Поиск

Работа в паре поможет преодолеть вызовы современности — конспект лекции Брендана Макгетрика

Работа в паре поможет преодолеть вызовы современности — конспект лекции Брендана Макгетрика

Текст: Катя Киселева

Автоматизация постепенно становится причиной безработицы, в то время как общественное признание получают трудоголики. Соцсети часто делают нас заложниками мнения абстрактной массы, которая к тому же редко упускает возможность покритиковать. В одиночку справиться с нестабильностью тоже сложно. Писатель, дизайнер и креативный директор Музея будущего в Дубае Брендан Макгетрик уверен, что сегодня противостоять сложностям можно, только работая в паре. Прошлым летом он прочитал на эту тему лекцию на «Стрелке». Мы сделали ее краткий конспект.

Технологии, обещающие человечеству комфортную и беззаботную жизнь, за последние десятилетия стали, напротив, причиной беспокойства многих. Неслучайно процент самоубийств, наркомании и алкоголизма стремительно растет именно в развитых странах. Капитализм данных, автоматизация и цифровизация постепенно захватывают все больше пространства. Статистика показывает, что к 2025 году 50% всех ныне существующих рабочих мест могут потенциально занять роботы. Например, самая популярная работа в большинстве штатов Америки — водитель грузовика. Появление самоуправляемых машин на автопилоте со временем станет причиной безработицы значительной части населения США. Изменения коснутся и представителей творческих профессий. Как выжить в условиях обесценивания человеческой деятельности?

В эпоху избытка информации особенно важно взращивать в себе такие качества, как ментальная гибкость и эмоциональная стабильность. Макгетрик сравнивает эти способности с шизофренией, но в положительном ключе: современный человек должен принимать в расчет несколько точек зрения одновременно, мыслить многогранно.

Некоторая расщепленность присуща и нашей новой социальной роли. В ХХ веке присутствовало заметное и вполне однозначное напряжение между индивидом и коллективом. Сейчас же многие существуют в неком синтезе независимости и потребности в признании. Макгетрик ассоциирует такую модель со смесью мифов о самолюбивом Нарциссе и вечно трудящемся Сизифе. Получается комичный Нарсизиф, который считает важным рассказать в инстаграме о том, как много и упорно он работает.

В итоге соцсети задают правила самопрезентации: люди хотят казаться лучше, чем они есть, пытаются быть теми, кем они не являются, — и так они себя упрощают.

Дополнительно истощает наблюдение за приукрашенной жизнью других, которое уже вошло у многих в привычку.

«Ты стоишь в своем прекрасном красном платье на балконе, смотришь на чужую вечеринку. И даже если тебе не хочется там быть, тебя все равно заставляют пялиться на происходящее. Тебя бесят все эти люди. Ты винишь себя за то, что там находишься. Это очень изматывающий опыт».


Подобная отчужденность сосуществует вместе с коллективностью, трансформировавшейся из советской политической идеи в капиталистическую абстракцию. В соцсетях каждый отдельный человек является частью огромного сообщества, готового к коммуникации для воплощения идей.

Однако, по мнению Макгетрика, в современных условиях объединение такого рода так же неэффективно, как и радикальный индивидуализм. В качестве альтернативы исследователь предлагает работу в дуэте. Объединив усилия, пара может воплотить идею, которую невозможно реализовать одному или в группе. Макгетрик призывает прислушаться к слову «друг», начать воспринимать его всерьез.

«Дружба — это история обнаженных разумов. В эротике есть обнаженные тела, в дружбе есть обнаженные личности. Ты можешь существовать в эту нечеловеческую эпоху, отсоединившись от себя, ты можешь посмотреть на себя абсолютно честно, искренне, открыто, но сделать это в одиночку сложно. Гораздо проще и даже приятнее, когда это происходит рука об руку с другим человеком, с твоим другом».


Дуэт позволяет ограничить число зрителей до одного близкого человека, которому можно доверять и мнение которого важно. Мысль о большой аудитории пугает, напрягает, разрушает. Проецирование результата труда на вкус воображаемой публики пересекается с культурой постоянного наблюдения. Макгетрик вспоминает персонажей из «Улицы Сезам»: они все время сидят на балконе и критикуют всех, кто выступает на сцене.

«Живут эти парни внутри нас. Интернет делает их в десять раз хуже. Мы живем в такой ситуации, когда, в сущности, ты сразу же отправляешь в мусор все свои возможные идеи. И в итоге никогда ничего не делаешь».


Эмоциональная стабильность исчезает, человек концентрирует все свое внимание на цифрах и показателях. Результатом работы в таком состоянии становится нечто безликое. Когда в процессе создания чего-то нового мысль периодически обращается к одному близкому человеку, выражать действительно важное становится проще. Пример такого созидательного союза — Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. Прежде всего они прислушивались друг к другу — мнение критиков было чем-то незначительным. Однажды Сартр признался Бовуар: «У меня был один читатель — это ты».

«Дружба — это чудесно. Но всё это было бы не так полезно, если бы суть была только в друзьях, потому что в конечном итоге, мне кажется, действительно настоящей мощной стороной дуэта и пары является возможность поговорить с людьми, которые твоими друзьями не являются. У тебя появляется возможность научиться чему-то, чему бы ты в иных условиях и ситуации не научился бы».


Макгетрик обращает внимание, что люди в паре не должны быть одинаковыми. Он приводит в пример идеологов Баухауса — Вальтера Гропиуса и Йоханнеса Иттена. Эти люди были двумя противоположностями. Гропиус был лидером, дипломатом, мастером управления. Иттен больше работал над идеями: он концептуализировал базовый курс, который изучали все студенты Баухауса. Вместе они создали то, что было невозможно создать иначе (при этом Гропиуса и Иттена сложно назвать друзьями: из-за разницы во взглядах на учебный процесс и мировоззрении в целом они часто конфликтовали. Во многом в силу этих разногласий Иттен покинул Баухаус. — Прим. BURO.).


Полную версию лекции можно посмотреть здесь

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7