Поиск

Американское лидерство. Начало конца?

За время пребывания в России американский посол Майкл Макфол уже не раз отмечал высокий уровень антиамериканизма среди российского населения. В отчетах перед Госдепартаментом он неоднократно сообщал о том, что поражен нынешней ситуацией в стране, поскольку подобные настроения охватили не только политическую элиту, но и молодежь. 
В утверждении американского посла, безусловно, есть рациональное зерно: эйфория Москвы по отношению к Вашингтону угасла еще в 1999 году, когда американцы вторглись в Югославию, потом последовал 2001 год – война в Афганистане, и, соответственно, ввод войск в Ирак двумя годами позднее. Очевидно, что Россию никогда не устраивал и не будет устраивать политический курс США. Ради справедливости отмечу, что идеи мессианства, интервенционизма, гегемонии, пропагандируемые американскими властями, беспокоят не только Россию. Страны, ощутившие на себе безграничность возможностей и безнаказанность действий США (когда каждое действие расценивается как превентивный удар), сошлись во мнении о том, что мировой лидер больше не является гарантом безопасности, скорее наоборот, внешняя политика Америки стала главным фактором нестабильности в мире. 
Несомненно, США боятся потерять статус мировой державы. Страх оказаться не у дел так силен, что такие значимые фигуры американского истеблишмента, как Генри Киссинджер, призывают не упускать из вида Китай, ведь "он, как и США, хочет одного – мирового господства". В статье "Будущее американо-китайских отношений: конфликт как выбор", опубликованной в последнем номере Foreign Affairs, Киссинджер отмечает положительную динамику в развитии экономических отношений между двумя государствами, но подчеркивает, что политическое сотрудничество едва ли возможно: страны есть и будут конкурентами, если Америка не придумает что-то существенное, чтобы восстановить утраченный статус гегемона. Важно отметить, что большинство американцев до сих пор не отвергли идею однополярного мира. Например, прославленный неоконсерватор Роберт Каган  считает, что история доказывает эффективность такого устройства системы международных отношений. В своей новой книге "Мир, который создала Америка" (The World America Made) он пишет о том, что чаще всего войны затеваются, когда нации хотят понять, кто сильнее, следовательно, мир стабильнее, когда одно государство доминирует, особенно если это государство – США. Тем не менее Каган не отрицает существования проблемы. По его мнению, в похожей ситуации Америка находилась после войны во Вьетнаме, однако у страны есть все шансы, чтобы восстановиться и адаптироваться. 
Преданный сторонник теории мирового господства США (приложивший к претворению этой идеи в жизнь немало сил в должности советника Джимми Картера), известный политолог Збигнев Бжезинский не так оптимистичен в своих оценках, как Роберт Каган. Хотя Бжезинский по-прежнему считает, что сильная Америка незаменима, в "Стратегическом видении" он говорит о возможности сохранения статуса мирового лидера в следующих случаях: если правительство разберется с долгами, укрепит финансовую систему, сократит социальное неравенство, восстановит инфраструктуру. Во внешней политике, по мнению политолога, необходимо ввести понятие "расширенного Запада", в которое попадут не только США и ведущие страны ЕС, а также Россия и Турция. Меньше патриотизма прослеживается в последней работе Чарльза Капхена, известного российскому читателю по книге "Закат Америки. Уже скоро". Капхен уверен, что причиной распространения либерализма была не привлекательность самой идеи, а материальное доминирование западных государств. И даже если демократические ценности приживутся в развивающихся странах, в мире начнется столкновение старых и новых демократий, поскольку многие страны, как утверждает автор, чувствуют, что настал их черед "почивать на лаврах", и США ничего не останется, как предложить новой миропорядок, где учитываются интересы всех сторон.
Похоже, именно сейчас для Америки настало время посмотреть правде в лицо: ее экономика ослабла, авторитет в мире подорван (поражения Барака Обамы в Афганистане и Палестине отодвинули на второй план его главную заслугу – устранение Усамы Бен Ладена). Если США не справляются с ситуацией на Ближнем Востоке, вряд ли они сумеют "укротить" Китай. Более того, не стоит недооценивать степень непредсказуемости российской внешней политики – вопрос размещения ПРО НАТО в Европе до сих остается открытым. Кандидатам в президенты США есть над чем задуматься: ведь если, как утверждает Бжезинский, сильная Америка – необходимая потребность сегодняшнего мира, то у нас всех серьезные проблемы.

Василий Омаров