Поиск

Русские снова судятся в Лондоне

Предприниматель Аркадий Гайдамак подал иск к бизнесмену Льву Леваеву в Высокий суд в Лондоне. Как утверждает Гайдамак, Леваев обманом завладел его долей в Ascorp, компании-монополисте в экспорте алмазов из Анголы. В недавнем интервью газете "Коммерсантъ" Аркадий Гайдамак рассказал о том, как ввел в бизнес Леваева и что случилось после: 

Русские снова судятся в Лондоне (фото 1)

Лев Леваев

"Но о моих взаимоотношениях с господином Леваевым расскажу подробнее. Я ввел его на ангольский рынок в 1999 году. В те времена ситуация там была крайне сложная. После кровопролитной гражданской войны наступил мир. Как известно, основным источником финансирования повстанцев была незаконная торговля алмазами. Поэтому я разработал план контроля за экспортом алмазов, который представил в правительство Анголы. Он был одобрен, и на этом основании было создано предприятие Ascorp, на 51% государственное. 24,5% принадлежало мне, но я тогда находился в крайне сложной ситуации, связанной с преследованиями со стороны Франции, решил, что необходим профессиональный партнер. Ввел Льва Леваева в эту компанию, но мы решили, что официально я не буду партнером, и мои 24,5% были записаны на него. Мы подписали письменный договор (он существовал в единственном экземпляре) и передали его на ответственное хранение главному раввину России Берлу Лазару в соответствии с религиозными правилами — в алмазном мире они до сих пор действуют. И стали работать. 

Леваев таким образом получил исключительное право на экспорт ангольских алмазов через Ascorp. На основании внутренних соглашений с другими акционерами Леваев имел де-факто 70% объемов экспортных продаж. И таким образом, до 2005 года он вывозил алмазов на сумму от $800 млн до $1 млрд в год. Мне же он говорил, что дела идут ни шатко ни валко. Так продолжалось несколько лет. Он платил какие-то деньги, все время жалуясь, что дела идут плохо и что в следующем месяце все вообще может прекратиться. Но до меня доходила информация, что на самом деле заработки в разы выше. И с 2005 года я стал Леваева отодвигать. Смог ввести АЛРОСА и ряд других компаний, но было уже поздно. Кстати, тогда АЛРОСА в первый раз получила экспортную лицензию и экспортировала за три года алмазов на почти $500 млн. Леваев потерял монополию, но продолжал работать в Анголе."

До 2008 года Гайдамак не поднимал вопрос о ситуации с компанией Ascorp из-за политических соображений. Будучи кандидатов в мэры Иерусалима, Гайдамак по совету политтехнологов игнорировал любые конфликты в бизнесе, чтобы не навредить своему имиджу политика. После того как Гайдамак проиграл выборы, он вернулся к юридическим утряскам установления прав на собственность.  Иск Аркадия Гайдамака к Льву Леваеву будет рассматриваться 21 мая 2012 года.

(Подробнее: //www.kommersant.ru/doc/1838479)