqlo, но речь не о массовом внедрении, а лишь о разовом опыте.

Основная причина такого неактивного включения технологичных тканей в коллекции одежды в том, что до сих пор руководители брендов не видят смысла и практической пользы в «работе на чужой территории».

Еще важно сказать, что изначально использование технологичных тканей было призвано спасать жизни людей и оберегать их здоровье — в космосе, в спорте, на войне, в медицине, а теперь и в обыденной жизни в мегаполисе. Именно поэтому разработчики таких материалов до последнего времени меньше всего задумывались об окружающей среде. Сегодня и это меняется: при производстве высокотехнологичных волокон начинают внедрять все более щадящие окружающую среду техники. Отличный пример всей индустрии подает бренд Pangaia, привлекая внимание и формируя доброжелательное отношение общества и рынка к высоким технологиям в модной одежде. Сегодня наука и технология уже развиты слишком хорошо, поэтому не обязательно жертвовать одним ради другого. Главное — не переставать фантазировать и искать новые пути и решения.

Поэтому начинающим дизайнерам я бы посоветовала быть более любопытными, открытыми и готовыми к необычным решениям, а также не лениться и не жадничать и посещать международную выставку текстиля Premiere Vision — там можно узнать об инновациях в моде из первых уст, подружиться с первоклассными фабрикантами и договориться с ними о производстве современных модных и технологичных коллекций.


«”Российское” тоже скоро станет модным». Что обсуждали эксперты модной индустрии на ПМЭФ (фото 3)

Игорь Андреев

Основатель бренда Vereja, участник дискуссии «Модернизация экосистемы моды в России: план на экономическое чудо 2035»: о старинных техниках, которые мы скоро увидим в коллекциях российских дизайнеров, и тренде на все «локальное»


Вязание сейчас, особенно после карантина, стало очень популярным, но это не единственная техника, которую настигло возрождение. Я очень верю в коклюшки — старую технологию плетения кружева с помощью специальных деревянных палочек, на которые наматывают нити. А еще вышивка, резьба по дереву (уже представляю себе невероятные клатчи с резьбой). Сложно угадать, какая именно техника выстрелит следующей, но могу с уверенностью сказать одно: у нашего трикотажа точно большое будущее.

Сейчас очень популярно все «локальное» и не массовое, но кто-то это делает, потому что это модно, а кто-то по искренней любви. Когда случается взаимная любовь, такие тренды вырываются в мир. Мода циклична, и, если даже несколько сезонов тренд интересен аудитории, потом может пойти на спад. Самое важное — вовремя переключиться с хохломы на граффити.

Хочу посоветовать молодым дизайнерам экспериментировать с материалами. Даже если вы не можете найти то, что вам нужно, — попробуйте сделать это сами. На первых порах результат может не оправдать ваши ожидания, но главное — стараться, искать, фантазировать и не останавливаться. Когда я создавал первые вещи для Vereja, все нитки покупала в «Леонардо», мне этого было достаточно. Сейчас я уже езжу в более крупные магазины и постоянно продолжаю быть в поиске сырья для моих коллекций, но точно никогда не ною, что у нас на рынке нет тех нитей, которые мне необходимы.